Патографический портрет Эммануила Сведенборга

«Непосредственное знание иного мира может быть достигнуто здесь только ценою отказа в чём-то от того разума, который нужен для мира здешнего». Эти слова философа Иммануила Канта в полной мере можно отнести к его тёзке - шведскому учёному и теософу-мистику, писателю и автору ряда технических проектов Эммануилу Сведенборгу (1688-1772).

Сведенборг малоизвестен российскому читателю, но Общины последователей его теософии по настоящее время существуют в различных странах. Любители мистических учений без труда узнают в интернете все подробности творчества Сведенборга. Мы же не будем выходить из привычных нам рамок психиатрической науки, и хотим особо подчеркнуть, что речь не идёт о малограмотном человеке. Сведенборг являлся автором трудов по обработке металлов, а также родоначальником таких дисциплин, как минералогия и физиология мозга.

Шведский учёный и теософ имел отягощённую в психопатологическом отношении наследственность. Его «бабушка по линии матери в результате долгого и тяжёлого заболевания сошла с ума и окончила жизнь самоубийством» (Norman H.J., 1913). Психопатологические отклонения отца носили более интересный для психиатра и, можно сказать, «возвышенный» характер. Он «творил чудеса и обладал в некоторой степени даром предвидения. Однажды... имел в церкви видение ангела и слышал его голос». (Ковалевский П.И., 1995).

Сам Эммануил уже в детстве во время молитвы впадал в экстаз, причём у него в это время «останавливалось дыхание» (?) и он «оцепеневал». Отечественный психиатр Павел Иванович Ковалевский посвятил ему книгу, в которой писал: «В этом состоянии он видел какие-то странные лучи, падающие с солнца на какую-то страну, которые перед его глазами пронизывали тьму». Ребёнком Сведенборг испытывал «странные сновидения, которые были настолько ясными и цельными, что нередко он сам сомневался – были ли то сновидения или видения. Иногда он ощущал воздействие духов настолько осязательно, как будто они к нему прикасались... Он нередко слышал слова, неизвестно кем произносимые. Часто видел огни разноцветные, особенно во время писания сочинений, - и эти огни служили ему доказательством, что всё в данный момент им написанное непреложная истина».

Первые двадцать лет своей взрослой жизни Сведенборг посвятил естественным наукам и инженерным проектам. Король Карл XII и известный шведский изобретатель и промышленник Кристофер Польхаммар оказывали ему своё покровительство. Сведенборг уникально сочетал в себе таланты философствующего теолога и превосходного многопрофильного учёного, внесшего вклад в такие науки, как минералогия, геодезия, металлургия, анатомия, экономика, космология и ещё в добрый десяток дисциплин. Биографы предполагают, что удивительная широта интересов и тонкое чувство взаимосвязи различных вещей и явлений, помогли ему совершить прорыв к «тайному знанию». Такой поворот в мышлении произошёл, когда Сведенборгу было 56 лет, когда он в один из апрельских вечеров, по собственному признанию, пережил встречу с Господом, благословившего его на будущие деяния. Однажды Сведенборг погрузился в глубокую медитацию, и «обморочное состояние прочистило его мозг: он начал записывать свои сны». (Гордон Ст., 1999).
 
Обыкновенно говорят, что способность к духовидению и ясновидению проявилась у Сведенборга внезапно в виде неожиданного приступа, за которым последовало «изменение личности». Так что психотическая манифестация датирована достаточно уверенно. П.И. Ковалевский пишет, что в 1744 г. в состоянии острого галлюцинаторно-бредового возбуждения Сведенборг «попал на попечение доктора Смита, а на его имущество была наложена охрана. Хотя возбуждение Сведенборга и улеглось, но мысль, что он мессия, осталась фиксированной... Его сочинения переполнены описанием сотен видений... Особенно замечательным и достойным внимания было у Сведенборга сношение с загробным миром и дар ясновидения, которые привлекали к себе внимание лучших умов всего мира... Рассматривая жизнь Сведенборга с медицинской точки зрения, мы видим в ней: припадки каких-то судорог, наступающих в виде приступов, в форме трясения. Приступы экстазов. Отдельные приступы галлюцинаций, дар ясновидения и сношения с миром духов и особенную склонность к проповеди новой веры... Таким образом, Сведенборг являлся частично помешанным, или параноиком, причём содержанием бреда его были религиозные истины, почему, при великом его уме и твёрдой воле, он является великим мистиком и основателем нового вероучения, которое в самой основе своей имеет болезненные данные».

Сведенборг, как и основатель ислама пророк Мухаммед, доказывал своё общение с духовным миром и выдавал за несомненную истину свои разговоры с ангелами и душами умерших людей. Разговаривать с ними он мог по своему желанию, впадая в транс. Сведенборг довольно странно объясняет испытанные им ощущения, когда в бытность его в лондонской таверне осенью 1745 года к нему явился ангел и запретил ему много есть, упрекая за «плотские излишества». Он почувствовал, «будто из всех пор его тела исходили пары, он их не только ощущал, но и видел, даже видел, как они сгущались и падали на пол, и как из них на полу образовался ковёр, на котором эти пары, сгустившись, обращались в червей; эти только что образовавшиеся черви сгорали ярким пламенем, причём был слышен сильный треск». (Айрлэнд У., 1887).

