Почему для моряка пастор, хуже триппера?

СВЯТЫХ ЗА БОРТ НЕ БРОСАТЬ
Существуют три пола: мужчины,  женщины и особы духовного звания.
Сидней Смит
Отношение моряков к священникам и другим духовным лицам существенно менялось с течением времени. Изначально, ещё на заре мирового мореплавания, считалось немыслимым выйти в море без служителя культа, который мог бы призвать на помощь божественную силу и защитить судно от любой опасности.
Но с течением времени всё изменилось, и вот уже несколько столетий моряки Европы и Америки считают, что присутствие священника на борту – такая же плохая примета, как и наличие на нём женщины, кролика или свиньи. А по рыбацкому суеверию, из-за них всегда неудачный лов рыбы.
Есть научное исследование, которое, возможно, спонсировали сами руководители духовенства. Оно показало, почему «святые отцы» стали так «нелюбимы» моряками и рыбаками.
https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
Во-первых, сами священнослужители как официальные представители религии считались центром борьбы добра и зла, поэтому само их присутствие на судне могло привлечь внимание дьявола, который строил бы козни морякам. Дьявол всегда мстит «святой Церкви» за её противостояние нечистой силе, поэтому напускает на судно встречные ветры, плохую погоду, молнии, смерчи, устраивает различные поломки. Во-вторых, в суеверии есть отголоски верований раннего христианства, когда многие моряки находились в положении «и вашим, и нашим». То есть на безопасной суше они исповедовали учение Христа, а в полном опасностей море больше доверяли старым проверенным языческим богам. И поэтому присутствие священника на таком «богохульном» судне было крайне нежелательным.
Есть утверждение, что конфликт со священниками возник из-за того, что у многих людей они ассоциируются с похоронами. Моряки как народ крайне суеверный в смысле отношения к опасности и смерти стали находить священников не самыми желанным товарищами по плаванию, помня, что, одна из их обязанностей – отпевание усопших.
Кстати, негатив во взаимоотношениях добавлял чёрный цвет монашеской сутаны – цвет траура и смерти. Не нравился и покрой фирменной одежды священников, который, как некая извращённая аллюзия, ассоциировался с одеждой женщин – образом, ещё более запрещённым в море.
Справедливости ради надо сказать, что на берегу без духовных лиц невозможно было заложить на верфи судно. И, конечно, во время спуска его на воду только священники окропляли его святой водой, совершая традиционный обряд крещения, направленный на дальнейшее благополучное плавание судна.
До сих пор среди моряков распространена примета, что встретить священника по пути к морю – к беде. Если всё же это происходит, то необходимо как можно быстрее дотронуться до железа, тогда ничего плохого не случится. Рыбаки в таких случаях возвращались домой и проделывали путь к морю заново либо вообще в этот день в море не выходили.
У жителей ирландских островов была следующая примета. У них часто одному и тому же священнику приходилось служить на нескольких островах. С одного острова на другой священника перевозили в лодке. Островитяне считали, что если священник уехал на службу на другой остров, то дверь его церкви нужно оставлять открытой. Если закрыть дверь, то пастор может погибнуть в море. Запрещалось также трогать книги пастора в его отсутствие.
В китобойных зонах считали, что, если судно, на котором имеется священник, окажется между китом и берегом, охота будет неудачной.
По давней традиции, независимо от того, присутствует рядом святой отец или нет, на судне в море категорически запрещалось упоминать о церкви и священниках. Моряки говорили: «Помянуть священника или дьякона – к несчастью». Английские моряки заменяли в разговорной речи слова «пастор», «священник» на их «морские» синонимы – «джентльмен в чёрном», «человек в белом воротничке».
Интересно отметить, что присутствие монахинь на борту судна считалось также плохой приметой, а вот увидеть монахиню по пути к морю – хорошим знаком.
Внимательно изучив все перипетии взаимоотношений моряков и «святых отцов», я сделал вывод, что в них нет никакой религиозной подоплёки, а есть простая житейская мудрость. Ну как, например, во время борьбы с ураганом совместить обычную матросскую речь, пропитанную богохульным морским жаргоном, и трогательные молитвы священников об умиротворении разбушевавшейся стихии? Или как можно уважительно относиться к отцам религии, от которых на судне нет никакой пользы: они не только бездельничают и объедают команду, но ещё и проповеди назидательные читают? А после трудного плавания сомнительно, что священник – подходящая компания для досуга моряка в припортовом кабаке или другом не менее увеселительном заведении.
https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
В наше время отношение к служителям культа снова кардинально изменилось, да и они уже не те ортодоксы, хранители святой веры. Например, теперь на многих военных частях и кораблях есть штатные должности «святых отцов». И, конечно, теперь их никто не боится, и даже рады встрече, потому что священник уже не тот зануда святоша, а свой парень. С ним можно выпить в портовом баре, послушать неприличный анекдот, а главное, он по-прежнему хранит твою душу, потому что… «ближе к Богу», и больше нет причины не брать его в плавание.



Рецензии