Женские болезни. Рассказы врачей и пациенток

Славной прихожанке Храма Иконы
   Божией Матери “Гребневская” в городе
   Одинцово Московской области посвящается.
   Упокой, Господи, душу ее во Царствии Твоем!

   “Забеременела сыном женщина одна
   От любимого мужчины, но была больна.
   О болезни той своей женщина узнала
   Лишь когда сказали ей: – Шансов выжить мало.

   Кровоточит матки свод, подозрение на рак,
   Срочно удаляем плод! А в ответ: – Пусть лучше так.
   На аборт я не пойду, этот грех не смыть вовек!
   – Не несите ерунду, это ж плод, не человек!

   – Сына я убить не дам! – Вы в своем уме, мадам?
   Если Вы умрете сами, плод погибнет вместе с Вами.
   А избавив Вас от плода, медицина Вам поможет!
   Да и Матушка-природа. – С нами Бог, а Он все может!

   – Но… ведь это ж море боли!
   – Пусть, на все есть Божья воля!
   Удивились те врачи и консилиум созвали.
   Делать нечего, лечить маму и ребенка стали.

   Только знали: тщетно все, даже если ей родить,
   Вряд ли им спасти ее, но ребенок должен жить.
   Время подошло рожать, столько вынесла она,
   Но, родивши сына, мать роды не перенесла.

   Сына покрестить успели, жил он десять дней,
   А потом его отпели, проводив за ней.
   Кто-то скажет: “Зря все было, для чего страдать?”
   Но она его любила, так, как может мать!”
   (Сергей Ковальчук)

   Здравствуйте, мои дорогие читатели! Перед вами моя новая книга. Она на такую актуальную тему, как борьба с женскими заболеваниями.
   В этой книге приведены 24 рассказа самих женщин и врачей: гинекологов, сексологов, диетологов и психологов. Есть также рассказ специалиста по психосоматике.
   О лечении каких заболеваний здесь рассказывается? Очень многих. Это миома матки, эндометриоз, воспаление придатков, труб и яичников, мастит, полипы эндометрия, инфекции, передающиеся половым путем, патологии бели, “молочница”, кисты, бесплодие, недержание мочи, вагинизм, гипотиреоз и даже рак груди.
   А еще тут специалисты рассказывают о возрастных изменениях во влагалище, осмотре у гинеколога и правах женщин при нем, правильном питании при новообразованиях и воспалительных процессах, заболеваниях пожилых женщин и девочек-подростков.
   Также в книге дается полезная информация о том, как растет и развивается женский организм, о порядке осмотра девочек детским гинекологом и даже о том, как маме правильно рассказать дочери о том, что между женщиной и мужчиной существуют сексуальные отношения. Если же мама стесняется обсуждать с ней этот вопрос, то дается совет, к кому из специалистов обратиться, чтобы тот тактично и со знанием дела освободил мать от этой задачи.
   Кроме того, здесь рассказывается о том, как правильно ухаживать за маленькими девочками и как правильно их мыть, чтобы не занести инфекции в половые органы.
   Причитав эту книгу, женщина поймет, что если раньше она приходила на консультации к гинекологу, будучи абсолютно неподготовленной, бессловесно выслушивая подчас крайне категоричное мнение доктора, то сейчас она сможет четко и целенаправленно задать ему свои конкретные вопросы.
   И если доктор не хочет на них отвечать, если он отвергает все ваши вопросы и настаивает на каком-то своем подходе, то, возможно, это не ваш доктор и его необходимо сменить.
   Кроме того, в этой книге затрагивается и такой щекотливый момент, как “кидалово” пациенток на деньги в частных клиниках. Вы прочитаете о некоторых ухищрениях недобросовестных медиков, которые “разводят” пациентов на ненужные анализы, процедуры и консультации, и сможете этому в дальнейшем противостоять.
   Тут обращается внимание на то, чтобы женщина думала своей головой, а не слепо доверяла врачам, которые тоже могут ошибаться и назначать не те лекарства или процедуры. Потому что это ваше здоровье, а подчас и здоровье ваших деток. Однако, это не означает призыва к самолечению, которое недопустимо.
