Жерар де Нерваль Христос под оливами

Х р и с т о с    п о д   о л и в а м и
1
Когда Христос, воздев ладони к небу, вдруг
В тени олив, где воздух днём прохладен,
Узрел себя на досках перекладин,
То понял - предан, и предатель лучший друг.

Он повернулся к тем, кто сгрудился вокруг.
У мудрецов ни мысли нет во взгляде-
Схож каждый со скотом, сопящим в стаде,
Все спят. "Нет бога!"- возопил спаситель вдруг.

Спит паства. "Знаете ли вы друзья о том,
Что свода вечности, своим коснувшись лбом,
Познал, что буду я в мучениях распят?

Я лгал вам, ничего нет кроме бездны мертвой.
Нет бога там, где мне стать надо жертвой.
Нет Бога,!" Тщетно всё, стоят адепты, спят...


2

Продолжил он: "Всё - смерть! Я обошёл весь свет.
Там даже, где пути, и млечны, да и торны,
Оставил след. Что сеется там, жизнь? - Ну, нет,
Лишь золото песка в серебрянные волны.

Земля и океан пустынны с давних  лет,
Друг друга праздно тешат катастрофой вздорной.
Неясный вздох пускает в путь шары планет
Но Духа вовсе нет  в безбрежности бездонной.

Искал я Бога, а нашёл одну орбиту,
Откуда ночь, сквозь небо, словно через сито.
На землю сыпет тусклых звёзд своих огни.

И только радуги, что с давних дней осталась,
С тех пор, когда царил со Мраком древний Хаос,
Спираль глотает жадно и Миры и Дни.

3

Судьба бесчуственна - безмолвный часовой,
Необходимость крайняя и случай
Вели тебя сим мёртвым миром за собой,
Под ноги сыпля вечный снег колючий.

Что ты наделал, Боже, всемогущий мой?
Вдыхаешь свой бессмертный дух могучий
В миры, в светила. Но всё гибнет чередой.
Себе не рад, так хоть других не мучай.

О, мой отец! Тебя ль ношу в себе?
Ты мог бы жить, пройдя чрез эти пытки?
Но мне последней ты не дал попытки,

Ночному ангелу, изгнанному с небес.
И вот я здесь и слабый и больной.
Увы! Я сгину, сгинет всё со мной.








4

Никто не слышит гласа жертвы средь могил,
Открывшей душу людям, миру, свету.
В отчаяньи прибегнешь и к извету,
И он позвал того, кто в это время бдил.

"Иуда! Сердцу моему ты люб и мил.
Продай без торга, за любую лепту.
Не верю я ни одному адепту,
Лишь у тебя на этот подвиг хватит сил".

Ушёл Иуда в скорби и печали,
Страдая от того, что мало дали,
Судьбы своей читая знаки по пути.

А во дворце сверкнули грозно бронзой латы,
Тень сострадания легла на лоб Пилата,
И страже приказал: "Безумца привести!"


5

Да, это он безумец, тот, известный
Икар былой, что рвался к небеси,
Тот Фаэтон, что загнан на рыси,
Атис, Сибеллой возрождённый к мести.

Авгур допрос провёл, всё честь по чести,
Бесценной кровью землю оросив...
Вселенную в тот миг тряхнуло на оси
Олимп с богами закачался вместе.

"Ответь, Юпитер!"- Цезарь во всю мощь
Вскричал: "Не Бог ли это новый?"
Иль дьявол во плоти? уж слишком тощ.

Один очнувшийся от сна, оракул снова
Готов был миру объяснить его основы:
-"Он - тот, кто душу дал сынам лимонных рощ."


Рецензии