Женщина в любви. Лидия Смирнова
Любовь женщины – это огромный мир, сотканный из нежности. Мечты и веры, в который она приглашает мужчину.
Лидия Николаевна Смирнова — советская российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР, Лауреат Сталинской премии.
Лидия Смирнова родилась 13 февраля 1915 года в городе Мензелинске, в Татарстане. Отец – Николай Смирнов - был военнослужащим, а мама учительницей. После Октярьской революции 1917 года отец принимал участие в белом движении в армии Колчака, пришла весь о том, что он погиб. В этот же период младший брат Лидии упал головой на каменный пол и умер; от горя мать лишилась рассудка и вскоре умерла в психиатрической лечебнице.
Старший брат отца Пётр Смирнов и его жена Мария забрали маленькую Лидию к себе в Тобольск. Дядя работал бухгалтером, тетя вела хозяйство и воспитывала троих детей. Тогда она считала своих родственников папой и мамой.
В 1920-х семья переехала в Москву. В Москве Лидия начала обучаться в хореографическом училище при Большом театре, проявляя хорошие способности. При этом у Лидии был неукротимый темперамент, однажды ее на время вообще исключили из школы: она в сердцах выбросила табуретку из окна и ушиб¬ла случайного прохожего. Тетя воспитывала её в строгости, приучала к порядку и повиновению. И тетя беспокоилась насчет мальчиков, так как в красавицу Лиду часто влюблялись. Но строгая тетя Маруся внушила ей, вбила в голову: «Замуж будешь выходить только девушкой!»
Лидия Николаевна вспоминала: «О том, что я им неродная дочь, узнала только после школы» . Ей показали фотографии настоящих родителей и сказали: «Зови нас теперь дядя Петя и тётя Маруся». Для Лидочки это стало тяжелым ударом: «Я ничего не понимала, показывают мне какие-то фотографии, говорят: «Вот эти люди — твои родители…» Она почувствовала себя нелюбимой и никому не нужной сиротой.
После окончания средней школы Смирнова поступила в промышленно-экономический техникум, а после окончания её приняли на работу в Главное управление авиационной промышленности. Ее взяли на секретную работу, в конце каждого рабочего дня сдавала под охрану секретную папку с документацией. Однажды вечером ее арестовали, оказалось, что из папки пропали несколько листов. Лида просидела в одиночке на Лубянке три дня, а потом ее вызвали и сообщили: «Документы нашлись, можете идти». Все обошлось, а могло бы закончиться плачевно.
Зарекомендовала Смирнова на работе себя как знающий специалист. Её, девушку направили на учебу в авиационный институт и она стала студенткой типично мужского ВУЗа - что было большой редкостью для того времени.
В 1932 году во время лыжной прогулки Лидия познакомилась с журналистом Сергеем Добрушиным. Она со своей компанией возвращалась на лыжную базу и встретили другую компанию. Сергей влюбился в лыжницу с первого взгляда. Лидия ответила взаимностью и через месяц молодые люди поженились. Завет тёти остаться девушкой до свадьбы она выполнила. После первой брачной ночи спросила мужа: «Ты доволен, что я досталась тебе девственницей?» И когда муж ответил: «Какая разница…» Лида заплакала от обиды… Лидия рассказывала: «Когда мы ложились спать, он частенько поворачивался ко мне спиной, и все». А во мне-то кровь кипит!»
Какое-то время она подозревала, что это потому, что у него есть кто-то на стороне. Ревновала, пыталась поймать мужа на измене. И даже сама подкладывала ему записочки. Допустим, жду тебя там-то, Клава. И ждала. Но он на эти свидания не приходил. Скорее всего, муж хоть и любил её, но по темпераменту не подходил ей. Жили супруги в коммуналке, в комнате были книги и матрас, стоявший на кирпичах, печное отопление.
Сергей любил походы, и, несмотря на скромные средства, они умудрялись сплавляться по рекам Урала. И вообще вели активный спортивный образ жизни. Но её мучило чувство, что занята она не своим делом.
Однажды Смирнова случайно узнала, что объявлен набор в театральное училище и решила изменить свою жизнь. Супруг очень любил свою Лидочку и поддержал её стремление сменить профессию.
Она поступала в несколько студий и везде прошла по конкурсу. В результате она выбрала студию при Камерном театре. Когда позже её спрашивали, почему она выбрала Камерный театр, а не ВГИК, она говорила, что Камерный был ближе всех к её дому.
Когда она училась в театральном училище при Камерном театре, то к ним часто заглядывали режиссеры, чтобы выбрать студентов для маленьких ролей или для массовки.
В 1934 году Лидия снялась в фильме «Настенька Устинова» в роли настолько крохотной, что ее даже не указали в титрах. Но это же было только начало!
В 1938 году Смирнова успешно закончила училище и режиссер Таиров предложил ей место в своем театре. В Камерном театре она успела сыграть лишь одну роль в спектакле «Аристократы». Кинорежиссер Владимир Корш-Саблин предложил Смирновой сняться в главной роли в фильме «Моя любовь». И Смирнова выбрала кино.
Театр уехал с гастролями на Дальний Восток, а Смирнова начала сниматься в фильме в роли Шурочки.
Фильм «Моя любовь» был музыкальным и все песни к фильму писал Исаак Дунаевский.