   Также есть рассказ о народной медицине и полезных “чудо-мазях”. Автор книги не знает, насколько это полезно, но безвредно точно, потому что указанные компоненты сами по себе снимают воспалительные процессы и не обладают побочными эффектами.
   Некоторые женщины утверждают, что, возможно, в борьбе с бесплодием и заболеваниями им помог Бог и Пресвятая Богородица, так как накануне невероятного чуда они посещали монастыри и храмы и молили Бога об этом своем сокровенном и самом сильном желании.
   Книга призвана дать женщинам максимум самой необходимой информации по каждому заболеванию и сформировать понимание, как нужно действовать, к какому врачу обращаться и какой план обследования и лечения использовать.
   За своими героями я традиционно старался записывать дословно.
   С Божьей помощью я пишу новую книгу, которая получит название: «Стоматолог и я. Рассказы врачей и больных». Уверяю вас, что это будет по-настоящему интересное и познавательное чтение. Надеюсь, что вы, мои дорогие, с Божией помощью, эту книгу тоже вскоре сможете прочитать. Как и все остальные мои книги. Ищите и найдете! На сайте ЛитРес.
   А выводы делать только вам. Ну, с Богом!

Рассказ первый
Арина, 33 года, болела онкологией груди
   «Однажды я узнала, что беременна. Это было внезапно для меня, но радостно. Я записалась в женскую консультацию, сдала все анализы. Все было в норме.
   На семнадцатой неделе беременности я, как обычно, вечером, это было 29 ноября, пошла в душ и почувствовала, что у меня набухла грудь. А я до этого полтора года кормила грудью старшую дочку. И для меня мастит (воспалительное поражение молочной железы, автор) было самое страшное. Я очень боялась мастита, и вообще, я была такой человек, у которого все должно быть идеально, четко и по стандартам.
   Я сразу же решила потрогать рукой, не горячая ли она, не набухшая ли. Я положила руку и сразу почувствовала шарик. Я сказала об этом мужу и сказала, что мне надо съездить к гинекологу. Он говорит: “чего ты нагоняешь? Успокойся! Какой там еще шарик?”
   Мы поехали в клинику на следующий день. Мой гинеколог был на больничном, и я пошла к дежурному. Та посмотрела и сказала, что ничего страшного у меня там нет. У меня был кружевной классический лифчик, и она спросила:
   – Что за лифчик ты носишь?
   Я удивилась и спросила у нее:
   – А при чем тут лифчик? Он же ниже, а шишка вообще сверху.
   Она увидела, что я в смятении нахожусь и говорит:
   – Ну хочешь, я дам тебе направление к хирургу? Можешь сходить.
   Я пошла к хирургу. Там тоже врач женщина. Она посмотрела и говорит:
   – Я ничего страшного не вижу, но на всякий случай сделайте УЗИ.
   И вот когда я попала на УЗИ, к молодому врачу, мужчине, он смотрел и молчал. Я у него спросила:
   – Что, там что-то страшное?
   Он отвечает:
   – Я не могу ставить диагнозов по УЗИ, но вам нужно к онкологу”.
   Вопрос врачу-онкологу: Вы можете перечислить симптомы рака груди, которые можно у себя опознать и считать тревожным знаком?
   Владимир, врач-онколог: “Первый симптом, это покраснение молочной железы. Кожа начинает выглядеть как апельсиновая корка. Далее женщина может сама себя рукой пропальпировать и выявить в молочной железе “шишку” или новообразование. Увеличенные лимфатические узлы, к сожалению, тоже часто бывают проявлением рака молочной железы.
   При раке молочной железы очень важно пройти обследование. Врач не может на 100 процентов поставить диагноз. Потому что есть такие образования, минимальные, очень небольших размеров, и только методы обследования: УЗИ молочных желез, маммография, МРТ могут выявить и помочь поставить такой диагноз”.
   Арина: “Раньше я вообще не интересовалась этой темой. Это “не про меня”, это неинтересно, это страшно. И вообще, у меня была такая установка, что раком болеют… ну, какие-то люди несчастные, одинокие. Ну, счастливые люди типа того, что раком не болеют.
