По морям Ч. 2 Гл. 4 Рулевой рулевому рознь

                Ч.2 Гл.4 Рулевой рулевому рознь.

Пора было отправляться на своё судно. Оно манило уже своим названием «Магнит» и не обмануло ожиданий: просто красавица. Я не перепутал падежи. Дело в том, что англичане наиболее важным предметам присваивают женский род, одухотворяя эти предметы. Для моряка- это судно. Она! Красивая, белоснежная, сохраняющая твою грешную жизнь. На вахте стоял второй штурман: бородатый, что в те времена не было модным, с намечающейся лысиной. По слогам прочитал моё направление: «Ма-трос ру-ле-вой. А на руле стоять приходилось за богатую морскую практику? - пытливо взглянул на меня.
- Приходилось на БМРТ «Перекат». А Вы предпочитаете рулевых пароходства?

- Ещё чего не хватало, - улыбнулся штурман, - Во-первых на судне на «Вы» обращаются к старшим офицерам: капитан, стар.мех, мастер добычи, технолог. К остальным на «Ты» и по отчеству. Меня зовут Виктор Петрович. Значит- зови Петрович. Тебя зовут Александр Васильевич, но пока ты будешь Саша. Рулевой на моей «собачьей вахте». В следующем рейсе станешь Василичем. Уяснил ?

- Уяснил! Петрович, а почему тебе не нравятся пароходские матросы-рулевые?

- Потому что вместо них работает авторулевой, а они пялятся в иллюминатор и называются вперёдсмотрящими, хотя некоторые спят с открытыми глазами. Научились в армии, стоя в карауле. А мы пашем. Ну иди, размещайся в каюте.

Каюта мне понравилась. Просторная на двоих, умывальник, диванчик, столик. Всё по уму сделано. Не давала покоя мысль, что с Петровичем был не совсем откровенен. Стоял я на руле только пару раз, когда на БМРТ мы шли по каналам под проводкой иностранных лоцманов. Причина была в том, что очень хорошо запомнил урок «Разговор с лоцманом» из курса английского языка. Когда штурман поинтересовался: «Салаги, кто лучше всех знает команды лоцмана рулевому?» Все указали на меня. На этом моя практика рулевого и закончилась. Впоследствии я был доволен, что не набрал 15 месяцев практики за время учёбы. Направили бы меня штурманом, а я дурак-дураком. В торговом флоте проще: один раз в час определил место судна, поставил точку и всё. Вы ошибаетесь, полагая, что рыбу ловят по всему океану. Рыба собирается на отмелях (банках) в косяки. Желающих поймать её много. В группе бывает до 200 судов. В то время советский флот был самым большим в мире. Иногда в группе бывали болгары, кубинцы, один раз японцы. О них расскажу чуть позже. У штурмана на рыбаках задача найти рыбу, выловить, не столкнувшись с другим судном и не сцепившись тралами, не порвать трал о скалы на дне. В этом помогают приборы- эхолоты. Один смотрит вперёд, другой вниз, третий показывает на какой высоте идёт трал. Три эхолота плюс локатор, потому что на банках как правило стоит туман. Четыре экрана, в которые нужно смотреть. Это трудная задача даже для трёхглавого дракона. Есть ещё одна закавыка: на судне два штурманских мостика. На носовом ведётся лов рыбы, а на кормовом постановка и выборка трала, поэтому на рулевого возлагается либо работа с тралом, либо управление судном. То есть он временно выполняет обязанности штурмана. Пять месяцев работы дали мне в 5 раз больше, чем три года учёбы. Во время рейса случилось ещё одно очень важное событие: в семье появился новый человек- дочка. Последующие события описаны мною ранее в рассказе  « Декабристка, или : сами мы не местные», который скопирую ниже.


Рецензии