Гонконг - экзотика и колыбель будущего

 Лет пять тому назад мне удалось побывать за гранью времени, там, где будущее и прошлое идут рука об руку, где часы остановились, обогнав все окружающие механизмы. Гонконг, удивительнейшее место на Земле, колыбель, где рождается будущее под самым сердцем степенного и традиционного Китая.
    Просто вспомнилось и захотелось рассказать об этом городе-стране в связи с громкими событиями, происходившими там недавно из-за притязаний Китая на самостоятельность гонконговской экономики, суверенитет, независимость.
    К сожалению, сроки визы не позволили окунуться в туристский разгул, нам было отведено только три дня (72 часа) на пребывание в этом островном небоскребно-высоком, сказочно-экзотическом городе. О нем можно много и долго рассказывать. Я попробую остановиться только на том, что меня удивило и обескуражило.
    Впечатление первое. Громадный аэропорт «Чек Лап Кок», построенный по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера. Ему на протяжении последних нескольких лет по праву присуждается звание лучшего аэропорта мира. Постоянно взлетающие и приземляющиеся авиалайнеры; три терминала, соединенные между собой электрифицированными железными дорогами, по которым бегают электропоезда из трех вагонов без машинистов и обслуги – все волшебно-робото-телеуправляемо, космо-фантастико-современно, сказочно-удивительно-необычно.
    Впечатление второе. Встреча в аэропорту была традиционно-плакатной с моей фамилией на латинице на груди какого-то мелкого клерка, который держался с огромнейшим достоинством, будто бы не он меня встречал, а я его в составе правительственной делегации и с оркестром.
     Потом был потрясающий белый «Мерседес» с кожаной обивкой кресел, с массой удобств, с молчаливым водителем в униформе, и скоростная езда через один остров на другой, через горы по тоннелям, сквозь улицы из небоскребов к весьма скромному входу в отель на окраине города.
    По соседству с отелем находилась небольшая, совершенно необычная деревенька с громким названием Абердин. Множество лодок-сампанов качаются там на зыбких волнах, около 5000 гонконгцев изо дня в день ведут на этих лодках свой скромный быт, подчас месяцами не сходя на берег: живут, работают, воспитывают детей. Весь скарб и живность здесь же, на крыше, на палубе, вдоль бортов. Раз в день по глади акватории этой необычной улицы проходит сборщик мусора, собирающий с поверхности все, что за сутки было сброшено за борт. Часто в путеводителях это еще называют «Рыбацкой деревней» – «Fishing Village».
     Впечатление третье. Первый день пребывания был в самом разгаре, времени в обрез. Куда бежать, что смотреть? А там почти не говорят на других языках, только на своем. Глухонемыми жестами и непонятными звуками нам показали, что нужно переправиться на другой берег на сампане-катере – за деньги, естественно, и далее – любуйтесь экзотикой. Подходим к пристани, и тут выясняется, что плыть можно только за местные деньги, гонконговские доллары – а вот их-то и нет, не обменяли еще.
     Я показываю на контроле американские «баксы», китайские юани, наши рубли – нет, проход только по гонконговским долларам. Один юань равен одному гонконговскому  доллару – 10 рублей. И тут человек, который стоит на контроле, протягивает мне банкноту в сто местных долларов и делает пригласительный жест – оплата, дескать, на сампане. Я начинаю раскланиваться, рассыпаться в любезностях, тут подходит его начальник и, в несколько секунд прояснив ситуацию, дает мне еще сто долларов. Вот такие щедро-широкие жесты сразу же расположили нас к этим людям, и мы ни разу не были разочарованы в искренности и доброте жителей Гонконга.
     В тот самый момент, когда мы получали деньги для проезда, к нам обратился один из горожан и предложил проводить до ближайшего обменного пункта. Это был следующий акт любезности, отказаться было грех, он проводил нас до места и, убедившись в благополучном исходе, вежливо распрощался. Потом, после того как мы поменяли деньги, побродили по городу и вернулись на том же сампане-катере к месту проживания, мы нашли наших благодетелей и вернули  долг. Но думаю, что они нас и не запомнили. Там никто не знает о том, что есть такой город Санкт-Петербург, для них Россия – это Москва.