   Поэтому, когда я вышла оттуда и села в машину, то я рыдала. Естественно, что я боялась вслух произносить это слово. Я говорила мужу: “это”.
   Конечно же, когда я стала разговаривать с врачом-онкологом, я задала первый вопрос:
   – А что с ребенком?
   Она говорит:
   – Если диагноз подтвердится, то будет решать консилиум врачей, что делать с ребенком.
   И тут ты просто “проваливаешься”. Все остаются наверху, а ты “проваливаешься” и куда-то “летишь”. Вот это ожидание диагноза было самым худшим. Вот сейчас я беременная, а через неделю что мне скажут? Можно мне, нельзя мне, умру я?
   Когда я пришла делать биопсию, естественно, я спросила:
   – Что мне делать с ребенком?
   Мне ответили:
   – Мы не можем рисковать мамой твоей трехлетней дочки ради еще не родившегося малыша.
   А мы с мужем ходили, когда у меня был срок беременности в 12 недель на УЗИ, видели там ручки и ножки. И, если честно, я не могла осознать, что мне нужно “убить” здорового ребенка. Это для меня было самое страшное и самое сложное.
   Потом, спустя неделю, мне позвонили и спокойным голосом сказали: “добрый день, ваш онкологический диагноз подтвердился. Ждем вас завтра на консилиум”.
   Вопрос врачу-онкологу: Что такое рак? Как развивается и протекает эта болезнь?
   Владимир, врач-онколог: “Существует запрограммированная гибель клетки. Вот, допустим, сегодня образовалось 100 клеток и в этот же день все они погибли. Поэтому существует баланс. Но по какой-то непонятной причине при определенных факторах в этот день появляется 200 клеток, только 100 из которых погибают.
   На следующий день появляется 300 клеток и получается, что появляется новая ткань, вырастает какое-то новое образование. Вначале это новообразование может быть доброкачественным, потому что там клетки изначально незлокачественные. Потом, под воздействием каких-то неблагоприятных факторов эта доброкачественная опухоль переходит в злокачественную”.
   Арина: “В тот день, когда мне сообщили о моем диагнозе, я позвонила психологу и пришла к ней. Мы с ней обговорили эту ситуацию, и она мне сказала, что мне нужно получить от врачей максимальную информацию о болезни.
   День консилиума был единственным днем, когда я не плакала. Я шла с таким боевым настроем отстаивать ребенка. Тогда про свою жизнь я не думала, я думала только про жизнь своего неродившегося ребенка.
   И первым же вопросом, который мне задали на том консилиуме, был:
   – Вы хотите оставить ребенка?
   Я ответила:
   – Да.
   И мне говорят:
   – Ну, мы не видим препятствий.
   И все. И вообще никаких споров не было. Потому что они сказали, что препятствий нет. Я должна была по их рекомендациям пройти курс химиотерапии. Но она на ребенка не влияет, потому что, как мне было сказано, его защищает плацента. Молекулы “химии” достаточно крупные, поэтому плацента настолько “волшебная штука”, что она реально защищает ребенка.
   Я искала только положительные случаи. Я искала в Инстаграме, в интернете. В Ютубе, например, я вообще ничего не нашла про рак во время беременности. Я находила про беременность после рака, про беременность до рака, но беременность во время рака я там не нашла. Не было такой информации”.
   Вопрос врачу-онкологу: Как лечится рак и зависит ли его лечение от стадии, на которой к врачам обратился больной?
   Владимир, врач-онколог: “Рак молочной железы поддается лечению непросто. Есть такое понятие, как “комплексное лечение”. В него входят как хирургический метод, это операция, так и лекарственная терапия. Пациенту вводятся определенные препараты для того, чтобы снизить агрессивность данной опухоли, либо эти препараты вводятся профилактически.
   Третьим способом является лучевая терапия. Чем процесс запущеннее (то есть чем выше стадия заболевания), тем сложнее он поддается лечению. Существует четыре стадии рака. Первые две (первая и вторая) лечатся какими-то минимальными усилиями: операцией и лекарствами.
