О марксизме

О МАРКСИЗМЕ
                1.
В 1965 году я начал заниматься историей науки. Вскоре я  вышел на главный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии». Читал я эту толстую книгу (около 700 страниц) с большим интересом и вниманием. И вот Ньютон рассказывает, как он пришел к своему третьему закону «Действие всегда равно противодействию». Я задумался. Если дом стоит на земле, то его действие на землю и противодействие земли равны друг другу. Но бывают трагические случаи, возможно неизвестные Ньютону, когда дом проваливается в землю. Очевидно, в этом случае действие дома больше противодействия земли. И причиной движения дома  будет разность между действующей и противодействующей силами. Следовательно, в общем случае действие и противодействие не равны друг другу. Прошли годы. В 1987 году слушал я  лекцию, которую читал зав. Кафедрой философии ЧелГУ  Суханов К.Н. Он сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей как причина движения, но есть и противоречие – тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Неизвестно. Профессор пожал плечами. Я опешил.  Если это неизвестно доктору философии, то очевидно неизвестно и науке. Но научные журналы упрямо отклоняли мои статьи: «Не соответствует, современному научному уровню». Они не понимают трагикомизма ответа,  если публиковать только, то что «соответствует» прогресса в науке не будет. Только в 1989 году  с отменой цензуры мне удалось опубликовать две статьи в местных газетах по этой проблеме. Через несколько лет я встретил  Суханова и рассказал ему об этом. Но он только хмыкнул. Так я и не знаю, понял ли он меня.

                2.
Мир может казаться непознаваемым хаосом, если не видеть в нем системы. Все многообразие различий разделяется на две части: противоположные и простые различия. Противоположные различия существуют всегда в единстве - парами. Приятное и неприятное; тепло и холод; тезис и антитезис; наука и лженаука; самец и самка  и т. д и т. п. Их нельзя ни совместить, ни разъединить. Различие между ними является тем, что принято называть противоречием.

Хотя проблему противоположностей обсуждали еще древние философы, название основному закону природы дал Гегель. Я же для краткости буду называть  этот закон – законом противодействия. Противодействие является необходимейшим свойством природы. И всякая новая гипотеза всегда испытывает противодействие мира ученых. Только через противодействие гипотеза может стать теорией. Но противодействие ученых должно происходить публично в печати, а не на пороге редакций, которые не публикуют ничего, что не «соответствует».

Закон противодействия охватывает все возможные случаи взаимодействия в природе. На одном фланге этого закона находится третий закон Ньютона «Действие равно противодействию». На другом фланге - действие без противодействия. Монополия действия всегда приводит к катастрофе. Забиваемая свая идет в землю пока действие молота больше противодействия земли. Но противодействие нарастает и скоро сравняется с действием молота. Свая остановится. Иногда при очередном ударе молота противодействие земли исчезает. Исчезает и свая, проваливаясь в какую-то полость.

Так как причиной движения всегда является какая-либо разность (противоречие): давлений, уровней, потенциалов, температур, убеждений, богатства и  т.д., то противоречивость (неоднородность) нужно считать основным свойством природы. Это свойство давно подмечено народной философией в пословице «Нет худа без добра». Можно сказать и наоборот «Нет добра без худа».  Следовательно, в природе не может быть какой-либо панацеи ( добра без худа).

                3.
Например, КПСС имела целью построение бесклассового, т.е. социально однородного общества. Общества без противоречий. Но общество не может быть однородным, так как создается разделением труда. В обществе должны быть люди разных профессий от дворника до профессора. Если все люди будут одинаково развитыми, то им не будет необходимости общаться и общество исчезнет.
Разность богатства и бедности является движущей силой общества. При небольшой разности идет неторопливая созидательная эволюция. При большой разности происходит катастрофическая революция. Это бы следовало знать нашим олигархам, которые «прихватизировав» национальное богатство могут привести страну к очередной революции.

Многие думают, что если  СССР, идеологией которого якобы был диалектический материализм, рухнул, то это означает крах материализма. Но диалектический материализм требует обсуждения постоянно возникающих проблем, которое в СССР  было невозможно. Это и привело СССР к гибели. Напомню, что расцвет материализма в Европе совпал с расцветом рыночной экономики, когда люди поверили в собственные силы. У нас вместо диалектического был вульгарный материализм.