    Рыбацкое поселение давно стало изюминкой города пряностей. Ежегодно тысячи туристов приезжают в Гонконг, чтобы своими глазами посмотреть на места, где снимались сцены любимых фильмов (Джеки Чана, который здесь родился и жил, Брюса Ли и др.), прокатиться по гавани на легкой джонке, посетить лучшие рестораны Китая на воде или попробовать фирменное блюдо абердинцев – лапшу с рыбными шариками и сушеными водорослями.
    Туристам обычно разрешают посетить чью-нибудь обжитую лодку, посмотреть на условия экзотического существования гонконгских рыболовов и даже сделать что-нибудь по дому, точнее – «по лодке». Например, закинуть удочку. Примечательно, что большинство сампанов уже оснащены современными удобствами: компьютерами, холодильниками, стиральными машинами, связью и спутниковым телевидением.
    Впечатление четвертое. На следующий день, даже не позавтракав, уже проторенной дорожкой мы помчались в город, хотелось многое успеть увидеть – надышаться, наудивляться. Ехали до самого сразу же понравившегося нам места на двухэтажном автобусе – естественно, в первом ряду. И далее, раскрыв глаза, рот и уши, впитывали в себя все увиденное, услышанное, унюханное.
    Все вертелось, шумело, звенело, жарилось и парилось, но не навязчиво, как принято во многих китайских городах. Заказали на следующий день экскурсию по городу, но на английском языке – о том, что есть другие наречия, кроме англо-сакских, там даже и не подозревают.
    А в этот день самое удивительное из того, что удалось увидеть, был бульвар для ленивых. Представьте себе: тротуар - эскалатор протяженностью в 3 км, который едет со скоростью пешехода. Эскалаторы окружены множеством бутиков, ресторанов и английских пабов. Сосредоточие самых разных национальных черт и культур на достаточно небольшом участке пространства впечатляет. Изначально район SoHo был ориентирован на туристов с Запада, и, возможно, в своем стремлении привлечь гостей гонконговцы так перестарались, что многие не захотели уезжать и остались там пожить некоторое время. На лестницах у эскалаторов и в открытых круглосуточно заведениях, кажется, можно встретить экспатов со всего света, образующих большую европейскую тусовку.
    Часто попадались небоскребы,на фасадах которых выполнялись какие-то ремонтные работы. Здание стояло в бамбуковых лесах. Казалось - это  нежно-липкая паутина овивает небоскреб по всей высоте. И при кажущей ненадежности, на них суетились  субтильные строительные рабочие.
    Конечно, мы желали увидеть древние храмы, редких животных, лазерное шоу и вообще, максимум юго-восточной экзотики, но заодно и выгодно «пошопиться» нам никто не запрещал. Естественно, мы попали на рынок Ladies` Market. Здесь можно купить уйму вещей за символическую цену, а, если повезет, даже найти одежду от известных дизайнеров с космическими скидками. Ladies` Market – Женский рынок – возник в Гонконге в недалеком 1975 году. Тогда правительство города столкнулось с масштабной проблемой безработицы среди граждан. Многие из них, так и не нашедшие себе профессионального пристанища в силу тех или иных причин, шли в торговое дело.
     Разумеется, часто этот бизнес представлял собой небольшую лавочку под открытым небом или даже умещался на шее/плече предпринимателя. Тогда решено было организовать весь этот стихийно возникший рассредоточенный по острову рынок, и позже он даже получил официальное название. Весь Ladie`s Market можно условно поделить на две составляющие – это уличные киоски и магазины. Разница межу ними есть. В уличных киосках можно торговаться, а если торговаться там не хотят, то есть смысл попросить скидку.
    В 99% уличных точек нет примерочных, нет раздевалок или еще чего-то подобного, где вы могли бы скрыться от чужих глаз и примерить понравившиеся вещи. Особо стеснительным здесь будет неуютно. Однако вас могут прикрыть чем-то или заслонить собой от остальных покупателей. Еще один момент – если вы не уверены в том, что товар вам нужен, не стоит торговаться за него до последнего. Не все продавцы способны на это адекватно реагировать. Некоторые могут просто обложить незадачливого покупателя на жестком кантонском.