   Лечение на второй и третьей стадиях чаще всего начинается с приема лекарств. К сожалению, четвертая стадия, это такое заболевание, когда мы редко оперируем. То есть, в данном случае мы назначаем только лекарственную терапию. И мы этой терапией пытаемся остановить рост опухоли. Чтобы пациента ввести в ремиссию, и чтобы опухоль дальше не распространялась.
   Четвертая стадия проявляется возникновением опухоли не только в конкретном месте, но и когда эта опухоль дала метастазы в другие части организма: печень, легкие, головной мозг, кожу. Это самая тяжелая группа, но тем не менее на сегодняшний день медицина шагнула вперед, и даже пациентов с четвертой стадией мы долго лечим. Они могут долго находиться в ремиссии, и живут комфортно”.
   Арина: “Мне сделали операцию по удалению груди – мастэктомию с лимфоузлами. Лимфоузлы мне тоже удалили, девять штук. Мне обещали сделать реконструкцию, поэтому я не так сильно переживала. Но я могу сказать, что где-то месяца два я не смотрела на шрам. И в зеркало не смотрела вообще.
   Меня муж забрал из больницы, мы сразу же купили этот протез, и я сразу стала ходить и не смотреть. Только потом, спустя уже месяца два, когда была стрижка, я уже сумела посмотреть на себя в зеркало”.
   Как она относилась к принятию потери волос? Я читала, что два процента больных волосы не теряют. И я надеялась оказаться в их числе. А у меня были длинные и густые волосы. Я раньше участвовала в различных фотосессиях, у меня был небольшой модельный опыт. И все стилисты всегда мне говорили: “о, какие волосы! Какая грудь!” Все, чего я сейчас лишилась.
   И на шестнадцатый день, как мне и обещали, волосы меня начали покидать. Но по этому поводу я заплакала только один раз. Это было когда я мыла голову. Первый раз, когда я увидела в ванной это, я тогда заплакала. Зато потом стала относиться к этому с юмором.
   Когда я ехала на “перевозной тележке” на операцию, то представляла себе, что снимаюсь в фильме “Доктор Хаус”, что это просто съемки, а не реальная жизнь. Мне было так легче все это воспринимать.
   Насколько тяжело проходить химиотерапию? У меня было четыре “красных химии”. Две во время беременности. Кстати, на следующий день после первой я поехала на фотосессию о беременности. Я очень хотела сфотографироваться именно со своими собственными волосами.
   Говорила ли она своей трехлетней дочери про свой диагноз? Готовила ли ее как-то к возможному своему уходу? Я ей говорила просто, что мама заболела и маме будут давать лекарства, от которых волосы придется убрать. И когда мой младший брат побрил мне голову, я подошла к ней и спросила, боится ли она меня. А она мне сказала, что не боится и что я просто похожа на яичко (смеется)”.
   Вопрос врачу-онкологу: Каковы причины появления рака груди?
   Владимир, врач-онколог: “Иногда мы встречаемся с такими случаями, что женщина ведет практически идеальный образ жизни, но при этом она заболевает данным видом онкологии. У нас бытует мнение, что это те, кто ранее осуществлял гормональную терапию или оральные контрацептивы. Но я к этим факторам отношусь скептически.
   Алкоголизм, курение, отсутствие родов. Хотя мы встречаем среди больных этим заболеванием и нерожавших, и тех, которые рожали много раз”.
   Арина: “Честно говоря, когда я узнала о своем диагнозе, то просто хотела кричать об этом всему миру. Но я не смогла рассказать. Когда я шла на операцию, то планировала об этом рассказать в палате. Я включила телефон, но начала, как обычно, в своем Инстаграме рассказывать про косметику.
   И никто об этом вообще не догадался, даже когда я надела парик. Три девочки мне написали, что ой, такой цвет необычный, как будто парик. Так как об этом мало говорят, то у нас обычно этого стыдятся. Типа того, что раком болеть стыдно. Такое есть, поэтому многие об этом просто не рассказывают.
   Было ли стыдно ей? Нет. Я не знала, какие эмоции буду испытывать после того, как об этом расскажу. Но когда я рассказала, мне стало так легко дышать! Это такое принятие себя, в том числе. Это принятие себя. Я еще хотела показать людям, что можно сделать идеальную картинку в Инстаграме, как у меня было: я беременная, ребенок, муж, крема, танцы под музыку, и ни забот, ни хлопот. А что кроется за этим? А за этим была просто пропасть.
