Женщина в любви. Инна Чурикова
Инна Чурикова – великая советская русская актриса, жена режиссера Глеба Панфилова и прима легендарного театра Ленком.
Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в башкирском городке Белебей, когда её родители были в эвакуации. Отец Михаил Чуриков был агрономом, работал в тимирязевской академии, прошел финскую и отечественную войны. Мама Елизавета Захаровна Мантрова по образованию агрохимик, имела ученую степень доктора сельхознаук, в 1972-м стала профессором, долгие годы работала в Ботаническом саду при МГУ.
Когда Инна была маленькой, отец ушел из семьи, переехал в Алма-Ату и вскоре женился. Елизавета Захаровна в то время работала лаборантом на крохотной зарплате. Чтобы как-то свести концы с концами она подрабатывала прачкой, а по ночам писала диссертацию. Послевоенное время было бедным и голодным. У Инны из игрушек были деревянные карандаши и кукла из варежки, перевязанная нитками.
Инна с детства была артистичной, впервые вышла на сцену в детском садике в шесть лет в любительской постановке – девочке доверили роль графини Вишенки в «Приключениях Чиполлино».
В 1951 году, когда Инна была в первом классе они переехали в Москву, где Елизавете Захаровне выделили комнату в коммуналке. Вскоре у Инны появился отчим, Василий Петрович. Он был военным, хорошо зарабатывал, имел собственный автомобиль «Победа». Человек он свободолюбивый, увлекался живописью, охотой, и рыбалкой. Однажды он просто собрал свои вещи и ушел. Позже Василий Петрович хотел вернуться назад, но Елизавета Захаровна его не простила, и замуж больше не выходила. Занималась дочерью и любимой работой.
Инна унаследовала свой артистический дар от бабушки Акулины Васильевны, которая жила в деревне Максы Рязанской области и была известной на всю округу певуньей. Ее часто приглашали на свадьбы, где она пела, даже не требуя платы.
Когда Инна приезжала в деревню на лето, бабушка собирала всех соседей и просила внучку выступить перед ними. Девочка уже тогда не испытывала никакого стеснения перед публикой и охотно пела, танцевала и декламировала стихи. А бабушка довольно улыбалась и приговаривала: «Артисткой будет!». Так что Инна всегда знала, что станет актрисой.
Затем началась школьная самодеятельность, где Инна исполняла главные роли, примеряла на себя разные образы, придумывала сценарии и сама ставила спектакли. Участвовала на конкурсах чтецов и один из дипломов ей вручил сам Борис Заходер, произведения которого Инна в детстве очень любила.
В девятом классе Инну приняли в творческую студию при театре Станиславского, которой руководили Александр Борисович Аронов и Лев Яковлевич Елагин. Обучение в студии было на профессиональном уровне: сценическая речь, хореография; студийцы готовили театральные отрывки, пантомиму и цирковые номера, учились изображать животных и неодушевленные предметы.
После окончания средней школы Чурикова поступала чуть ли не во все столичные театральные вузы. В школу-студию МХАТ и Щукинское училище не прошла по причине нефактурной внешности. Ей сказали: «Вы знаете, кто такая Афродита? Богиня красоты. А теперь взгляните на себя в зеркало».
К счастью Инны в Щепкинском училище при Малом театре курс набирал Вениамин Цыганков. Он присмотрелся к Чуриковой и выдал следующее: «Она или дура, или гений». И зачислил на свой курс. Инна оправдала надежды своего мастера – в 1965 году она окончила учебное заведение с красным дипломом. Своих педагогов актриса всегда вспоминает с теплотой, они дали ей верное направление в профессии и обучили мастерству.
После окончания Щепкинского училища Чуриковой отказали в нескольких театрах. Инну, с её необычной для актрисы внешностью, взяли в ТЮЗ на роли зверюшек и сказочной «нечисти», к которым она подходила очень ответственно. Чтобы полнее вжиться в образ Лисы в спектакле «Зайка-зазнайка» Сергея Михалкова она посещала зоопарк, где наблюдала за повадками хищника. Вершиной карьеры в ТЮЗе стала роль Бабы-Яги.
Чурикова вспоминала:
«Вместо красавиц принцесс мне приходилось играть в основном каких-нибудь домашних животных. Я даже свиньей была в пьесе Михалкова. Изредка давали какие-то крошечные роли в кино или в телевизионных пьесах».
