По волнам нашей памяти. Математика с Гирсом

Назад: http://proza.ru/2022/04/04/1752 (из воспоминаний Гомера)      

ГИРС В ГНЕВЕ НА ГРУППУ Э 202

     Имя я его не помню. Лектор он был отменный. Читал лекции по математике без всяких конспектов. Это подкупало. Ибо предыдущий преподаватель была женщина. Она больше походила на школьную училку математики. Заставляла писать под диктовку, тщательно выписывала формулы на доске и подчёркивала важные места цветными мелками. И с нас требовала делать тоже самое в своих конспектах. Это раздражало.
     А Гирс не раз публично насмехался над такой подачей материала студентам. Любил приколоться и претендовал на человека с офигенным чувством юмора. Но вскоре мне это изрядно поднадоело. Стал он мне напоминать своим поведением одного учителя из «Республики Шкид», который на уроках распевал песенки и веселил оболтусов.…. Ну вы помните, конечно. Короче, шутки мне его приелись. А в целом я не имел к нему претензий, ибо в зачётке за минувшую сессию красовалась запись: «ХОРОШО». Меня это вполне устраивало. Уж так повелось, что по математическим дисциплинам ниже четвёрки никогда не имел.


      Оставался последний семестр, в расписании занятий которого математика доживала последние недели. Впереди экзамен, и оценка «заархивируется» в дипломный вкладыш.
      То, что нам преподавали напоследок, относилось к разделу по теории вероятности и математической статистике. Темы мутные. Да ещё преподаватель на практических занятиях совсем молодой. Он сам в этом разделе плавал, как в болотной жиже. Из пары в пару мы убеждались, что нас уже засосало по самую шею. Как будем сдавать экзамен? Решать задачи никто не умет. И преподаватель ни бе, ни ме!
      На сколько мне известно, были предприняты превентивны меры. Чуть позже ходили слухи, что в деканат ЭТФ (может на кафедру математики) по инициативе активистов группы закатили  «телегу» с коллективной жалобой на хреновое преподавание математики и с требованием поменять молодого преподавателя. То, что это были не слухи, я понял на экзамене по математике на весенней сессии.
Тогда я отвечал по своему билету Гирсу. Когда я подсел рядом последовал вопрос молодому преподу, который сидел за соседним столом.
      - Сыров из борзописцев? – спросил Гирс.
Молодой заглянул в какой-то листочек и ответил:
      - Нет, этот не подписывался. Нет его фамилии.
Тем не менее допрос был с пристрастием….
      Ушёл я с трояком. А ведь был уверен, что иду на пятёрку. Облом! И решил, что буду пересдавать. Трояк в диплом сильно не хотелось. Перездача ломала мои планы на конец июня 1981 года.   


     У ГИРСА НА ПЕРЕСДАЧЕ

     Заранее получив «хвостовку» под одобрение зам. декана по младшим курсам за решение повысить оценку по математике, явился на экзамен. Приехал не к началу. Человек пять перед аудиторией Э-412. (Экстра-класс – в те времена в продаже была водка «Экстра» по цене 4-12).
     Подхожу к столу за билетом, сдаю зачётку. Гирс подозрительно глянул на меня, но промолчал. Из зачётки списал мою фамилию в ведомость. Тяну билет, объявляю номер, иду на приглянувшееся место в среднем ряду. Аудитория большая, лекционная: столы стоят «амфитеатром». Гирс окликнул меня и вел сесть на третьем ряду у стенки. Я понял: с того места, где сидел Гирс, хорошо просматривается пространство под партой. Мне в принципе по фигу где сидеть. Флагов у меня не было, списывать не с чего. Готовлюсь. С билетом дико повезло: готов рассказывать без подготовки. Но всё же тезисы по теории набрасывал на листочек и взялся решать задачку.
      Гирс, видимо, решил размяться, и пошёл по проходу в конец аудитории. Вскоре слышу сзади себя сопение. Повернулся. Гирс смотрит на мою писанину.
      - Ты смотри-ка. Правильно списал, - съязвил он.
      - Я сижу у вас как на ладони, как же я спишу - ответил я.
Гирс хмыкну и ушёл на место. Вызвал кого-то отвечать. Вскоре и я сидел рядом с ним.
      - Сыров, ты зачем пришёл? Тебе делать нечего?
      - Повышатья! С «уд» на «отл», - самонадеянно ответил я.
      - А в прошлую сессию у тебя что было?
      - Хорошо, - немного с гордостью заявил я.
      - Какой же дурак поставил тебе «хорошо»? – раздалась усмешка Гирса.
      - Вообще-то ваша подпись в зачётке, - ляпнул я и осёкся.
Гирс перелистнул зачётку и заглянул на предыдущий лист.
      - И, правда, моя, - заржал Гирс, - ладно, давай будем повышаться.
Он бегло пробежался по тезисам моих ответов. Глянул на решение задачи.
      - Накатал ты, Сыров, уже на четвёрку. А задачу решил не правильно, - изрёк Гирс.
      Я расстроился. Вдруг понял, что напрасно только день потерял. Хрен бы с ней с этой тройкой в дипломе. Но Гирс прервал мои мрачные мысли и предложил:
      - Садись-ка на первую парту, вот тебе другая задача, решай.
Я пожал плечами и согласился. Задача простая, во всяком случае, я умел такие решать.

      Тот, кто сел после меня к Гирсу, через три минуты подсел ко мне за парту.
      - Можете решать вдвоём, - с вас отчётливый разбор хода решения.
Напарника я по фамилии не помню. Он был с кафедры машин. И тоже пришёл повышаться. Каждый из нас решал самостоятельно. Ответы сошлись. Гирс посмотрел:
      - Мужики! Как не прискорбно, но не правильно ведь, - и тут же подсовывает ещё одну задачу.

      Уже ушёл последний студент, а Гирс валит нас на задачах. И всё не правильно. В голове мелькнула мысль: может просто издевается, врёт, что не правильно. А в животе уже бурлит с голодухи. На часах почти два часа. Гирс, дав нам ещё три задачки свалил на свою кафедру – дверь напротив аудитории Э-412. Уходя, сказал:
     - Я рядом, на кафедре, в шахматы пошёл играть. Решите, меня позовите. Ушёл…
Минут через  десять входит зам декана по младшим курсам.
     - Вы чё сидите. Где экзаменатор? – спросил он.
Ответить мы не успели. Следом ввалил Гирс.
     - Ты чё их держишь? Ведомости уже сдать пора.
     - Так повышаются!!! – заржал Гирс.
     - Ну, повысились?
     - Повысились! – Гирс сделал записи в зачётках.
А в ведомости, видимо, уж стояли оценки!
Мы в недоумении. Чуть было не вырвался вопрос про неправильно решённые задачи. Ну не сволочь ли?
     Простили мы ему: ушли-то с пятёрками.

Продолжение следует 


Рецензии