   Думала ли она, что умрет? Да, думала. Я уже и новую жену своему мужу подыскивала. Но больше всего мне было жалко дочку. Я думала, что как она будет без матери, будет жить падчерицей и так далее. Хотя мне муж сказал, что он бы не женился, но я в этом сомневаюсь.
   Излечилась ли она от рака сейчас и проходит ли она поддерживающую химиотерапию? Сейчас я прохожу химиотерапию для профилактики рецидива. То есть, очень много мифов, что если тебе уже сделали операцию, то зачем химиотерапия? Или зачем вообще нужна “химия” если она “травит людей больше, чем лечит? Попейте там чего-то и сделайте там что-то другое”.
   Вопрос врачу-онкологу: Как часто женщине нужно ходить проверяться к врачу после операции и курса химиотерапии?
   Владимир, врач-онколог: “Обычно мы должны проводить обследование не реже раза в год. Это в зависимости от возраста пациентки. Молодым женщинам лично я рекомендую выполнять УЗИ молочных желез раз в год. Если у женщины в анамнезе болели родственницы раком молочной железы, то рекомендую не реже раза в год также проводить МРТ молочных желез.
   После 38 лет женщина уже должна выполнять маммографию. Ее достаточно делать раз в два года, а в идеале раз в год. И, выполняя эти исследования, мы не можем предотвратить рака молочных желез, но мы можем его выявить на такой начальной стадии, что, в принципе, это лечение пройдет незаметно. Ремиссия в этом случае будет очень длительной, и пациентка про это вообще забудет”.
   Арина: “Многие боятся идти к врачу. “А вдруг у меня рак? Просто нас как-то не особо информируют. Мне кажется, есть какая-то недосказанность в этом вопросе. Хотелось бы, чтобы сами врачи больше об этом говорили. Например, гинекологи. Чтобы они отправляли на УЗИ, чтобы это УЗИ входило в комплекс мероприятий по подготовке к беременности.
   А осматривать грудь нужно хотя бы раз в месяц. Нужно встать к зеркалу и осмотреть подмышечные лимфоузлы и грудь. Я такого не делала. Я раньше этого избегала. В клиниках везде висят эти предупреждающие плакаты, но я вообще на них никогда не обращала внимания.
   Потому что мне было это неинтересно. Каждая восьмая женщина в мире может заболеть раком груди. Это очень распространенное заболевание. К сожалению, это самый распространенный вид рака, именно рак молочной железы. И смертность от него большая, хотя и лечат лучше всего именно его.
   То есть, мало того, что нужно идти к врачу, так нужно еще и добиваться именно диагностики обязательно. Чтобы сделали УЗИ. А если что-то им не понравилось, чтобы сразу сделали биопсию. То есть не просто пойти к врачу и все. Потому что я-то тоже пошла к врачу, а она мне что сказала? Что я якобы просто неправильно ношу белье.
   И только благодаря какому-то своему чутью я пошла и все доделала до конца. Хотя я иногда тоже думаю: “может не надо было просто ходить и все бы само “рассосалось?” Но, конечно же, нет!” (О людях, победивших любые стадии рака, читайте мою книгу “Вера спасла нас. Свидетельства победивших смертельные болезни”, автор).

Рассказ второй
   Марина Антоновна, 58 лет, акушер-гинеколог
   «Сегодня я хочу рассказать о возрастных изменениях во влагалище. В нашем женском организме есть несколько разновидностей эстрогенного гормона. И вначале в нашем организме снижается уровень эстрадиола. То есть того гормона, недостаток которого проявляется приливами, и соответствующими вегетососудистыми изменениями и нарушениями.
   Второй гормон – эстриол. Он отвечает за состояние слизистой влагалища и урогенитального тракта. И вот он снижается где-то через два года после менопаузы. Поэтому обычно первое время многие женщины не ощущают изменений со стороны слизистой влагалища. Разве что отмечают, что стало меньше выделений и может появляться сухость при близости.