    В остальном – уличная торговля располагает. Здесь можно невероятно дешево купить самый разный китайский ширпотреб. Огромный ассортимент предлагает и более качественные вещи. Они чуть дороже, но в переводе на русские деньги остаются удивительно выгодными. Также уличные лотки остаются незаменимыми для покупки сувениров, оберегов, миниэлектроники. Здесь мы немного забуксовали, а потом и вовсе застряли. Но это было не слишком опасно – рынок работает только до 16-00.               
    Там со мной произошел, счастливо пролетевший мимо - казус. В толпе снующий направо и налево, при короновирусном расстоянии полтора-два метра друг от друга, толчее ног, на земле перед моим носом, призывно, валяется толстый бумажник.
Вот халявная привычка, сначала сделал, потом подумал. Его никто не видит - все "зашоплены". Нагибаюсь хватаю, чувствую, поймал "удачу за хвост". Глупость, конечно. И обращаюсь к жене:
 - Смотри какие тут ипотеки валяются!
Жена - умница!
- Брось сейчас, же. Ты хочешь познакомиться с их застенками?
   Я не раздумывал,"сыр выпал", может правда - мышеловка. И без сожаления, полез к остальным в "шопинг".
    И еще нас поразила продажа котов, птичек, рыбок.  Гонконговцы, китайцы редко
содержат домашних животных при жилье, в городах – нет места для зверушек. У большинства живет птичка в клетке, с которой тоже можно гулять: вышел, повесил клетку на ветку – прогулял. Но все-таки есть любители усатых-полосатых. Так вот, они сидят в клеточках и ждут своей участи: говорят, разбирают хорошо, причем не котят, а уже взрослых, с характерами.
    Впечатление пятое – впрочем, это по прошествии лет впечатления пошли под номерами; на самом деле они выливались и переливались из одного в другое. С рынка нас повели по достопримечательностям, храмам, памятникам, экзотическим местам. Обыкновенный экскурсионный набор для туристов – показать самые примечательные «сливки», которые вы уже уложите на свои впечатления и будете сохранять либо на карте памяти, либо просто в памяти (что сложнее).
    Как и в любом городе, в Гонконге есть главная достопримечательность, которую непременно обязан посетить каждый турист. Это самая высокая смотровая площадка под открытым небом, самая высокая точка острова Гонконг – пик Виктория (552 метра над уровнем моря). Кроме того, на вершине находится музей восковых фигур Мадам Тюссо, популярные рестораны, а это все вместе создает предпосылки для огромных очередей.
    Немного истории о Пике Виктории и легендарном трамвае
Пик Виктории, как вы понимаете, был назван в честь королевы Виктории в период колониального прошлого Гонконга (да-да, Гонконг был колонией Великобритании). Население острова Гонконг быстро росло, поэтому богатым иностранцам разрешили селиться дальше в глубине острова. Изначально здесь, наверху, начали строить жилые дома приезжие, пытаясь спастись от изнуряющей гонконгской жары, которая усугубляется высокой влажностью. Действительно, на горе гораздо прохладнее, дышится там намного легче.
    В то время пик Виктории не был таким зеленым и уютным. Вся эта красота – дело рук и умов переселенцев, благодаря которым сейчас мы наблюдаем такое странное сочетание небоскребов, стремящихся в небо, с шикарной растительностью.
    Первым жителем пика Виктории стал губернатор сэр Ричард МакДоннелл в 1868 году. Но отсутствие транспорта создавало огромные проблемы при спуске и подъеме. Кто-то использовал слуг в качестве «лошадок», кто-то ходил пешком.
Из-за трудностей, развитие пика было приостановлено аж до 1881 года. Мистер Финдли Смит, имевший дело с высокогорными железными дорогами в Шотландии, добился начала строительства горного трамвая (Peak Tram) в Гонконге. Его интерес был обусловлен тем, что он владел дорогим отелем Пик-отель, расположенном на одноименной территории.
    С 1888 года Пик-трамвай стал первым фуникулером в Азии. Его протяженность составила 1350 метров и состояла из 5 остановок. А теперь представьте, что угол подъема около 45 градусов. Ну не чудо ли техники для того времени?
