Блок. Ее песни. Прочтение
Не в земной темнице душной
Я гублю.
Душу вверь ладье воздушной –
Кораблю.
Ты пойми душой послушной,
Что люблю.
Взор твой ясный к выси звездной
Обрати.
И в руке твой меч железный
Опусти.
Сердце с дрожью бесполезной
Укроти.
Вихри снежные над бездной
Закрути.
Рукавом моих метелей
Задушу.
Серебром моих веселий
Оглушу.
На воздушной карусели
Закружу.
Пряжей спутанной кудели
Обовью.
Легкой брагой снежных хмелей
Напою.
4 января 1907
Стихотворение написано от лица героини книги. И это – ещё одна грань измены поэта. Ранее стихи от женского лица казались прямыми диктовками Лучезарной, когда она просто водила его рукой по листу бумаги, как у Вл. Соловьева в его “сомнамбулическом письме”. Подобные стихи в СПД я называл “вставками чужим почерком” (в рукописях Владимира Соловьева встречаются врезки другим почерком, подписанные Sophie, обращенные к нему). Теперь он принял в душу диктовку от вот этой, которая «душит своими рукавами».
« – Душу вверь ладье воздушной – // Кораблю. – и это ещё одна, такая же грань измены, подмены. Ранее он ждал Её прибытия на кораблях из-за морей, но «прекрасная дама не ездит на пароходах», зато у этой – воздушная ладья.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
«– Взор твой ясный к выси звездной // Обрати.- Ср.: перед полетом в царство Снежной Королевы Кай "устремил взор в бесконечное, воздушное пространство" (Андерсен, 1. С. 232) .
« ... меч железный // Опусти. – Мотив утраты (порчи) меча типичен для творчества Блока 1904-1906 rr. (ер. в поэме "Ночная Фиалка": "Вот рассыпался меч, дребезжа"); близок к этому сюжет превращения меча в деревянный (см. драму "Балаганчик", 1906). Позже Блок, по воспоминаниям В.В. Гиппиуса, так определил смысл этого мотива: «По поводу выражения "Где ж твой меч? (см. стих. ''Голоса"; точный текст: "Где меч мой?" – ред.) кто-то заметил, что образ меча здесь вносит неуместный аллегоризм. Блок сказал: "Да, надо было сказать просто: где ж твоя воля?''» (Воспоминания, 2. С. 78). Символическому движению меча лирического героя вниз противостоит поднятие меча ангелом (см. стих. "На страже").
« – На воздушной карусели // Закружу.- Ср. сцены головокружений в горах у Руди – предмета роковой и губительной страсти Девы льдов в одноименной сказке Х.К. Андерсена (Андерсен, 2. С. 187).
«– Пряжей спутанной кудели // Обовью – См. коммент. к стих. "Снежная вязь", где, однако, прядет "нити" (колдует) лирический герой цикла. Стихотворение закрепляет мотив господства "Ее" в "снежном" мире СнМ.
»
В Примечаниях постоянно подчеркивается влияние сказок Андерсона на поэзию второго тома Блока. Несомненно, Блок чувствовал себя своим в мире Андерсона, но так же – и в мире северных королевств Андрея Белого, и в кругу молодых актрис театра Комиссаржевской, и в страстных мороках инфра-Петербурга. Всё это было его окружением, его строительным материалом, из которого он творил свои миры.
Так над подобным у себя улыбнулась Анна Ахматова:
«…Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен…»
«…Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины…»
«…И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.»
Свидетельство о публикации №222040100935