Сейчас угрозу национальной безопасности составляет монополия РАН на истину. Развитие науки происходит в результате взаимодействия  новатора и консерваторов. У нас консервативная часть науки под эгидой РАН отрезала от науки новаторов. Но без новаторов наука стала однополой и не может «родить» ничего нового. Остается только следовать в фарватере иностранной науки. РАН требует денег на развитие науки, а требуется только публикация и обсуждение новых идей. И о каком патриотизме мечтать, если РАН беспощадно уничтожает  новаторов в науке. Лучшим доказательством этому может служить, опубликованная в «Вопросах философии» (№11-2002) статья, в которой доктор философии Г.Левин «доказывает», что истина не рождается в споре. Отсюда можно сделать следующий вывод, что истина спускается сверху, как это и было в советские времена.

                4.
Наши предки вышли из мира животных, где господствует право  силы, вызванное дефицитом средств жизни. Изобретение  скотоводства  и земледелия породило избыток этих средств. Избыток породил  обмен,  сначала натуральный. Сила успеха в торговле принести не может: возникли новые качества - любезность, обходительность и пр., те качества, которые мы называем нравственностью. Жизнь можно сравнить  со спортивным соревнованием. В  этом  соревновании  кто-то  приходит первым (богатеет), остальные пытаются догнать первого.

Жизнь людей и всей природы происходит в полном соответствии  с  законом единства и борьбы  противоположностей. Чтобы  было  движение, изменение, развитие, нужна пара противоположностей. Например, высокое и низкое давление, высокий и  низкий  уровень, противоположные убеждения, богатые и бедные и т.д. и т.п. В этих  случаях  дуют ветры, текут ручьи и реки, развиваются наука и общество. Бедные  тянутся за богатыми. Различие  между  противоположностями  является противоречием. Природа находится в вечном движении вследствие своей неоднородности, вследствие своей  противоречивости.

Все живое, в том числе и человек, различает  противоположности. В первую очередь различаются  ощущения: приятные  и  неприятные. Неприятное ощущение вынуждает  действовать, чтобы избавиться от него. Приятное же ощущение прекращает действие. Жизнь, состоящая из одних приятных ощущений, практически невозможна. Она подобна смерти. Когда появились богатые и бедные, появилась и движущая сила для развития общества. Но так как эта сила проявляется  в  виде неприятных ощущений (обида, зависть и т.п.), то людей  возникла  мечта  о «справедливом»  социально  однородном  обществе. Сначала  это  была мечта о будущей райской жизни у верующих, затем у утопистов  и, наконец, у коммунистов. Весной 1818 года  эта  мечта  начала  претворяться в жизнь. Было решено забирать излишки хлеба у  крестьян и распределять его среди рабочих.

                5.
Единство противоположностей: сев и урожай. Между ними противоречие - разница между собранным и посеянным. Не будет разницы, не будет противоречия, не будет и действия. Нужно обратить внимание, что при всяком  взаимодействии  противоположностей  есть действие и противодействие. В общем случае они не равны между  собой. Например, во время войны взаимодействуют две военные силы. Когда одна  из  них  ослабевает, наступает победа другой. Если же силы равны, то война может длиться много лет без победы. Ньютоновский закон - действие равно противодействию  - является только частным случаем закона единства и борьбы противоположностей. Диапазон действия этого закона  охватывает  все  случаи, возможные в природе. На одном фланге  действие равно противодействию, на другом -  всякое  противодействие  исчезает. Скорость изменения зависит от разности действия  и  противодействия. В первом случае скорость изменения равна нулю. Во  втором случае изменение происходит мгновенным, взрывным  способом. При небольшой разности богатств идет медленная, но созидательная эволюция.  При большой – происходит сокрушительная революция.

Если  в электрической  цепи  исчезнет  сопротивление, возникнет   разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет никакого противодействия, вырастает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции),возникает катастрофическая для страны  абсолютная власть.

                6.
 Против абсолютной власти философы  придумали  метод - разделение властей, который успешно  применяется  во  многих  странах. Между тем в нашей стране большевики, придя к власти, поставили своей дальнейшей целью ликвидацию такого разделения. В  Программе партии, принятой в  марте  1919  года, записано: «Советская власть в то же время уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение законодательной и исполнительной  властей...» Кроме того, в той же Программе  констатировано: «Перепроизводство...  представляет  собой  неизбежное  следствие   развития производительных сил в буржуазном обществе».
Нетрудно видеть, что обе эти цели успешно осуществлялись в  течение последующих семидесяти лет. Вместо перепроизводства постоянное недопроизводство и человек зверел в поисках  дефицита. И  это все произошло вследствие неосуществимой цели построения социально однородного общества, то есть общества  без  противоречий. Общество не может быть однородным, так как  объединяется  разделением  труда, которое возникает вследствие неоднородности (в обществе  должны быть люди всех профессий - от уборщика  мусора  до  профессора). В однородном обществе не может быть разделения труда. А общество без разделения труда уже не общество.
Противоречия возникают у людей при реализации  соответствующих  интересов. А если лишить людей собственных интересов?  Если  оставить им только общественные?  Интересы  общества  выше  интересов личности. В Программе партии 1919 года было записано: «Заменив частную собственность на средства производства  и  обращения  общественною и введя  планомерную  организацию  общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и  всестороннего развития всех членов общества, социальная  революция  пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец  всем  видам  эксплуатации одной части общества другой».  Идея  превосходна. Все  люди  трудятся, складывая продукты в общий котел, из  которого  потом  получают все необходимое (на первом этапе по труду, а  впоследствии  -  по потребностям). Весной 1918 года стали отниматься у крестьян излишки хлеба (продразверстка). Исчезла причина для развития  сельского хозяйства. Природа не допускает явлений без  причин. Пришлось  возвращаться к старой экономической политике, назвав ее новой.