В 1960 году Чурикова дебютировала в роли школьницы Райки в драме «Тучи над Борском». Режиссеру Василию Ордынскому порекомендовали Чурикову педагоги театральной студии. Ордынский сомневался брать ли её, но когда на собеседовании Инна изобразила дрессированного тюленя, у режиссера отпали все сомнения. Затем последовали маленькие, но запоминающиеся эпизоды в картинах «Старшая сестра» (Нелли-«колдунья»), «Тридцать три» (Розочка Любашкина), Неуклюжая девушка с петухом, участвующая в городском конкурсе в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия, где в главных ролях были Никита Михалков и Галина Польских.
В 1964 году вышел фильм-сказка Александра Роу «Морозко». Марфушенька-душенька в исполнении Чуриковой скорее ключевой персонаж, чем второстепенный. Актриса в фильме колола зубами орехи, грызла репчатый лук, и даже бросалась в грязный пруд. Этому фильму-сказке почти 60 лет, а его до сих пор смотрят дети с интересом и радостью, и хохочут над выходками Марфушеньки.
Наконец-то я подошла к главному событию в жизни Инны Чуриковой, которое изменило всю её творческую и личную жизнь.
В 1966 году начинающий режиссер Глеб Панфилов искал актрису для своего дипломного фильма «В огне брода нет». Режиссер пересмотрел огромное количество актрис и даже сделал художественный набросок своей будущей героини. Панфилов увидел Инну в ТЮЗе, в какой-то из смешных ролей, он раздобыл номер телефона и позвонил Инне домой, чтобы предложить ей главную роль участницы Гражданской войны, самоотверженной медсестры Тани Теткиной, которая словно создана была для неё.
«Еще во время первого разговора я поняла: это тот человек, которого я полюблю на всю жизнь», — позже признавалась Инна Михайловна.
Роль Тани для Чуриковой была первой главной ролью. Начав сниматься у Панфилова, Инна поняла, что встретила не только своего режиссера, но и идеального мужчину. Она вспоминала: «Больше всего я была поражена и даже напугана самим Панфиловым. Красивый, видный, всего на девять лет старше меня, а такой образованный, умный, талантливый и своеобразный. Я смотрела на него и слушала с раскрытым ртом. И влюбилась в него сразу же и бесповоротно, хотя надеялась на взаимность еще меньше, чем на получение главной роли в его фильме».
Глеб и Инна буквально с первого взгляда поняли, что созданы друг для друга, а совместная работа над фильмом «В огне брода нет» сблизила их еще сильнее. Глеб же сразу заявил, что она самая красивая и прекрасная, а делает её такой невероятный и многомерный талант.
Фильм «В огне брода нет» был представлен на международном кинофестивале в Локарно: Панфилов получил главный приз «Золотой леопард», а Чурикова — награду за лучшую женскую роль.
После съемок они уже не расставались – Панфилов объяснился со своей первой женой, матерью старшего сына Анатолия, и поселился с Инной в крошечной комнатушке «Ленфильмовского» общежития.
Глеб Панфилов как Пигмалион, лепил из начинающей актрисы свою Галатею, а она, в свою очередь, вдохновляла его на новые творческие эксперименты.
Инна мечтала сыграть Жанну д'Арк. Но к сожалению, в Министерстве культуры посчитали, что невзрачная Чурикова не подходит на роль национальной героини Франции, и не дали разрешение на съемки картины. В то время в Министерстве культуры существовал даже список актеров, которых не рекомендовалось снимать из-за неказистой внешности, не соответствующей образу советского человека. Туда входили Евгений Леонов, Ролан Быков, Владимир Басов и другие талантливые актеры.
Панфилов не сдался и написал новый сценарий фильма «Начало». В котором по сюжету некрасивая ткачиха Паша Строганова в свободное время играет в любительском драмкружке Бабу Ягу. Столичный режиссер, посмотрев спектакль приглашает её на роль Орлеанской Девы. Мечта Чуриковой сыграть Жанну Д’Арк осуществилась.
Во время съемок фильма «Начало» Панфилов и Чурикова поженились.
Фильм «Начало» принес создателю мировую известность, его высоко оценили на кинофестивале в Венеции, а Чурикова в 1970 году стала лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Любовь творит чудеса.
Как у всякой семейной пары у Панфилова и Чуриковой случались ссоры и даже могли громко поскандалить. Панфилов после ссор звонил в ТЮЗ, где работала Инна и молчал в трубку, она – молчала в ответ. Ссоры такие длились не долго.