Сведенборг в своих многочисленных работах ясно указывает, как все его умственные силы содействовали его самообману. Например, в тех местах Евангелия, где никто не видел ничего загадочного и непонятного, он непременно находил таинственный смысл, он ясно помнил свои сбывшиеся предсказания и забывал несбывшиеся, смешивая свои сновидения с тем, что было наяву и наконец потерял окончательно возможность отличать действительное и фантастическое. На следующую ночь к учёному явился обладатель этого таинственного голоса, но уже «в образе человека, излучающего ослепительный свет и одетого в пурпурную мантию; он назвался “Господом, Творцом и Искупителем”, сообщил Сведенборг, что отныне его миссия – разъяснять людям истинный смысл Священного писания, которыми они по греховности своей пренебрегли, и в течение примерно получаса давал Сведенборгу наставления, какого образа жизни и мыслей ему в дальнейшем следует придерживаться, чтобы перед ним раскрылись врата Царствия Небесного». (Беренс Б., 2003).

Мы уже упоминали, что среди наших современников имеются его последователи и адепты, но весьма критическое отношение к мистическим озарениям Сведенборга декларировалось уже во второй половине XIX века. Знаменитый психиатр Цезаре Ломброзо в своей не менее знаменитой книге, утверждал: «Что может быть нелепее учения Сведенборга, который уверял, что ему случалось по целым дням, даже по целым месяцам, беседовать с духами, живущими на различных планетах, и видеть их обитателей, причём он рассказывал, что жители Юпитера ходят частью на руках, частью на ногах, жители Марса говорят глазами, а жители Луны - животом». (Ломброзо Ц., 1892).

Психиатры, как это им и полагается, не высмеивали психически больного человека, а лишь по-разному квалифицировали его психическое состояние. Карл Ясперс в специальной книге, посвящённой шведскому философу, предполагает, что Сведенборг страдал шизофренией, которая протекала с двойственной ориентировкой; содержание зрительных представлений находилось между истинными галлюцинациями и псевдогаллюцинациями. Заболевание протекало следующим образом: начало в 48 лет, острая фаза в 57-58 лет (в это время имели место тревога и сильное беспокойство); затем наступило «успокоение», сопровождаемое многочисленными откровениями и видениями. Ясперс полагал, что мы имеем дело с шизофреническим процессом, а не с истерией и не нормальным мистицизмом. (Jaspers K., 1926).

«…речь идёт… о возникающих без помутнения сознания шизофренических приступах с множественной двойной ориентировкой и визуальным содержанием, формы которого изменяются, переходя от истинных галлюцинаций (редко) через псевдогаллюцинации (внутренние голоса и образы) к просто надуманным или подхваченным мыслям. Голоса духов так же отчётливы, как и голоса людей; Сведенборг считает, что голос духа входит сначала в его мысли, а уже оттуда – по внутренним путям – в его орган слуха… Вначале о своих видениях Сведенборг говорил часто, потом стал сдержаннее. Однако по ночам часто слышали, что он громко разговаривает в своей комнате и яростно спорит со злыми духами; под конец это стало происходить также и днём. Взгляд его иногда совершенно менялся, в глазах загорался некий огонь; его неоднократно принимали за сумасшедшего. В церковь он уже не ходил, поскольку там ему не давали покоя духи, постоянно противоречившие тому, что проповедовалось с кафедры». (Ясперс К., 1999).

В последующем психиатры, исследовавшие личность шведского «духовидца», лишь уточняли диагноз: «Идиопатическая галлюцинаторная паранойя. Тяжёлая бионегативная структура личности». (Lange-Eichbaum W., Kurth W., 1967). Наконец родственники Сведенборга обратились в Риксдаг (шведский Парламент) с просьбой о признании его невменяемым, и только личное вмешательство благоволившей к нему королевы сорвало эту попытку.

И.И. Гарин в книге «Предсказания. (Исповедь ясновидца)» (2004 г.) пишет: «Сведенборг отличался высокой, но подавленной сексуальностью... Кроме любовных, его постоянно преследовали интеллектуальные проблемы, поскольку научные воззрения, многие из которые далеко опережали своё время, полностью игнорировались научным сообществом – я уже не говорю о духовидении, сделавшем его объектом постоянных издевательств и насмешек. Все эти проблемы он решал трудоголией, не оставляя себя времени для рефлексии. Обладая невероятной энергией, он обращал её в чистую продуктивность – сначала в огромный поток научных, а после 1744 года – духовидческих трудов, отличительной особенностью которых является полное отсутствие экзальтации и гиперболизации, присущих мистическим текстам… К ясновидению Сведенборга привела долгая духовная эволюция. Чуть ли не с детства он практиковал форму медитации, включающую чередование ментального расслабления и сосредоточения. Со временем он начал видеть в процессе медитации пламя, воспринимаемое им как свидетельство одобрения его мыслей, позднее ему во сне стал являться Иисус Христос, а затем – духи. Наконец, духовные существа начали посещать его в состоянии бодрствования».