Вот что писал Ленин в 1921 году (см.т.44,с.155 и далее): «...вы не  можете не видеть, какой резкий поворот сделала наша  Советская  власть  и наша Коммунистическая партия, перейдя к той экономической  политике, которую зовут "новой", новой по отношению  к  предыдущей  нашей экономической политике. А по сути дела - в ней больше старого, чем в предыдущей нашей экономической политике». «...мы сделали ту ошибку, что решили произвести  непосредственный переход к коммунистическому производству  и  распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут  нам  нужное  количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, и выйдет  у  нас коммунистическое производство и распределение».
 Ленин к 1921 году понял, наконец, что является причиной кризиса: «Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в  городе, мешала  подъему  производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись  весной  1921 года»

Поняв это, Ленин отказался от разверстки  и  вернулся  к  налогу: "Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в  значительной мере".
Но это не означало, что Ленин окончательно  отказался  от  построения «однородного общества», то есть коммунистического.  «При нашей некультурности мы не можем решить лобовой атакой гибель капитализма. При ином уровне культуры можно было бы решить задачу прямее...".

                7.
Сталин продолжил дело Ленина на более высоком уровне. Чтобы  не возиться с каждым крестьянином  по  отдельности, их  объединили  в колхозы. С тех пор и до недавнего времени продразверстку  брали  с колхозов и совхозов. Существуют три  причины  для  труда: экономический  интерес, моральное удовлетворение и страх. При Сталине первые две причины действовали слабо. Остался лишь страх, с помощью которого  людей принуждали к труду. В этом смысле  сталинские  репрессии  были вынужденными, без них ничего не удалось бы построить. Личность  диктатора тут мало значима. Доказательством тому  являются  репрессии практически во всех странах социализма. Пол Пот  в  Камбодже, одним махом построил  «тотальный  коммунизм», при  котором  единственным стимулом к труду был удар киркой по черепу.
До сих пор мы не  можем понять, что теоретической предпосылкой всех наших невзгод  является невыполнимая цель - построение социально  однородного  общества. Практической же мерой по выполнению  этой  задачи  явилось обобществление средств производства, распределения  и  информации. Обобществление практически  всей  собственности  ликвидирует  товарно-денежные отношения, так как продавать можно только свое, а не общее. Это понимали и авторы Программы партии от 1919 года: «В первое время перехода от капитализма к коммунизму, пока еще не организовано полностью коммунистическое  производство  и  распределение продуктов, уничтожение денег представляется  невозможным».  Авторы Программы надеялись уничтожить деньги в будущем.

Пол Пот  в  Камбодже моментально взорвал банки и сжег деньги. Обобществленое не является в действительности общим, так как  неизбежно  становится фактической собственностью властителя. Количество и  здесь  изменяет качество. Абсолютизму  королей  препятствовала  экономическая независимость феодалов, а затем и нарождающейся  буржуазии. Нашему сверхабсолютизму не могло быть никакого  противодействия, так  как граждане страны не имели никакой независимости. Они полностью  зависели от властей, от  благорасположения  многочисленных  чиновников, являющихся представителями власти на местах. Чиновники распределяли все материальные блага (квартиры, путевки, машины и даже  мыло). Обобществление средств производства и  распределения  связало гражданам руки. Обобществление  средств  информации  заткнуло  им рты. Это позволяло Сталину  и  другим  властелинам  организовывать массовые репрессии под бурные рукоплескания самих репрессируемых.