   Чем же грозит нам, женщинам, снижение эстрогенных гормонов во влагалище? Кроме всего прочего, влагалище выполняет защитную функцию. И очень важным компонентом его защиты является наличие там лактобактерий (это палочковая микрофлора, которая выделяет молочную кислоту, создающую кислую флору во влагалище, в норме от 3,8 до 4,6).
   Эта микрофлора эстрогеночувствительна, и количество этих лактобактерий прямо пропорционально количеству эстрогенов в женском организме. Когда падает уровень эстрогенов, будет падать и количество лактобактерий. Флора станет потихоньку изменяться с палочковой на кокковую или смешанную, и меняться соответственно pH влагалища в сторону ощелачивания.
   Поэтому такой фактор защиты, как лактобактерии с течением времени начинает пропадать. Чем это грозит влагалищу? Если у женщины была папилломавирусная, или герпетическая, или грибковая инфекция, то при изменении флоры и повышении pH, они все начинают “поднимать голову”.
   Поэтому женщины, являющиеся носителями папилломавирусной инфекции, которые об этом знают, так как обследовались ранее, после 45 лет вы не реже должны ходить к гинекологу, а более регулярно. То есть, как минимум раз в год, чтобы сдавать тест и проверяться на предмет того, не вызвал ли этот папилломавирус, который “спал” в вашем организме много лет, каких-то изменений в шейке матки. Об этом необходимо помнить.
   Другим важным фактором защиты влагалища является наличие ежемесячных менструаций. То есть, когда происходит функциональная замена слизистых и функциональных слоев наших внутренних органов. Когда менструальная функция исчезает, то соответственно выпадает и эта функция. И нет уже такого активного отторжения слизистой во влагалище.
   Еще одним фактором защиты флоры во влагалище и его состояния является также смыкание половой щели. И с возрастом женщины часто сталкиваются с истощением слизистой. То есть истощение мышечных тканей внутренних органов, истощение слизистых, их атрофия, уменьшение приводят к тому, что существует такая вещь, как опущение.
   Особенно если были какие-то родовые травмы, то меняется и состояние малых и больших половых губ. И иногда бывает так, что с возрастом половая щель начинает зиять.
   Все эти составляющие могут приводить к тому, что у женщины появляются так называемые неспецифические кольпиты или атрофические кольпиты. То есть, когда у нее появляется яркая клиника: зуд, жжение, болезненность во время близости, а иногда и кровянистые выделения во время такой близости, отсутствие необходимого количества смазки.
   Все это является проявлением атрофии, то есть данного эстрогенодефицита. Потому что рецепторы к эстрогенным гормонам находятся и в уретре, и в мочевом пузыре, и в слизистой влагалища. И как только падает уровень этих эстрогенных гормонов, то все эти ткани начинают претерпевать определенные изменения.
   Поэтому есть целый комплекс изменений, которые обычно описывают у женщин в эстрогенодефиците. К этому комплексу относятся сухость, зияние половой щели, дискомфорт во время близости, неспецифические и атрофические кольпиты, опущение стенок влагалища, дизурические явления (недержание мочи либо явление хронических неспецифических циститов).
   Все это называется “урогенитальный менопаузальный синдром”. И что же делать в такой ситуации? Мы же прекрасно понимаем, что время назад не повернуть. Но кое-какие изменения повернуть назад и поддерживать в необходимом состоянии на сегодняшний день можно.
   Главное, это понимать, что процесс запущен, что с возрастом нечего рассчитывать на то, что эти ткани у вас останутся в молодом виде. У многих женщин есть так называемая “немая” атрофия. Потому что те женщины, которые не живут половой жизнью, не замечают тех изменений, которые там происходят.
   И пока не начались либо зуд, либо недержание мочи, либо проявления, связанные с опущением стенок влагалища, женщина не задается вопросом, что с этим делать. Как только начинаются явления эстрогенодефицита, которые проявляются еще в том периоде, когда у женщины сохранена менструальная функция и она еще достаточно молодого возраста, а именно: сухость во время близости, стрессовое недержание мочи (чихнула, кашлянула и непроизвольно выделила несколько капель мочи), ночные походы в туалет, это все проявления того, что уже начинаются изменения в урогенитальном тракте.
