Ватикан и не только о неземном разуме

Это статья из проекта «НЛО и другие». Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Поскольку католические авторитеты высказывались по интересующему вопросу, включающему НЛО и инопланетян, хотя Ватикан и не вынес по нему официальный вердикт, то я решил собрать здесь эти мнения, а также некоторые мнения представителей других вероисповеданий. Однако, цель статьи этим не ограничивается, мне интересно явно сформулировать основу оптимизма тех религиозных деятелей, которые считают, что НЛО с инопланетянами не представляют проблемы для их религий. В первую очередь, конечно, авраамических, как основанных на Ветхом Завете, а не на абстрактной вере в абстрактного бога-творца всего сущего.


В принципе неземной разум для Ватикана, как и практически любой религии, не является чем-то совершенно не известным, поскольку христиане и не только они верят, как в сверхразум своего бога, так и в существование разумных духовных существ: ангелов, демонов и др. Падшие ангелы, т.е. бесы, согласно одной из популярных в РПЦ точек зрения, и есть НЛО и инопланетяне.  Для того, чтобы светскому читателю эта гипотеза не казалась через чур экзотичной, приведу следующий пример различий в оценках одного и того же явления католиков, православных и уфологов (об этом я уже писал в статье «Мое «путешествие» в аномалистику»). Речь идет о хорошо известном в христианском мире явлении Богородицы в Фатиме (Португалия, 1917 г.), свидетелями кульминации которого были несколько десятков тысяч человек. Ватикан считает это событие подлинным явлением Богородицы, РПЦ – обольщением. Уфологи в лице Ж. Валле и его коллег после нескольких обсуждений всевозможных свидетельств пришли к выводу, что это был контакт с НЛО. М.Б. Герштейн (действительный член Русского географического общества, попечительский совет которого с 2010 г. возглавляет В.В. Путин, один из самых плодовитых уфологов РФ, а, может быть, и не только РФ, написавший, иногда в соавторстве, по-моему, 15 или 16 книг об НЛО и других аномальных явлениях) после описания этого события в одной из своих книг предложил следующую формулировку. Читателям предлагается самим решить, был ли это контакт с НЛО или это Богородица явилась так, что ее явление похоже на контакт с НЛО. 


В 2008 г. глава Ватиканской обсерватории и научный советник Папы Римского, священник-иезуит Габриэль Фюнес в интервью католической газете L'Osservatore Romano, которое вышло под красноречивым заголовком «Инопланетяне – братья мои», сказал: “Точно так же, как на земле существует множество существ, могут быть и другие существа, даже разумные, созданные Богом. Это не противоречит нашей вере, потому что мы не можем ограничивать творческую свободу Бога”. Более того, он даже предположил, что человечество – это «заблудшая овца» (евангельский образ отбившейся от стада овцы, которое пасет бог) и могут быть другие существа, «которые оставались в полной дружбе со своим создателем”.  В притче о заблудшей овце говорится, что добрый пастыре ее нашел и привел обратно в стадо.  В этой связи добавлю от себя известные слова Иисуса Христа из евангелия от Иоанна: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (Ин. 14:2-4). Апостол Фома не знал путь и попросил Иисуса его показать. Остается надеяться, что главный астроном Ватикана смотрит в свой телескоп не как светские астрономы, а с более глубоким смыслом… 


Папская академия наук была основана в 1847 г., у нее интересная предыстория, которую кратко осветил М.Б. Герштейн в своей недавней статье «Ватикан и инопланетяне» (см. ufo-com.net). 


В отечественной прессе был отклик на интервью Г. Фюнеса, в котором приведены мнения нескольких религиозных экспертов. Католический священник в Москве, отец Сергей Никуленко: как астроном Фюнес, конечно, может высказывать гипотезу о существовании инопланетян, но в этом качестве он не имеет права высказываться на богословскую тему о первородном грехе. Священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС РПЦ: «если мы спросим об этом серьезных богословов, как православных, так и католических, они разделятся. Одни скажут: существование внеземной жизни возможно, как же мы можем отрицать творческую силу Бога? Другие — что земная жизнь уникальна. Но это совершенно несущественный для Церкви вопрос, вопрос не науки даже, а простого праздного любопытства». Раввин Зиновий Коган: «Инопланетяне, если они существуют, должны быть подобными нам.  … Поэтому я считаю, что иные живые существа, если они созданы Богом, также должны были вкусить плодов древа познания». Имам-хатыб Рушан-хазрат Аббясов: творец может создать любые творения, «2-й стих 1-й суры Корана говорит: “Хвала Аллаху, Господу миров!”, подтверждая тем самым возможность существования иных цивилизаций. Что же касается того, впали инопланетяне в первородный грех или нет, то в исламе не существует понятия первородного греха»; имам привел пример сообщения о похищении 78-летнего англичанина.


