Блок. Смятение. Прочтение
Мы ли – пляшущие тени?
Или мы бросаем тень?
Снов, обманов и видений
Догоревший полон день.
Не пойму я, что нас манит,
Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?
И твои мне светят очи
Наяву или во сне?
Даже в полдне, даже в дне
Разметались космы ночи...
И твоя ли неизбежность
Совлекла меня с пути?
И моя ли страсть и нежность
Хочет вьюгой изойти?
Маска, дай мне чутко слушать
Сердце темное твое,
Возврати мне, маска, душу,
Горе светлое мое!
13 января 1907
– «Мы ли – пляшущие тени? // Или мы бросаем тень?» – Приблизительно год назад (16 апреля 1906 года) Блок написал стихотворение «Незнакомка». К пьесе с тем же названием, преподнесен эпиграф:
«– А как вы узнали, что это я? Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела?
– Я вас тоже будто видел где-то?
– Где? – Где?
– Я ваши глаза точно где-то видел… да этого быть не может! Это я так… Я здесь никогда и не был. Может быть, во сне…
Достоевский»
А у Блока про героиню и того, и другого имеется пояснение:
«Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона…».
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
Сначала он написал, а потом встретил женщину с крылатыми глазами.
Волохова. Земля в снегу:
«…У нас бывали частые споры с Александром Александровичем. Он, как поэт, настойчиво отрывал меня от «земного плана», награждая меня чертами «падучей звезды», звал Марией [имя героини его пьесы]— звездой, хотел видеть шлейф моего черного платья усыпанным звездами. Это сильно смущало и связывало меня, так как я хорошо сознавала, что вне сцены я отнюдь не обладаю этой стихийной, разрушительной силой. Но он утверждал, что эти силы живут во мне подсознательно, что я всячески стараюсь победить их своей культурой и интеллектом. Отсюда раздвоенность моей психики, трагические черты в лице и в характере, постоянное ощущение одиночества и отчужденности среди людей:
И, миру дольнему подвластна,
Меж всех — не знаешь ты одна,
Каким раденьям ты причастна,
Какою верой крещена.
Годы, о которых я рассказываю, были годами сильнейшего увлечения символизмом. Мы не ограничивались любовью к стихам и к чтению их, мы, так сказать, жили ими и в них. Часто говорили полунамеками, полусловами и понимали друг друга. Стихи были почти наш разговорный язык. Естественно, что я порой поддавалась убедительности Блоковского стиха и чувствовала себя и Фаиной, и Незнакомкой.»
И напомню строки, которыми она приняла его посвящение на книге «СНЕЖНАЯ МАСКА».
Он:
Посвящаю ЭТИ СТИХИ
Тебе
высокая женщина в черном
с глазами крылатыми
и влюбленными в огни
и мглу моего снежного
города.
Она:
Радостно принимаю эту необычайную книгу, радостно и со страхом – так много в ней красоты, пророчества, смерти.
Жду подвига.
Для него в этих строках прозвучало, что она приняла его книгу, приняла его миссию – она приняла свою миссию. Он никак не мог добиться от Л.Д., чтобы она осознала, что она не просто Любочка, но сосуд , хранящий высокую сущность, а Волохова с самого начала намекнула, что она – готова к этому… Хоть сущность это – теперь из другого, отнюдь не светлого, плана бытия.
И в исходном стихотворении:
Мы ли – пляшущие тени?
Или мы бросаем тень?
Снов, обманов и видений
Догоревший полон день…
«Тени» – это тени на стене в предыдущих стихотворениях, которые отбрасывал огонь камина и коленопреклоненный рыцарь, потерявший свой меч, склонившийся перед женщиной в маске, на которых – рыцаря и даму на весь этот маскарад, на всё это кружение масок извне – извне комнаты с камином, извне этого мира – смотрит другая пара… Или даже не смотрит, а они пытаются разобраться в перепутанных, страницах с которых слетает видение того или иного эпизода:
«Смотри: я спутал все страницы,
Пока глаза твои цвели.
…Как странны были речи маски!...
10 января 1907»
И господин поэт уже и сам запутался, где здесь источник света, а где только отброшенные им тени:
Не пойму я, что нас манит,
Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?
И твои мне светят очи
Наяву или во сне?
Даже в полдне, даже в дне
Разметались космы ночи...
*
Впрочем, всё это можно причитать из позиций сугубого критического реализма.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Критик общедемократического лагеря Б. Бразоленко увидел в стихотворении квинтэссенцию господствующих в цикле настроений растерянности, сомнения, субъективизма: "Блок( ...) чего-то не знает, в чем-то сомневается, чего-то ищет, чегото ждет, вздыхает о чем-то. Декарт в основу своей философии положил сомнение, и все же он исходил из одного бесспорного положения (...): я сознаю – значит, я существую. Мы же не только не верим себе,– мы даже боимся поверить в себя, т(о) е(сть) в то, что мы действительно существуем, что мы реальны. Тот же Блок спрашивает:
Мы ли – пляшущие тени?
Или мы бросаем тень?(...)
Это не просто сомнение, – это отчаяние, это болезнь, это ужас (... ) Когда самое отчаяние ставится под сомнение, то сомнение несомненно граничит с отчаянием" (Бразоленко Б. У Кастальекого ключа// Вестник знания. 1908. N2 7-8. С. 1024-1025).
Автор статьи считает, что "эта болезненная нервность( ...) характерна не для одного Блока" и составляет типическую особенность русского символизма (Вяч. Иванова, Брюсова и др.) (Там же. С. 1025).
»
Одним из первых прочитавшим данный цикл стихов, как сюжетную поэму был Валерий Брюсов. И он…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «…Возврати мне, маска, дyшy...» – В. Брюсов считает это место одним из "последних мучительных восклицаний", завершающих лирический сюжет цикла (Брюсов В. Новые сборники стихов// Весы. 1907. N2 5. С. 67).
»
Свидетельство о публикации №222041701855