В 1975 году вышел фильм Панфилова «Прошу слова» с Чуриковой в главной роли. После этого фильма Чуриковой стали предлагать много драматических ролей. В этот же год Марк Захаров пригласил Инну Михайловну в театр «Ленинского комсомола».
В 1978-м у Инны Чуриковой и Глеба Панфилова родился сын Иван. Семья проживала в комнате небольшой коммунальной квартиры. Необходимо было заработать средства на отдельную квартиру. После родов Чурикова вскоре вернулась на сцену, чтобы не потерять востребованность. Панфилов же снял фильм «Васса», где появились и известная артистка, и их общий сын Иван. После выхода фильма в 1982-м Глеб Анатольевич взял перерыв. Он дебютировал как режиссер театра «Ленком», в котором уже трудилась его жена. «Я уходила на репетицию, а в дверях стояли двое мужчин: один взрослый, другой — поменьше. Муж и ребенок смотрели на меня, будто я шла на свидание с другими», — делилась Инна Чурикова в интервью.
Глеб Анатольевич никогда не запрещал супруге сниматься у других режиссеров, понимая, что просто не имеет права узурпировать ее гениальный талант.
В 1979 году Инна Михайловна сыграла роль жены барона в музыкальной трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен», в котором она проявила свой комедийный талант.
В 1983 году она сыграла в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского, в фильме описана очень личная история из жизни самого Тодоровского, случившаяся с ним на войне.
В 1989 году Панфилов снял фильм «Мать» главную роль снова сыграла Инна Чурикова: она воплотила образ вдовы слесаря, сын которой вступил в марксистский кружок. Картину номинировали на главный приз Каннского кинофестиваля. «Мать» получила приз фестиваля за художественный вклад.
В 1991 году Панфилов написал сценарий о последних годах жизни Николая II и членов его семьи. Написать сценарий помогли Инна Михайловна и сын Иван, он снял его только через шесть лет спустя, в 1997-м, и потратил три года на постобработку. Картина вышла на экран в 2000 году.
В культовой комедии Карена Шахназарова «Курьер» (1986) Чурикова продемонстрировала высочайший профессионализм. Роль матери главного героя поучилась яркой и запоминающейся.
Я могу еще долго перечислять яркие талантливые киноработы Чуриковой – их в творческой копилке актрисы уже около сотни. На экране она способна перевоплощаться в любые персонажи будь то Баба –Яга, Жанна д'Арк или Васса Железнова. «Для меня каждая моя роль не может быть без улыбки, иронии, какой-то точки веселья. Даже если роль серьёзная, трагическая» - говорила Чурикова в одном из интервью.
В жизни Инна Михайловна любящая жена и мать, которая души не чает в дорогих ее сердцу муже и сыне.
Сын Иван окончил МГИМО, несколько лет проработал в юридическом отделе крупной международной фирмы и ушел в рестораторы.
В 2008 году Иван снялся в фильме отца «Без вины виноватые» и, по словам Инны Михайловны, переиграл там всех актеров, вместе взятых. После этого фильма Иван решил посвятить свою жизнь творчеству и сейчас занимается продюсированием, написанием сценариев и режиссурой.
На долю Инны Михайловны работы хватит, ведь её верный Пигмалион не сидит на месте и полон новых творческих идей и замыслов. Их союз с мужем пример идеальных гармоничных отношений между мужчиной и женщиной, как в семейном, так и творческом плане.
В 2021 году Глеб Панфилов снял фильм «Иван Денисович», экранизировав роман Александр Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Роль Чуриковой в фильме эпизодическая, то ли странница, то ли пророчица, которая появляется в кадре ниоткуда и подает Ивану оброненный инструмент. По мнению критиков, её появление «наполнило фильм дыханием вечности».
В 2021-м Инна Михайловна прибыла на премьеру новой картины Глеба Панфилова «Иван Денисович», и поднялась с мужем на сцену.
У них полное взаимопонимание, доверие и истинное семейное счастье длиною в 50 лет.
Свидетельство о публикации №222042101055
Н. Караченчевым солировали всё действие. Это было пару десятков лет назад в Питере на гастролях. А еще И.М. прекрасно сыграла можно сказать себя, во втором плане, в картине С Говорухина "Благословите женщину". Понравилось. Прекрасно сделано, на самом деле у нее больше, гораздо больше удач!
Сергей Плетнев 27.04.2022 01:13 Заявить о нарушении
Наталья Приходько 27.04.2022 19:32 Заявить о нарушении