В 2009 году папская академия наук провела междисциплинарную конференцию (workshop) по астробиологии с участием священников, материалы которой, к сожалению, не доступны. Обычно после научных конференций публикуется сборник докладов или хотя бы их тезисов и, согласно некоторым сообщениям в СМИ, были планы такой публикации и после этой конференции, но увы.  Cогласно информации на сайте папской академии наук, эта конференция преследовала «амбициозную цель: собрать вместе ведущих ученых в этих различных областях, поделиться последними результатами своих собственных исследований и предоставить более широкую перспективу того, как эти результаты влияют на другие области астробиологии». Среди ее участников был и директор SETI, который (SETI) уже лет 50 ищет сигналы от внеземных цивилизаций, на ускорение этого поиска IT-миллиардер российского происхождения относительно недавно пожертвовал $100М. В ней также участвовал и директор обсерватории Ватикана Г. Фюнес. Конференция состояла из 8 сессий, внеземному разуму и возможной жизни на неуглеродной основе на других планетах была посвящена последняя, 8я сессия, остальные были чисто академическими. По поводу этой сессии отмечается, что ученые (SETI) давно ищут сигналы братьев по разуму. Таким образом, в резюме этой конференции на сайте папской академии наук все, конечно же, очень респектабельно и очень академично, никаких НЛО и инопланетян.


В сообщениях же СМИ о ней приводятся слова Г. Фюнеса о братьях-инопланетянах из интервью 2008 г., так, например, The Guardian, сообщая об этой конференции, опубликовала заметку под названием «Ватикан размышляет об инопланетянах» и подзаголовком «Папская академия наук в Риме задается вопросом, представляют ли инопланетяне собой вызов церковному учению». Очень жаль, что этого давно витающего в воздухе разных стран мира вопроса нет в официальном резюме конференции на сайте папской академии наук. Он-то меня больше всего и интересует.


В 2014 г. во время проповеди о том, как апостол Петр крестил язычников, и это не понравилось другим христианам, Папа Римский сказал, что он не только согласен с его решением обратиться к язычникам и крестить их, но он готов крестить и марсиан, если они того захотят. Журналисты пошутили, что представители марсиан воздержались от комментариев (Mirror, 14.05.2014, «Pope Francis says he would baptise ALIENS and admits Vatican door is open for anyone»).


Один из православных комментариев к интервью директора Ватиканской обсерватории Г. Фюнеса таков: «инопланетяне – это обыкновенные бесы». А с бесами христиане, как известно, уже 2000 лет воюют.  О том, кто такие НЛО и инопланетяне с (его) католической точки зрения, высказывался близкий Папе Римскому теолог и экзорцист Римской архиепархии монсеньор Коррадо Балдуччи (1923-2008). Он полагал, что НЛО являются физической реальностью, не относящейся к миру духов или демонов. Ватикан не раз получал информацию об НЛО из своих посольств в Мексике, Чили, Венесуэле и других странах. «В интервью, предоставленном немецкому журналу, позже перепечатанном в качестве приложения к книге и частично размещенном в Интернете (где оно быстро, хотя и ошибочно, нашло широкое распространение в кругах НЛО как официальное заявление Ватикана о реальности НЛО), Балдуччи заявил, что, по его мнению, НЛО реальны и что объяснение того, чем они являются, должно быть найдено наукой ", а не в мире ангелов, Девы Марии или демонов... не как божественное или демоническое явление, а как физическая реальность". Основываясь на свидетельских показаниях, Балдуччи предположил, что "эти инопланетяне ... очень хорошие существа, которые стремятся приблизить нас к Богу". Важный момент, который Балдуччи повторял снова и снова в его коротком интервью было то, что свидетельские показания об НЛО и инопланетянах в общем и целом следует воспринимать как констатацию подлинного факта, а не как галлюцинации. Его рассуждения были полностью теологическими. "Человеческое свидетельство - очень важный элемент. Если мы подвергнем это сомнению, то вскоре можем дойти до того, что поставим под сомнение свидетельство о существовании Христа".  По иронии судьбы, почти в то же самое время, когда обнадеживающее заявление монсеньора Балдуччи было распространено по всему Интернету, появилось еще одно сообщение. Этот человек передал слова Джо Джордана, одного из основателей Исследовательской группы по похищениям CE4 во Флориде, о том, что "сходство между опытом похищения и одержимостью демонами очень, очень большое"». (цит. по B. Denzler «The Lure of the Edge: Scientific Passions, Religious Beliefs, and the Pursuit of UFOs», University of California Press, 2001, р. 151; перевод с английского Яндекса почти без моей редакции).


Монсеньор Коррадо Балдуччи также ответил на вопрос СМИ о том, более ли развиты внеземные существа в интеллектуальном и духовном отношении по сравнению с людьми: «Без сомнения. И не только потому, что они разумные, но менее греховны по сравнению с человеком... Внеземные существа – промежуточная ступень между человеком и ангелом. Между этими формами жизни отмечается скачок, который в природе не наблюдается. Поэтому существование инопланетян объясняет этот переход. Их признание важно и потому, что они, по всей вероятности, оказывают нам поддержку и молятся за нас»» (там же).