Многие психиатры изучали жизнь этого удивительного человека и приходили к мысли, что на старости лет тот совсем сошёл с ума: ну разве может нормальный человек описывать свои ощущения, полученные из загробного царства, разве можем мы ощущать то, что якобы возникает после нашей смерти? И тем не менее описания Сведенборга о его путешествии по загробному миру полностью совпадают с описаниями американского психиатра Раймона Муди, написавшего книгу «Жизнь после смерти. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела» (1976 г.). Невольно возникает вопрос: не начитался ли Раймон Муди до своего «открытия» Сведенборга?

По мнению Карла Густава Юнга, определённые нарушения в состоянии психики Сведенборга дали ему временный доступ к «абсолютному знанию», к области, где «преодолеваются границы времени и пространства».

Галлюцинации Сведенборга образовали фундамент создаваемой им религии. В своем труде «О небесах, о мире духов и об аде» Сведенборг выдвинул версию посмертного существования, которая ему дана, как он заверял, «из первых рук». В книге говорится о том, что внешний облик ангела не отличается от человеческого. Более того, все, что есть на небесах, соответствует тому, что есть у людей, только является «менее совершенным, менее одухотворённым». При этом человек сохраняет все свои привычки, склонности и любимые занятия, на основании которых отправляется в ту или иную область потусторонней реальности. И ад создают сами люди собственными дурными мыслями, делами и манерами. В другом сочинении «Principia» Сведенборг пишет, что ему «”свыше приказано писать то, что он пишет…” Там же он говорит, что он видел золотой ключ, который служил указателем того, что “он увидит и уразумеет загробную жизнь”». (Ковалевский П.И., 1995).
Один из аспектов исследований Сведенборга, который часто дискутируется, - его представления о браке. Сам Сведенборг всю свою жизнь оставался холостяком, однако это не послужило препятствием для него к обширному освещению проблемы брачной жизни в работе «Любовь в браке, или Супружеская любовь» (1768 г.). Он считал, что отношения между супругами возобновляются в духовном мире в том качестве, в котором они находились в момент их смерти в материальном мире. Следовательно, супруги, испытывающие истинную «супружескую» любовь, остаются вместе на небесах в том же состоянии навечно. Однако, если в супружеской паре такая истинная «супружеская» любовь отсутствует хотя бы у одного из партнёров, такая пара будет разделена, и каждый из супругов, по своему желанию, получит более «совместимого» партнёра. Партнёра получит и тот кто был влюблён в «идеал» брака, но так и не смог найти настоящего партнёра в этом мире. Исключением являются те, кто нарушают целомудрие брака, вследствие чего они не могут получить партнёра в духовном мире.

 Наконец Сведенборг утверждал, что он лично присутствовал при страшном суде, состоявшемся на небесах в 1757 году, и что судьба каждого предопределена, поэтому всякая борьба в этом мире бессмысленна. Так рождается видение «Нового Иерусалима». (Неманов И.Н. и др., 1969).
 
Сведенборга можно назвать одним из величайших парапсихологов. «Когда ему исполнилось пятьдесят семь лет, он испытал ошеломляющее духовное превращение: говоря его словами, над ним “разверзлось небо”. Он оставил изучение естественных наук, чтобы заняться изучением этих новых измерений реальности. Он говорил, что получил свободный доступ в мир духа, свободно перемещается в нём, беседует с его обитателями, исследует его. Хотя Сведенборг никогда не проповедовал и не пытался создать свою секту - сведенборгианская церковь была основана его восхищёнными последователями». (Форд Г., 1993).

В 2004 году архив рукописей Сведенборга, состоящий из 20 000 страниц, был внесён ЮНЕСКО в реестр «Память мира». После смерти Сведенборга эта коллекция была передана Шведской королевской академии наук, где до сих пор и хранится. По заявлению ЮНЕСКО это одна из самых больших коллекций рукописей XVIII века, которые послужили построению фундамента для реформаторской церкви.

Автор не подвергает психопатологическому анализу сами по себе феномены духовидения и оккультизма. Психиатрический интерес может представить лишь человек, обладающий (или страдающий?) паранормальными способностями, если сам он помимо этого обнаруживает ещё симптомы психического расстройства. К последним можно отнести зафиксированный у Сведенборга в возрасте 55-56 лет приступ галлюцинаторно-бредового возбуждения, повлекший за собой госпитализацию. В последующем галлюцинаторно-бредовая симптоматика продолжала сохраняться, что позволяет предположить наличие у Сведенборга поздно начавшейся параноидной формы шизофрении. Только этим фактом можно объяснить редкий случай в истории культуры, когда человек науки целиком посвящает себя мистическому служению (подобная психическая метаморфоза отмечалась и у Исаака Ньютона).

***


Рецензии