Блок. Ее песни. Прочтение

                Ее песни   



                Не в земной темнице душной
                Я гублю.
                Душу вверь ладье воздушной –
                Кораблю.
                Ты пойми душой послушной,
                Что люблю.

                Взор твой ясный к выси звездной
                Обрати.
                И в руке твой меч железный
                Опусти.
                Сердце с дрожью бесполезной
                Укроти.
                Вихри снежные над бездной
                Закрути.

                Рукавом моих метелей
                Задушу.
                Серебром моих веселий
                Оглушу.
                На воздушной карусели
                Закружу.
                Пряжей спутанной кудели
                Обовью.
                Легкой брагой снежных хмелей
                Напою.
                4 января 1907

 





     Стихотворение написано от лица героини книги. И это – ещё одна грань измены поэта. Ранее стихи от женского лица казались прямыми диктовками Лучезарной, когда она просто водила его рукой по листу бумаги, как у Вл. Соловьева в его “сомнамбулическом письме”. Подобные стихи в СПД я называл “вставками чужим почерком” (в рукописях Владимира Соловьева встречаются врезки  другим почерком, подписанные Sophie, обращенные к нему).  Теперь он принял в душу диктовку от вот этой, которая «душит своими рукавами».

     « – Душу вверь ладье воздушной – //   Кораблю.  –  и это ещё одна, такая же грань измены, подмены. Ранее он ждал Её прибытия на кораблях из-за морей, но «прекрасная дама не ездит на пароходах», зато у этой – воздушная ладья.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     «– Взор твой ясный к выси звездной //  Обрати.- Ср.: перед полетом в царство Снежной Королевы Кай "устремил взор в  бесконечное, воздушное пространство" (Андерсен, 1.  С. 232) .
     « ... меч железный // Опусти. – Мотив утраты (порчи) меча типичен для творчества Блока 1904-1906  rr.  (ер. в поэме "Ночная Фиалка": "Вот рассыпался меч, дребезжа"); близок к этому сюжет превращения меча в  деревянный (см.  драму "Балаганчик", 1906). Позже Блок, по воспоминаниям В.В.  Гиппиуса, так определил смысл этого мотива: «По поводу выражения "Где ж твой меч? (см.  стих.  ''Голоса"; точный текст: "Где меч мой?" – ред.)  кто-то заметил, что образ меча здесь вносит неуместный аллегоризм.  Блок сказал:  "Да,  надо  было сказать  просто:  где  ж твоя  воля?''»  (Воспоминания, 2. С. 78).  Символическому движению меча лирического героя вниз противостоит поднятие меча ангелом (см. стих. "На страже").
     « – На воздушной карусели // Закружу.- Ср. сцены головокружений в горах у Руди – предмета роковой и губительной страсти Девы льдов в  одноименной сказке Х.К. Андерсена (Андерсен, 2.  С. 187).
     «– Пряжей спутанной кудели // Обовью – См. коммент. к стих. "Снежная вязь", где, однако, прядет "нити" (колдует) лирический герой цикла. Стихотворение закрепляет мотив господства "Ее" в "снежном" мире СнМ.
»

     В Примечаниях постоянно подчеркивается влияние сказок Андерсона на поэзию второго тома Блока. Несомненно, Блок чувствовал себя своим в мире Андерсона, но так же – и в мире северных королевств  Андрея Белого, и в кругу молодых актрис театра Комиссаржевской, и в страстных мороках инфра-Петербурга. Всё это было его окружением, его строительным материалом, из которого он творил свои миры.
     Так над подобным у себя улыбнулась Анна Ахматова:

                «…Когда б вы знали, из какого сора
                Растут стихи, не ведая стыда,
                Как желтый одуванчик у забора,
                Как лопухи и лебеда.
               
                Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
                Таинственная плесень на стене…
                И стих уже звучит, задорен, нежен…»

                «…Налево беру и направо,
                И даже, без чувства вины…»

                «…И просто продиктованные строчки
                Ложатся в белоснежную тетрадь.»
 
 


Рецензии