Деревня детства моего. Игра Золотая середина

Меня пригласили поучаствовать в игре «Золотая середина».
http://proza.ru/2022/03/24/190
По условиям игры задаётся первое и последнее предложение рассказа или миниатюры. А наполнение, середина его - воля автора. Пробую:). Благодарю Светлану - Светлая ночка за приглашение в игру и возможность окунуться в свои детские воспоминания. Итак…

ДЕРЕВНЯ ДЕТСТВА МОЕГО

Летом в деревне, даже в плохую погоду, для городского ребёнка — райское житье.
Да и что значит «плохая погода» для дитёнка в деревне? Особенно, когда тебе 5-7 лет. Тю, подумаешь…

Похолодало, а мама не учла и не положила в сумку тёплые вещи? Да не беда это вовсе. А бабушкина кофта на что? Подвернула рукава покороче, подпоясалась пояском от халата, платок на голову - всё, готово, утеплилась. Если уж совсем холодно - бабушкин же пуховый платок на плечи, крест накрест завязать - самое то! Ну и что, что не «стильно, модно, молодёжно»? Зато тепло и даже если испачкаешь - бабушка не наругает. В городе так, конечно, не нарядишься, засмеют. А в деревне ничего, нормально.

Или вот, например, задождило вдруг. Тоже, не беда. Резиновые сапоги на ноги и айда на улицу. Хочешь так бегай, а хочешь - лужи на глубину испытывай. Промокла - бабушка обувку кверху тормашками сушиться на забор повесит или, ещё лучше, плиту подтопит, сапоги  приткнёт подошвой в тёплый печной бок табуреткой , развесит мокрые вещички - высохнут моментом. А если грязь какая прилипла  - то же самое: высушит, а потом щёткой или просто между кулаками потрёт - чисто. Это вам не в городе, когда по каждому пятну стиральная машина заводится. Только и беды, что бабушка притворно сердито охает, опасаясь «каб не заболела девчонка-то».

А в городе можно в тёплый дождь босиком по лужам бегать? А постоять в жидкой жирной грязи, выдавливая её между пальцами ног?   А на велике носиться по дорожной колее, заполненной водой так, что брызги во все стороны разлетаются? То-то и оно, что нет. А в деревне - запросто! На ночь ноги в тазу с водой ополоснула и порядок. Ну и что, что пятки отмылись, а коленки не очень? Бабушка глаза закатывать под лоб не станет. Улыбнётся хитровато, погладит ласковой шершавой ладонью, перекрестит на сон грядущий и всё.

К тому же на случай непогоды всегда есть укромное местечко, где можно отсидеться с друзьями. На сеновале, например. Или в крошечной «дачке» во дворе.  Или в собственноручно построенном шалаше: старые доски ставишь под углом к стенке сарая, прихватив их ржавыми  гвоздями, что б не падали. Заодно учишься эти самые гвозди выпрямлять на обухе старого топора: дед разрешает брать только кривые, гнутые, хранимые в старом чугунке. Так же выстраиваешь с одной стороны стенку-боковушку, с другой - «дверь». Бабушка выдаёт какие-то покрывала пикейные, ещё со своего приданного, ватное одеяло с комками ваты, вырвавшимися из-под стёжки,  дедов тулуп (бабушка называет его «шубняк») - вот и готов дом с «диван-кроватью» на славу! Примостишь внутри перевёрнутый деревянный ящик - вот и стол. На него полулитровую банку с букетом полевых цветов - вот и уют. Горбушку хлеба с растительным маслом и солью или просто посыпанную хрустящими кристалликами сахарного песка из дому прихватишь, да огурец, да яблоко - вот тебе и угощение. А если ещё и розовый брикет полуфабрикатного киселя дед из сельпо принесёт - вообще, банкет!

Сиди себе с друзьями-приятелями, укрывшись покрывалом, хрумкай всё это угощение и трави байки да истории «стрррашные!». Самый страх - это когда в разгар рассказа в «дверь» шалаша сунется возвратившаяся с выпаса коровья морда с влажным и липким, как шляпка маслёнка, носом - «чо тут у вас?». Все шалашники тогда  взвизгивают от неожиданности, а корова издав своё усталое «фуххх» и покачивая тугим выменем, степенно направляется в стойло.

Ну, а уж если совсем-совсем занепогодило и бабушка запретила строго-настрого на улицу уходить - то сидишь у стола, подперев щёки кулаками и наблюдаешь как она пирожки лепит. Ох, и вкуснющие они! Тесто тонкое, начинки много. Да и  начинки такой в городских пирожках сроду не бывает: распаренные сухофрукты (груши, яблоки), прокрученные через мясорубку. А если для вкуса и аромата к ним добавить ягод чёрной смородины и немного сахару… мммм, ум отъешь! Горячие пирожки из печки, молоко из «обливной» зелёной кружки - вот и сыта!
Что б печное тепло зря не уходило, бабушка задвигала внутрь крынку молока. Ах, какая пенка получалась на нём! Светло-коричневая, душистая, сверху и от стенок кувшина с подхрустом, с нежным сливочным вкусом! Ух, вкуснятина (кто пенки не любит - не морщитесь и не беекайте, мне отдавайте ;)

Пишу я, улыбаюсь - тема для меня душевная. И это я ещё про погожие деньки не вспомнила:).
Хотя лет-то уж  с той поры много прошло, больше полувека…
А сердце помнит щемящие моменты невозвратной жизни: пробуждение под пение петухов, нестерпимо вкусный дух пирогов, топлёного молока, печных щей и ласковые бабушкины ворчания.


Рецензии
Доброе утро, Наталина!
Примечательная история о деревенской жизни у бабушки.
Больше всего мне понравились бабушкины пирожки и их оценка- "ум отьешь"
Иногда такое ощущение бывает и в зрелом возрасте при здоровом дачном питании.
Вам добра и здоровья вам и вашим близким!
С уважением!

Николай Игнатущенко   23.07.2023 08:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай! Воспоминания из детства у меня самые тёплые, есть ещё.
«Ум отъешь!» - так говорили мой дед и папа. Простая еда порой такой и бывает. Когда ешь и есть хочется😊. А бабушка моя обычно говорила: «Мне особо ничо не надо: картожжищки сварить да камсички (хамсы) к ней»
Благодарю, что разделили со мной мои детские ощущения и рассказ о них.
С теплом, Наталья

Наталина Смолл   23.07.2023 19:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.