И художник, и реставратор к 80-летию М. Е. Соколен

В собрании Старочеркасского музея-заповедника хранится более 40 живописных произведений. Автором является известный реставратор, искусствовед, художник М. Е. Соколенко. Некоторые работы приобретены у художника, но основная часть получена в дар от самого художника и его дочери Ирины Михайловны Соколенко.
Родился донской художник-реставратор Михаил Егорович Соколенко
 9 января 1942 года в городе Ростове-на-Дону. Его деятельность тесно связана со станицей Старочеркасской и в частности музеем-заповедником. Многие старожилы помнят Мишу Соколенко, то с этюдником идущего к Дону, или стоящего у мольберта возле памятника архитектуры. Просто шагающего по улице с верным другом - собакой по кличке «Ава». Он абсолютно не желал производить никакого впечатления, в станице был своим человеком. Их гостеприимный дом всегда был открыт, заходили пообщаться, на домашнее вино или на восточные блюда, которые с любовью готовила его жена Фарида.
В 1970-м году Соколенко окончил художественное училище им. М. Б. Грекова, проходил стажировки во Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации в Москве, с 1973 года становится организатором и руководителем бригады художников-реставраторов Ростовской специальной научно-реставрационной мастерской. В группу вошли его жена -Баутова Фарида Хакимовна реставратор, Ефремов Василий Иванович-художник-реставратор живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, художественной резьбы по дереву, Пустоветов Борис Серафимович живописец, реставратор, Ермакович Александр Анатольевич художник-реставратор живописи, полихромной деревянной скульптуры, книг, Пахомов Геннадий Васильевич художник-реставратор живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, резчик по дереву, Кабарухин Леонид Андреевич живописец, реставратор. Полевода Игорь Станиславович реставратор, живописец.
В собрании музея хранится живописное произведение «Бригада реставраторов», на полотне изображены члены группы М. Е. Соколенко на фоне иконостаса Воскресенского собора.
Бригадой были отреставрированы такие значимые объекты Старочеркасского музея-заповедника: иконы и росписи под хорами Войскового Воскресенского собора XVIII в., алтарные настенные росписи и за алтарное полотно Собора, портреты из I картинной галереи, основанной в XVIII веке войсковым атаманом Данилой Ефремовым.
Соколенко М.Е.- автор научных атрибуций, исследований и публикаций. Как живописец Михаил Егорович Соколенко обращался ко всем жанрам: картине, пейзажу, портрету, натюрморту и интерьеру. Важной темой проходящей через творчество художника является его внутренний мир. Если, например, просмотреть все работы художника, то можно заметить смену его настроений даже по выбранной цветовой гамме. В натюрмортах всегда присутствуют полевые цветы, солнечный свет. Часто в картинах использованы темно-зеленые, коричневые тона, художник выбирает их неслучайно. Темные оттенки, близкие к коричневому, - это свидетельство переосмысления, задумчивости, анализа событий прошлого, жизненного уклада и личной жизни.  Тонко и поэтично написаны пейзажи Старочеркасска, где жил и работал художник почти 20 лет: "Старочеркасск в разлив", где живописно открывается вид на архитектурный ансамбль -Воскресенский Собор с колокольней. Художником на полотна перенесены практически все архитектурные памятники станицы Старочеркасской, жилые дома - куреня. «У Ефремовского подворья», «Церковь Петра и Павла в дождь», "Интерьер Старочеркасского собора" «Вид на Старочеркасск с крепости святой Анны», «Панорама Старочеркасска » и др. В 2020 году художником-реставратором В. И. Ефремовым переданы в музей работы Соколенко – это небольшие зарисовки, этюды: «Казачий курень», «Флигель», «Летняя кухня», «Берег Дона», «Степь». Невероятно точно подмечены художником мелкие детали деревенской архитектуры - покосившейся забор, заколоченное окно, дверь, закрытая занавеской, в этих работах чувствуется что-то своё, знакомое и даже родное.
В жанре портрет автор изображает своих коллег, в которых легко узнаются представленные образы.  «Портрет Керопа Согамоняна», «Портрет на память Пахомов», «Портрет Кабарухина», «Фарида», «Хор Старочеркасского музея». Интересен автопортрет под названием «В одиночестве угощаюсь вином». Написан на природе, видимо это летний вечер, на небе желтовато-розовый закат. Запечатленный момент наполнен романтикой, таинственностью, ожиданием. В правом нижнем углу авторская подпись: Соколенко. 1972г.Михаил Соколенко прекрасно знал историю казачества, в своих работах он обращается к историческим сюжетам: «Меланьина свадьба», «Стременная», «Поход Ермака».Под его руководством группа художников-реставраторов восстановили ряд портретов XVIII – XIX века, из картинной галереи, атамана Данилы Ефремова. Портретная галерея вобрала в себя произведения, где ощутимо влияние различных художественных школ середины XVIII - первой четверти XIX века. В родовой портретной галерее Ефремовых были собраны не только фамильные портреты, но и знаменитых донских воинов. М.Е.Соколенко лично занимался реставрацией и атрибуцией уникального памятника донской культуры «Портрет войскового атамана М. И. Платова» принадлежащего кисти художника В.А. Тропинина. Им лично отреставрирован портрет «Богатый казак» автором, которого является первый донской художник, XVIII века, Андрей Жданов. Из всех портретов XVIII века, это живописное произведение имело самую плохую сохранность, холст был порван на куски, по периметру от сырости истлел, осыпи красочного слоя по всей поверхности, чтобы возродить к новой жизни памятник, понадобилось три года кропотливой, ювелирной работы.  Часть надписи, почти несохранившейся, имелось в правом нижнем углу, но при расчистке холста на обороте имелась повторная авторская надпись: «Трудовъ Андрея Жданова, 1790 годъ».М.Е. Соколенко на всем протяжении своей творческой жизни занимался исследованием и изучением казачьего портрета. В соавторстве с искусствоведом Гуржиевой И.П. ими были опубликованы материалы по истории донских портретов XVII-нач. XIX вв. в альманахе "Музей", журнале "Художник", в 1993 году был издан каталог «Донской парадный портрет XVII- XIX вв.», куда вошли произведения из собраний Новочеркасского музея истории донского казачества», «Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника», «Ростовского областного музея краеведения» и «Таганрогского Государственного литературного музея-заповедника». В 2000 году М. Е. Соколенко ушел из жизни. На доме в Старочеркасске, где жил художник в 1980-2000 годы, установлена мемориальная доска с барельефом - авторская работа ростовского скульптора Константина Коляды. На открытии памятной доски в своей речи он сказал: «Михаил Егорович был моим ближайшим другом, всегда считал его лучшим искусствоведом Дона».
 Представлено изображение:автопортрет «В одиночестве угощаюсь вином»


Рецензии