Несколько слов следует сказать о голоде 1933 года. Голодные годы в России были нередкими. Но обычно всегда можно было  занять  у богатого соседа хлеба "до нови". После выселения  всех  зажиточных мужиков и изъятия у них хлеба занять хлеба было  негде. Сталин  же поверил в голод только тогда, когда умерли миллионы  людей. Колхозы есть, к примеру, в Израиле. И будто бы процветают. Суть в  том, что  в кибуцы люди идут строго добровольно и там  нет  продразверстки.
 
                8.
 К сказанному можно добавить высказывание Ф.Энгельса (М.Э.соч.т.21 с.260).  «Описанное в этой книге положение вещей... в настоящее  время во многих отношениях принадлежит прошлому. Один из законов  современной политической экономии, хотя в наших общепризнанных  учебниках это четко и не сформулировано, состоит в том, что,  чем  больше развито капиталистическое производство, тем меньше оно может  прибегать к тем приемам мелкого надувательства и  жульничества, которые характеризуют его ранние стадии. ...эти махинации уже не  оправдывают себя на крупном рынке, где время-деньги и где  известный уровень коммерческой честности неизбежно развивается  только  для того, чтобы сберечь время и труд... И в той же мере, в какой происходил этот рост, в фабричной промышленности, по-видимому, устанавливались какие-то нормы морали. Размах дела перерос уже  эти  жалкие средства добывания денег: фабриканту-миллионеру не имело смысла  к ним прибегать... Итак, самого по себе развития производства  на  капиталистической основе было достаточно для того, чтобы  устранить  все  те  мелкие притеснения, которые делали столь тяжелой судьбы рабочего  на  более ранних этапах развития".
Энгельс  хотя  и с оговорками  признал, что положение  рабочего класса при капитализме улучшается. И  вся  история  показывает, что естественный путь развития приносит меньше  бед  человечеству, чем попытки исправить законы природы.

На 2-м съезде РСДРП Акимов говорил, что  постепенное  улучшение материальных условий жизни пролетариата является законом развития капитализма. Это встретило резкую отповедь Плеханова. (История КПСС в шести томах. М.1965 г. Том 1. Стр.456). Еще бы, если признать правоту Акимова  и  Энгельса, то  революция  не  нужна. Но  революции  и большие кровопролития происходят. Почему?  Это  обычно  происходит при излишней централизации власти, не подотчетной народу. Власть не желает знать потребности отдельного человека или  группы  людей. И это неизбежно приводит к социальному взрыву. Знание законов природы не помешает не только ученым, но и политикам.

Итак, очень красивая идея социализма противоречит основному закону природы - закону единства и борьбы противоположностей, противоречит основному свойству природы: ее неоднородности, ее  противоречивости, потому она и не осуществима.

17.12.2003                Павел Каравдин


Рецензии
"Противоположные различия существуют всегда в единстве - парами. Приятное и неприятное; тепло и холод; тезис и антитезис; наука и лженаука; самец и самка и т. д и т. п. Их нельзя ни совместить, ни разъединить. Различие между ними является тем, что принято называть противоречием".

Вы просто фантазер. Такими "противоречиями" наполнена жизнь, и не нужно быть философом, чтобы их видеть, или дураком, чтобы не обращать на них внимания. Но к философии, а тем более к диалектике все это не имеет никакого отношения. Диалектическое противоречие относится только к понятиям. "Вещь одновременно единичная и всеобщая", "необходимое проявляет себя случайным образом" -- вот примеры таких противоречий

Владимир Дмитриевич Соколов   29.12.2022 17:36     Заявить о нарушении
Партия учит нас, что одним из законов диалектики является единство и борьба противуположностей.

Алексей Аксельрод   29.12.2022 17:57   Заявить о нарушении
Этот закон единства и борьбы противоположностей придумал Сталин. Я не хочу сказать, что этот закон не имеет под собой оснований, а значит права на жизнь, так же как и эти "противоречия" между добром и злом, теплом и холодом. Которые рождены многотысячелетним человеческим опытом и отлились в форме многих замечательных и метких пословиц, анекдотов, мифов. Я только отмечаю, что к гегелевской, или
марксистской диалектике они имеют весьма отдаленное, а точнее не имеют никакого отношения

Владимир Дмитриевич Соколов   29.12.2022 18:18   Заявить о нарушении
Закон борьбы противоположностей впервые осознал Гераклит (5 век до н.э.). Например, Коперник, как и все люди, знал, что Земля неподвижна, но когда усомнился в этом, то в его голове началась борьба противоположных идей (движется или нет?), а потом у некоторых читателей его книги тоже началась подобная борьба. А вы считаете, что нет этого. Наша АН все знает и спускает сверху, истина перестала рождаться в споре. А физика до сих пор не различает материю от пустоты.

Павел Каравдин   02.01.2023 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.