   Иногда у женщин появляются жалобы во время близости и болезненные ощущения: микротрещины, потертости во время полового акта. И это тоже может быть проявлениями атрофии, а не какой-то инфекции. Я сталкиваюсь с тем, что когда у женщины появляется атрофический кольпит, вот эти зуд и жжение, она полночи не может из-за этого спать.
   И после этого начинается сдача всевозможных анализов на все инфекции подряд и лечение антибиотиками всего подряд. А лечить-то порой нужно вовсе не возбудителя, а состояние, которое позволяет той же сапрофитной флоре и тем же грибам, герпесу хозяйничать в урогенитальном тракте. Потому что эстрогены, которые помогали защищать влагалище, уже уменьшились.
   Что делать в таких ситуациях? Во-первых, как только у вас появились первые проявления, изменения в организме, те жалобы, о которых я сказала, то я бы настоятельно рекомендовала обсудить некоторые моменты с вашим врачом.
   Потому что доктор на приеме может оценить, нет ли явления опущения стенок влагалища, нет ли зияния половой щели, в каком состоянии находится ваша микрофлора, нет ли смещения pH. Есть даже такие лакмусовые бумажки, по которым женщина может дома самостоятельно определять вот это pH ее влагалища, если она понимает для чего это делает. Нет ли дизурических явлений, нет ли сухости.
   То есть, многие моменты гинеколог может оценить на кресле при осмотре. Я сталкиваюсь с тем, что, к сожалению, очень многие на эту тему молчат. То есть это не только “немая” атрофия, а еще бывает и “немая” женщина. Потому что нам иногда стыдно признаться.
   Во-первых, мы не хотим осознавать того, что, скорее всего, у нас уже с возрастом происходят какие-то изменения. Многие просто не хотят принимать этот свой возраст. А многие стесняются тех состояний, которые особенно имеют отношение к недержанию мочи.
   У меня в практике, например, бывает так. Спрашиваю пациентку, нет ли у нее жалоб, говорит, что нет. Но когда я осматриваю ее на кресле, то спрашиваю, а сухости при близости не бывает? Она отвечает, что иногда бывает. Тогда спрашиваю, а бывает так, что там чихнула, кашлянула или сильно засмеялась и моча выделилась? Тоже говорит, что да, бывает.
   Спрашиваю ее, почему она тогда не озвучила это в жалобах. Говорит: не знаю, как-то не задумывалась. Некоторые стесняются, им неудобно. Но об этом нужно говорить. Потому что существуют методы и профилактики, и лечения.
   Я понимаю, что время вспять не повернуть, но кое-что на сегодняшний день мы делать можем. И не только наши косметологи, которые делают нас красивыми снаружи. Наши гинекологи тоже кое-что умеют.
   Итак, что делать в ситуации, когда начинает снижаться уровень эстрогенов и появляются явления атрофии? После того, как вы прошли осмотр у доктора и озвучили ему проблему, сдали анализы мазка, сдали анализы на ПАП-тест и поняли, что никаких серьезных состояний нет, нужно определиться с тем, какими методами вы можете лечиться. Потому что многие из них, кроме показаний, имеют и противопоказания.
   Единственный метод, который не имеет никаких противопоказаний, это использование препаратов. Всевозможных свечей, гелей с гиалуроновой кислотой. Здесь противопоказанием может явиться только аллергическая реакция на какие-то компоненты данного препарата.
   Но вообще это “интимная косметика для влагалища”. Потому что многие женщины пользуются кремами для рук и лица. Мы считаем, что эти части тела требуют ухода. А о тех частях тела мы абсолютно забываем. Они требуют точно такого же ухода.
   Я помню, как в те давние времена, когда еще не было такого изобилия интимной косметики, как сейчас (хотя некоторые женщины даже не знают, что такая существует), наши бабушки и прабабушки пользовались гусиным жиром или растительным маслом, чтобы хоть как-то увлажнять слизистую своего влагалища. Потому что они понимали, что многие их проблемы связаны именно с этим.
