Татуировка в кружевах

Из книги - "Я не суеверный моряк. Путеводитель по глубинам морских суеверий"
Автор:Николай Каланов Книгу можно найти в Литресе или на сайте www.kalanov.ru
Из серии: Энциклопедия морской культуры
Николай Каланов - http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich
Покажите мне человека с татуировкой,
и я покажу вам человека с интересным прошлым.
Джек Лондон
Принято считать, что начало морским татуировкам положили матросы капитана Джеймса Кука, которые, вернувшись на родину в 1771 году, были первыми, кто открыто показывал наколотые рисунки на своём теле.
Модное явление – татуировка – очень скоро стало одной из самых популярных традиций среди моряков и очень быстро обросло защитными суевериями. Так как на протяжении всей истории мореплавания моряки были убеждены, что конкретные символы и амулеты помогут им справиться с определёнными опасными для жизни событиями, татуировка стала как нельзя лучше служить морским оберегом от опасностей моря.
Со временем татуировка стала для моряков способом показать себя в обществе, а целью морских татуировок стала запись важных событий в жизни, таких как морские путешествия, достижения в морской иерархии.
Из всех сюжетов морских татуировок в этой статье я остановлюсь на тех, которые рассказывают о чувствах между моряками и их возлюбленными. Сначала появились невинные татуировки в виде рисунка сердца, что поначалу трактовалось как признак храбрости и острого ума моряка. Со временем наколотое на груди сердце как центр многих эмоций стало обозначать верность в любви, а изображённая внутри «королева цветов» роза говорила о взаимности чувств.
Жизнь моряка была очень опасной: трудности плавания, болезни, опасности морской стихии и вечная близость гибели диктовали соответствующие сюжеты. Так, в конце XVIII века среди моряков-христиан стала распространённой татуировка с композицией, где обязательно присутствовала оплакивающая гибель моряка женщина, прильнувшая к кресту, воздвигнутому на небольшой скале в окружении бурных волн. Этот сюжет был навеян не столько морем, сколько библейскими легендами. Рядом писались слова из популярного христианского гимна «Скала времён» («Rock of Age»): «Когда мои глаза закроет смерть, спасите от гнева Господа и сделайте меня чистым». Однако одним из самых любимых сюжетов, приносящим морякам счастье и удачу, были изображения полуголых русалок, наяд и девушек вообще.
В XIX веке среди моряков появилось поверье, что татуировка с именем или инициалами любимой девушки рядом с распятием поможет моряку выжить в море и вернуться к своей возлюбленной. Через столетие вместо инициалов стали изображать сердца, пронзённые стрелой Амура или окровавленным кинжалом, наполовину вошедшим в тело, с девизом: «Смерть прежде бесчестия». В то же время у возлюбленных и жён моряков появилась традиция делать себе копию татуировки, которую имеет её любимый. Считалось, что это удваивает защитную силу оберега-тату, а также укрепляет взаимную любовную связь. Долгожданную встречу на родных берегах сулило наколотое изображение креста в сочетании с якорем и двух сердец, объятых жарким пламенем, символизирующим страсть и огонь чувств. Когда появилась цветная татуировка – кровь, сердца и розы обрели свой естественный цвет.
У американских матросов, всегда отличавшихся повышенным патриотизмом и любвеобильностью, встречу после долгого расставания обещало изображение матроса, целующего государственный флаг и одновременно нежно обнимающего любимую девушку. Такая татуировка даже приветствовалась на кораблях военно-морского флота. Постепенно нравы как на военном, так и на гражданском флотах настолько изменились, что в изображении «любимых дам» стали допускаться всякого рода фривольности. Самым «фартовым» стало считаться изображение обнажённой женщины с роскошными формами: шикарным бюстом и аппетитной попой. Такую красавицу рекомендовали накалывать на самые видные места – на руках и на груди, и это считалось высшим шиком у бывалых моряков.
В начале XIX века в американском военном флоте около 90% моряков имели похожие татуировки. При этом мода на изображение голых женщин настолько распространилась, что вызвала широкое возмущение общественности. Под давлением хранителей пуританских ценностей американский Конгресс принял новые правила приёма новобранцев на флот. В них было включено положение, запрещающее приём на службу граждан с татуировками, изображающими обнажённых женщин. Вербовщики новобранцев прекрасно понимали, что лучший человеческий материал для флота – это моряки с торговых и рыболовных судов, уже имеющие достаточный опыт, выучку и закалку. Но на торговом флоте, кроме привычных отметок о посещении разных стран и портов, татуировки обнажённых русалок на теле были уже не фартовым стилем, а обязательным соблюдением морских традиций и поверий. Получилось так, что новый федеральный закон закрывал дорогу на флот самой перспективной категории претендентов.
Командование флота нашло выход из создавшегося положения. Оно включило в условия контракта требование обязательно «одевать обнажённых дам на татуировках в платья и наряды». Конечно, такая процедура не всем понравилась. Но особенно жаждущие послужить в военно-морском флоте смогли, «одев в кружева» свою татуировку, поступить на его корабли.
Николай Каланов - http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich


Рецензии