Общий же вопрос о чувствительности современных религий к существованию внеземного разума возник довольно давно, но не привлекает особого внимания теологов, т.к. большинство считает, что в конечном счете это не будет иметь большого значения для христианства. В книге, которую я уже цитировал, есть такие данные, отражающие пусть и не самые последние, но не единичные мнения теологов, которые если и меняются, то не очень быстро (с. 148-150). 


«Опросы христианских теологических семинарий и еврейских синагог показали, что ученые мало интересовались теологическими последствиями открытия внеземной жизни - тем более открытием реальности НЛО. В опросе 1985 года деканов семинарий был задан вопрос о том, было ли какое-то формальное исследование связи между НЛО и христианской теологией в их учебных программах. Из 26 респондентов, ответивших на этот вопрос, 20 ответили "нет". Трое ответили "да" - двое из них были католиками. Тем не менее, когда их спросили, считают ли они возможным, что НЛО могут нести разумную форму жизни из другого мира, одиннадцать респондентов ответили "да" (католик объяснил, что такая возможность не была исключена откровением). В ходе другого опроса семинарий и синагог, проведенного в 1994 году, 77% респондентов отвергли гипотезу о том, что официальные подтверждение открытия развитой цивилизации будет иметь "серьезные негативные последствия для моральных, социальных и религиозных основ страны". Группа теологов и ученых, обсуждавших внеземную жизнь в Смитсоновском музее естественной истории в 1999 году, пришла к тем же выводам».


***


Поскольку не все знают, что такое Смитсоновский музей естественной истории, то полезно сделать небольшое отступление о нем, поскольку он может быть очень важен в плане хранения и изучения артефактов, не всегда укладывающихся в научные представления. Национальный музей естественной истории был открыт в Вашингтоне (США) в 1910 г., он основан и управляется Смитсоновским институтом, смитсоновский музей естественной истории – его другое название. Коллекция музея включает свыше 126 миллионов образцов растений, животных, ископаемых, минералов, пород, метеоритов, а также археологических и культурных артефактов. На сайте музея можно узнать его миссию: «Естественная история содержит ключ к будущему Земли. Наша миссия - способствовать пониманию мира природы и нашего места в нем. Коллекции музея рассказывают об истории планеты и являются свидетельством взаимодействия людей с окружающей средой и друг с другом. Поскольку мы все работаем над созданием устойчивого мира, этот отчет становится отправной точкой. Это наш путеводитель по тому, как может выглядеть и работать будущее».


В 2015 г. журнал «Метафизика» (№4), главным редактором которого был и остается  известный отечественный физик-теоретик, д.ф.-м.н., профессор физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.С. Владимиров, в редколлегию журнала тогда входила ныне покойная член-корреспондент РАН, д.ф.н. П.П. Гайденко и другие известные люди, в разделе «Следы допотопных высокоразвитых цивилизаций» опубликовал статьи отечественных апологетов альтернативной истории А.Ю. Склярова «Удивительное рядом, но оно запрещено» и Д.Г. Павлова «Время пирамид». Подводя итог поискам следов древних высокоразвитых цивилизаций, технически, возможно, превосходивших нашу, А.Ю. Скляров утверждал, что их найдены уже сотни и сотни. Он также заметил, что не они первые занимаются поиском таких артефактов, которые противоречат сложившимся представлениям о древней истории человечества, и что крупнейшими хранителями этих тайн являются Ватикан и Смитсоновский институт.


Статья из сборника "НЛО и другие".


Рецензии
В качестве автокомментария.

Привожу нижеследующую информацию здесь, потому что из нее следует, что Ватикан осведомлен об НЛО на уровне военной разведки. В качестве шутки-юмора в этом случае мне понятно, зачем Ватикану свои астрономы, что они могут высматривать в небесах этого бренного мира.

Когда я смотрел в ютубе «зеркало» слушаний 26 июля в подкомитете по надзору конгресса США по НЛО («House holds hearing on UFOs, government transparency | full video»), то обратил внимание на ответ Д. Груша на вопрос о том, с какого времени скрывается информация об обладании правительством нечеловеческого летательного аппарата. В тот момент я не сделал пометку точного времени, а сейчас мне лень повторно искать, поэтому для воспроизведения его ответа пользуюсь сетевыми материалами.

По мнению Д. Груша, первое обнаружение НЛО произошло в 30-х годах в Италии, во время режима Бенито Муссолини. Итальянское правительство переместило найденный аппарат на охраняемую авиабазу до 1944-1945 годов, когда Ватикан сообщил об этом американцам.

Александр Кукаров   30.07.2023 10:38     Заявить о нарушении