Женщина в любви. Надежда Мандельштам

­Любовь женщины - это огромный мир, сотканный из нежности, мечты и веры, в который она приглашает мужчину.

Надежда Яковлевна Мандельштам русская писательница, мемуарист, преподаватель. Жена Осипа Мандельштама.
Надежда Яковлевна Мандельштам (в девичестве Хазина), родилась 18 октября 1899 года в Саратове. Отец Яков Аркадьевич Хазин служил присяжным поверенным  округа Саратовской судебной палаты, в нашем современном понимании – это адвокат. Он был профессионалом в своем деле, с хорошей репутацией. Мать - Ревекка Рахлина -  окончила медицинские курсы по специальности «гинекология» и работала местной больнице лечить нуждающихся людей. В 1902 году Яков Аркадьевич перевез семью в Киев, где жена и дети-подростки присоединились к культурным кругам.
Отец был  православным, а мать иудейкой и свои отношения они оформили во Франции и жили  в узаконенном гражданском браке, в котором в атмосфере любви, добра и достатка росли четверо детей.
В 1909 году Надежда поступила  в частную женскую гимназию Аделаиды Жекулиной, в которой девочек обучали по программе мужской гимназии.  Училась Надежда средне  имея хорошие оценки по истории, географии.
Окончив гимназию  Надежда поступила на юридический факультет университета Святого Владимира в Киеве, однако  вскоре учебу бросила и начала учебу   в мастерской известной художницы А. А. Экстер и  погрузилась в атмосферу неподдельных человеческих чувств.

1 мая  1919 года в киевском элитном клубе «Х.Л.А.М» Надежда познакомилась с Осипом Мандельштамом. Надя сразу понравилась Осипу своей образованностью и начитанностью. «Сошлись легко и бездумно», - именно так опишет впоследствии Надежда Яковлевна их первую встречу. Ей было 20,  ему 28 лет.
В 1919 году Мандельштам  написал  для Нади стихотворение «Черепаха»
Черепаха
На каменных отрогах Пиэрии
Водили музы первый хоровод,
Чтобы, как пчелы, лирники слепые
Нам подарили ионийский мед.
И холодком повеяло высоким
От выпукло-девического лба,
Чтобы раскрылись правнукам далеким
Архипелага нежные гроба.
Бежит весна топтать луга Эллады,
Обула Сафо пестрый сапожок,
И молоточками куют цикады,
Как в песенке поется, перстенек.
Высокий дом построил плотник дюжий,
На свадьбу всех передушили кур,
И растянул сапожник неуклюжий
На башмаки все пять воловьих шкур.
Нерасторопна черепаха-лира,
Едва-едва беспалая ползет,
Лежит себе на солнышке Эпира,
Тихонько грея золотой живот.
Ну, кто ее такую приласкает,
Кто спящую ее перевернет?
Она во сне Терпандра ожидает,
Сухих перстов предчувствуя налет.
Поит дубы холодная криница,
Простоволосая шумит трава,
На радость осам пахнет медуница.
О, где же вы, святые острова,
Где не едят надломленного хлеба,
Где только мед, вино и молоко,
Скрипучий труд не омрачает неба
И колесо вращается легко?
Осип красиво ухаживал – стихи, цветы. Знакомые любовались этой парой и их зарождавшимся романом. Начало их романа зафиксировал в своем дневнике литературовед А. И. Дейч: «Появилась явно влюбленная пара - Надя Х. и О.М. Она с большим букетом водяных лилий, видно, были на днепровских затонах».

Мандештам, как и многие  представители творческой интеллигенции не принял революцию и ему пришлось уехать. Он писал письма возлюбленной,  но не выдержав разлуки, он вернулся в Киев за Надеждой  в 1921 году.

9 марта 1922 года Надежда и Осип поженились и поселились в Санк-Петербурге.
Надежда  быстро адаптировалась к нравам современного общества и поладила с многочисленными членами литературных кругов.
Их жизнь не была простой никогда. Надежда была легкомысленной девчонкой, жаждавшей праздника и желавшей быть счастливой. Но Осип Мандельштам спросил свою жену о том, кто ей сказал, что она должна быть счастливой? И стал диктовать ей свои стихи. Она старательно записывала за ним и никогда не роптала. Надежда оказалась весьма неплохой хозяйкой, научилась создавать уют в их доме практически из ничего и даже пекла изумительные пирожки. К быту Мандельштам был совсем не приспособлен, и ей приходилось ухаживать за ним, как за ребенком.

Осип Эмильевич, как многие творческие личности, позволял себе увлекаться другими женщинами.
Надежда Яковлевна заболела и уехала на побережье на лечение.  В это время Осип Эмильевич участвовал в поэтических вечеринках и развлекался в отсутствие законной супруги.

 Надежда Яковлевна однажды не выдержала и собрала вещи, чтобы оставить его с очередным «увлечением», Ольгой Ваксель, Лютиком, как называли её близкие. Кажется, только тогда поэт осознал, что может в одно мгновение потерять дорогого человека.

Советская действительность все больше шокирует ранимую душу поэта. Осип много ездил по стране, видел тяжелую жизнь народа, голод и нищету, и это не могло не найти отражения в его произведениях.  В 1933 году Мандельштам пишет  Эпиграмму на Сталина. Он  прочел её  Пастернаку.

Пастернак назвал эпиграмму самоубийством и уговаривал друга сжечь и никому не показывать. Но Мандельшам в ноябре 1933 года прочел эпиграмму небольшой группе слушателей, которая насчитывала полтора десятка человек. Среди них оказался и человек, который настрочил донос на Мандельштама.