   Но сегодня существует интимная косметика в виде гелей и свечек, которая позволяет нам, женщинам, регулярно пользоваться вот этими средствами. Нужно ли ими пользоваться каждый день? Да, наверное, нет. Каждая женщина сама себе определяет, как часто ей необходимо пользоваться увлажняющими свечками либо кремами.
   Я всегда своим пациенткам говорю, у меня всегда на столе стоит крем для рук, потому что я работаю в перчатках. Тальк сушит руки, и я кремом в день пользуюсь, наверное, раз 30. Помыла руки и нанесла крем, потому что иначе кожа на руках пересыхает и мне некомфортно.
   Вот точно так же и со слизистой влагалища. Если вы не чувствуете дискомфорт, то можете пользоваться раз в день или раз в неделю. Каждая женщина определяет это себе сама. Это не лечение, это уход. Гигиенический уход за вашими наружными и внутренними половыми органами.
   Многие спрашивают, как долго они должны этим пользоваться. Ну, тут уж извините, – так же долго, как вы хотите чувствовать себя хорошо. Еще раз говорю: это не лечение, что вы проставили себе 10 свечек, и “будет вам счастье”. Это то, что должно быть уже постоянно.
   Поэтому вы можете менять, пользоваться свечками и гелями разных производителей и фирм, которых сейчас очень много. И я думаю, что любой гинеколог, даже очень молодой, на сегодняшний день вам сможет посоветовать тот препарат, который вам стоит взять и которым стоит пользоваться. А вы со временем определитесь, что вам нравится и подходит больше.
   Потому что привыкания к ним нет. Но не всегда этого достаточно. То есть одного увлажнения хватает далеко не всегда. Да, его хватает “на дальних подступах”. Да, это “база”, которой мы пользуемся постоянно. Женщины, которые ходят к косметологам, не знают, что кроме того, что они пользуются утром и вечером кремами: и под глаза, и на кожу, и дневным, и ночным, и подтягивающим, и разными-всякими, тем не менее мы что-то там подкалываем, делаем плазмолифтинг, подкалываем “гиалуроночку”, какие-то нити, а там уже и операция.
   То же самое происходит и с влагалищем. То есть вот эти препараты с гиалуроновой кислотой, это каждодневный уход. Но это абсолютно не исключает того, что я сейчас называла. Да-да, точно так же слизистую влагалища мы можем поддерживать и решать некоторые проблемы с несмыканием половой щели, или с какими-то атрофическими изменениями наружных половых органов.
   Эти проблемы на сегодняшний день неплохо решаются при помощи инъекций с гиалуроновой кислотой, липофилинга, даже делают нити туда же. И если есть проблемы с несмыканием половой щели, то иногда наложение нитей является решением этого вопроса.
   Ну и, конечно же, не могу не упомянуть аппаратные методики решения проблемы с атрофией. Один из моих любимых методов, который я часто использую в своей практике, это “лазерное омоложение”. Его так называют, хотя это лазерное лечение атрофии. То есть, данная процедура позволяет не то, чтобы повернуть время вспять, но решить некоторые вопросы, связанные с атрофией.
   Ну и, конечно же, метод, который по сути своей является абсолютно логическим, это заместительная гормонотерапия. То есть вагинальные кремы и свечки, которые в своем составе содержат эстрогенный гормон, либо тестостерон. В зависимости от того, в какой форме и каким препаратом мы пользуемся.
   Очень часто даже те женщины, которые принимают заместительную гормонотерапию, все равно не решают вопроса вагинальных изменений. Потому что гормон эстриол внутрь не принимают, он нам нужен местно. И на рынке сегодня существуют свечки, которые в небольшом количестве содержат эстрогенный гормон и которые в принципе являются препаратом эстрогенного гормона, в котором его большая концентрация.
   И, конечно же, это те препараты, которые женщина не назначает себе самостоятельно. Мне одна приятельница говорила как-то, что ее подруга посоветовала “крем молодости”. И она начала им мазаться, а у нее пошла менструация, хотя женщина уже была в менопаузе...

Остальной текст книги читайте на сайте ЛитРес. Для этого наберите в строке Яндекса или Гугла "Сергей Ковальчук. Женские болезни. Рассказы врачей и пациенток. ЛитРес".


Рецензии