В деревянных вагончиках было три класса мест, всего вмещалось 30 пассажиров. Первые два места в вагоне были обозначены табличкой «Эти места являются зарезервированными для Его Превосходительства Губернатора» и их нельзя было занимать ранее, чем за 2 минуты до отправления трамвая. Ведь губернатор мог явиться на рейс внезапно.
    Изначально трамвай-фуникулер приводился в движение при помощи мощных паровых котлов, которые топили углем. В 1926 году устаревшую установку заменили электроприводной системой. Вагоны тоже заменили: теперь на Пик Виктории поднимался 72-местный вагон.
    По факту, трамвай поднимает очень толстый трос при помощи электродвигателя. И когда один трамвай поднимается, второй спускается, грубо говоря, они помогают друг другу.
   Сейчас пик Виктории является одним из самых элитных частей Гонконга для жизни. Средняя стоимость квадратного метра жилья составляет 85 000$ США. Обалдеть, правда?
   Конечно, перспектив посетить злачные места в городе – тьма: тут и национальные аквапарки с морскими диковинками, и просто парки отдыха, буддистские монастыри и храмы других концессий, но при всем обилии наших желаний выбирают те, кто рассказывает и показывает – то, что они знают, а не то, что есть действительно замечательного.
   Далее нас повезли на алмазную фабрику, это обязательнейший атрибут туризма на юго-востоке. Всем европейцам как воздух нужны бриллианты – просто мы об этом не догадываемся. Шикарные высоченные залы с огромными стендами-прилавками, на которых капельками в таком же капельном платиново-золотом обрамлении покоится что-то микроскопически малюсенькое в астрономическом окружении охраны и цифр – цены. Вообще-то известно, что на востоке принято торговаться, но здесь любая выигранная сумма победы абсолютно неподъемна. Я думаю, что все, кто бывал в Израиле, в Швейцарии имели счастье дышать атмосферой подобных салонов и любоваться ценами на алмазную пыль.
    Это преамбула к дальнейшему впечатлению, уже без счета. Стали искать нам переводчика – проблема: русского вблизи не оказалось. Но ничего невозможного нет, и вскоре нашли переводчика-любителя, в прошлом врача, который практиковал теперь общение с россиянами. Он жутко обрадовался – то ли тому, что услышал русскую речь, то ли возможности втюхать нам брюлик, по китайцу никогда не поймешь, что у него на уме.
    Вскоре он понял, что нам легче и дешевле просто подарить бриллиант, чем его продать, и мы перешли на светские темы. И тут оказалось, что русский язык он выучил самостоятельно (я никогда не мог понять, как можно освоить игру на шестиструнной гитаре по самоучителю, а тут – овладеть самому возможностью читать и говорить на языке, который для носителей-то является сложным; впрочем, сколько людей на свете – столько и чудес).
    Дальше было еще интереснее:  при прощании он, неожиданно попросил прислать ему М. Булгакова «Мастер и Маргарита» для совершенствования. Мы с женой переглянулись и от удивления согласились. Книга, конечно, нам нравится, но я не могу себе представить китайца, читающего ее на русском китайском языке, мне-то самому там многое разжевывать надо. Мы сделали ему этот подарок: он получил книгу, посланную через нашу почту, через полгода, хотя послали мы сразу же по возвращении домой. Читали ее вслух в каждом почтовом отделении, что ли?..
    После алмазов показывали нам нашу же деревню Абердин, рестораны, кухню, обычаи – все странное, необычное, удивительное.
    Но время неумолимо: на следующее утро в 5-00 нас должно было забрать такси и отвезти в аэропорт, самолет улетал рано. Мы вышли за 15 минут, как у нас принято. И все эти минуты сами себе мотали нервы, ибо ровно в 5-00 подошел белый мерседес, подхватил нас под белы руки и унес из сказки за синие моря, за высокие горы...
    Кстати, совет. Я в тех юго-восточных краях побывал много раз, с различными приключениями и без – старайтесь летать рейсовыми самолетами, а не чартерными: пьют меньше и дебоши тише.
    Удачных вам путешествий!


Рецензии
понял в чем дело - перепубликация
четко помню читал и завидовал по хорошему..7+

Петр Кондратьев   12.09.2022 20:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.