14 мая 1934 года Мандельштама арестовали и приговорили к ссылке в город Чердынь,  Пермского края. Жена поехала с ним.
 В дороге Мандельштам заболел, у него произошло помутнение рассудка. По приезде Мандельштама определили в больницу и Надежду вместе с ним, чтобы она приглядывала за мужем.  Надежда Яковлевна вспоминала:
«Вдруг — я почувствовала это сквозь сон — все сместилось: он вдруг очутился в окне, а я рядом с ним. Он спустил ноги наружу, и я успела заметить, что весь он спускается вниз. Подоконник был высокий. Отчаянно вытянув руки, я уцепилась за плечи пиджака. Он вывернулся из рукавов и рухнул вниз, и я услышала шум падения — что-то шлепнулось — и крик... Пиджак остался у меня в руках. С воплем побежала я по больничному коридору, вниз по лестнице и на улицу... За мной бросились санитарки. Мы нашли О. М. на куче земли, распаханной под клумбу. Он лежал, сжавшись в комочек. Его с руганью потащили наверх. Ругали главным образом меня за то, что я недоглядела».

Жена все время поддерживала Осипа как могла, рассылала письма знакомым и в многочисленные инстанции. Её просьбы были услышаны. 5 июня 1934-го Н. И. Бухарин пишет письмо И. В. Сталину, где сообщает о тяжелом положении поэта. В итоге 10 июня 1934-го дело было пересмотрен и  супруги получили разрешение на переезд в город Воронеж. Нищенское существование супругов Мандельштам в этом городе длилось вплоть до 1937 года. В 1937 году они поселились в Москве.
В ночь с 1 на 2 мая  1938  года Мандельштама вновь арестовали,  Надежда Яковлевна снова начала  писать прошения о смягчении наказания. Написала даже Берии с просьбой разобраться в причинах ареста.  А в это время тюремный вагон вёз её мужа на Дальний Восток.


22 октября 1938 года  Надежда написала мужу письмо:
«Осюша — наша детская с тобой жизнь — какое это было счастье. Наши ссоры, наши перебранки, наши игры и наша любовь. Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?
Ты помнишь, как мы притаскивали в наши бедные бродячие дома-кибитки наши, нищенские пиры? Помнишь, как хорош хлеб, когда он достался чудом и его едят вдвоем? И последняя зима в Воронеже, наша счастливая нищета и стихи. Я помню, мы шли из бани, купив не то яйца, не то сосиски. Ехал воз с сеном. Было еще холодно, и я мерзла в своей куртке (так ли нам предстоит мерзнуть: я знаю, как тебе холодно). И я запомнила этот день: я ясно до боли поняла, что эта зима, эти дни, эти беды — это лучшее и последнее счастье, которое выпало на нашу долю.
Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка — тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, мой слепой поводырь…
Не знаю, жив ли ты, но с того дня я потеряла твой след. Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня? Знаешь ли, как люблю? Я не успела тебе сказать, как я тебя люблю. Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе… Ты всегда со мной, и я — дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать, — я плачу, я плачу, я плачу.
Это я — Надя. Где ты? Прощай. Надя» 22 октября 1938 года.

 27 декабря 1938 года Мандельштам умер во Владивостоке.

Надежда Яковлевна долгое время хранила произведения мужа и, опасаясь обысков и арестов учила их наизусть,  в надежде, что когда-то разрешат публикацию.
После смерти мужа Надежда Яковлевна несколько раз меняла место жительства, чтобы обезопасить себя.  Начало войны застало вдову Мандельштама в Калинине. Стремительная эвакуация не позволила полностью взять с собой все бумаги мужа, большую часть пришлось оставить.  Вместе с матерью они оказались в  Кара-Калпакии, а летом 1942 года при содействии Анны Ахматовой они перебрались в спокойный сытый  Ташкент.  Здесь же, собравшись с духом экстерном закончила университет и начала преподавать английский язык.
 После войны, продолжая свои скитания, только без Оси, - преподавала в Ульяновске, Чите, Чебоксарах, Калуге, Пскове, Тарусе.
 В 1965 г в возрасте 66 лет Надежда Яковлевна получила однокомнатную квартиру в Москве и решила посвятить творчеству оставшиеся дни жизни.

В московской квартире Надежда Яковлевна работала над книгой «Воспоминания» на основе собственных дневников. Написанные ею "Воспоминания", "Вторая книга", "Книга третья" были изданы в 1970 году в  Соединенных Штатах Америки, сделавшие Надежду Яковлевну знаменитой. Относилась к своей славе она с иронией и  говорила о том, что встреча с «Оськой», так она называла своего мужа, может начаться со знатной оплеухи за то, что она посмела стать писательницей.

В конце жизни Надежда Яковлевна  мечтала только об одном: воссоединиться с мужем в лучшем из миров.
29 декабря 1980 года  воссоединение супругов на небесах свершилось.


Рецензии
Как приятно прочесть об этой удивительной женщине, необычайно сильной личности, раскрывшей свой огромный талант в мемуарах, о которых мы шептались в годы моей молодости. Большое спасибо, Наталья!

Банчик Леонид   19.08.2022 20:42     Заявить о нарушении
Леонид, спасибо за прочтение и отзыв. А ведь точно вы сказали - мы действительно шептались о мемуарах графини Толстой. С уважением

Наталья Приходько   19.08.2022 21:14   Заявить о нарушении