«Солнце пришло!» - радовался Дунаевский, когда видел Лидию. И во время съемок картины «Моя любовь» у актрисы с композитором Исааком Дунаевским случился роман. Он присылал ей корзины сирени, когда был в отъезде; ежедневно писал взволнованные письма и слал телеграммы. Встречи влюбленных происходили в трехкомнатном номере композитора в гостинице «Москва» и продолжались в течение нескольких месяцев, пока снимался фильм. Тогда же, во время съемок фильма «Моя любовь» Смирновой пришлось сделать аборт. Дунаевский, предложил ей руку и сердце, но она ответила: «Пусть все останется по-прежнему». Дунаевского такое не устраивало и связь их резко оборвал.
О дне премьеры фильма «Моя любовь» Лидия Смирнова вспоминала: «Этот день был для меня самым счастливым. Москва и Ленинград были увешаны моими портретами. Все пели песни из фильма, которые написал Дунаевский. Меня стали узнавать на улице, брать автографы, называть не Лидой, а Шурочкой. И письма писали как Шурочке».
До сих пор этот фильм считается классикой зарождающегося советского кинематографа, его изучают искусствоведы, артисты. Участие в этом фильме сделало Смирнову настоящей звездой. Этот фильм демонстрировали в кинотеатрах повсюду, он был одним из самых успешных фильмов.
Вскоре на съемках уже другого фильма «Случай в вулкане», который снимали в Крыму у актрисы начался роман с капитаном теплохода «Кубань» Владимиром Ушаковым. Пока шли съемки - между капитаном и актрисой полыхали нешуточные страсти. Однажды ночью в номер к Смирновой пришли члены проверочной комиссии, и капитану пришлось на связанных простынях спускаться из окна.
Когда же капитан прибыл вслед за ней в Москву с предложением жениться в гражданском одеянии и в шапке «пирожком», но не было корабля, исчезла романтика южных ночей и исчезло притяжение. Смирнова отказала капитану, и осталась со своим мужем Сергеем.
В 1941 году началась война. Супруг Лидии Смирновой - Сергей Добрушин - не стал дожидаться повестки из военкомата, а ушёл на фронт добровольцем, а вскоре она получила известие о том, что он пропал без вести во время боёв под Смоленском. Много позже по официальным документам выяснилось, что Добрушин тогда, в 41-м, попал в окружение, потом вернулся к своим. Еще год был жив, воевал, но жене не дал о себе знать. А потом пропал насовсем.
Вскоре после начала войны киностудия «Мосфильм» была эвакуирована в Алма-Ату. За Лидией Смирновой ухаживали сразу двое: режиссёр Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт. Актриса долго не могла выбрать кого-то одного, хотя к тому времени считала себя вдовой. Сделать выбор помог случай - Эрмлер принёс ей два яйца из своего пайка, а Рапопорт отдал сразу все три десятка. Вера Марецкая прокомментировала это: « И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».
Лиде и самой больше нравился Рапопорт и она выбрала его. Вскоре Смирнова заболела тифом едва не погибла. Раппопорт окружил ее максимальным вниманием и заботой, а когда она выздоровела, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по-настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, просто заново учил ходить». Рапопорт всю жизнь безгранично любил жену.
В эвакуации снимались в первую очередь военные фильмы, призванные поддерживать боевой дух и веру в победу. Смирнова снялась в драмах «Она защищает Родину» и «Парень из нашего города». Роли в этих фильмах требовали невероятной самоотдачи и это был её вклад в победу.
После победы Смирнова снималась активно. Например, психологическая драма «Трое вышли из леса». Также она снималась и в фантастическом политическом фильме «Серебристая пыль».
Послевоенное кино было слабым, роли однотипными и неинтересными. На съемках фильма «У них есть Родина» Смирнова подружилась с Фаиной Раневской. По поводу фильма Раневская со свойственной ей прямотой выразилась: «снимаемся в михалковском говне» (в основу сценария легла пье¬са Сергея Михалкова). Но именно за этот фильм в 1951 году Смирнова получила Сталинскую премию и побывала на приеме у Сталина.
Она вспоминала: «Я страшно волновалась, поскольку должна была выступать. Меня трясло, и все казалось чуть-чуть ирреальным. Гигантские столы уставлены яствами, в вазочках для варенья - черная икра. Когда подали чай, я вдруг как во сне увидела: колхозная ударница, которая сидит напротив, берет ложку икры, кладет в стакан, размешивает и пьет. Наконец меня объявляют, и, стоя в десяти шагах от Сталина, ничего не видя перед собой, я начинаю говорить о том, что я сирота... что только при советской власти... ну и так далее. Говорю и с ужасом понимаю, что никак не могу остановиться. Наконец из сумерек сознания выплывает фраза «И жизнь хороша, и жить хорошо». Странно, но она, как магический пароль, разрушила наваждение».
В это время супруги все ещё жили в коммуналке, хотя оба много работали. Рапопорт был прекрасным оператором, но в жизни был непрактичным человеком. «И какой же он еврей? — возмущалась Лида. — Получается, что в нашей семье еврей — это я!» Чтобы переехать из коммуналки, ЛидияНиколаевна написала самому Берии. И тот распорядился дать ей квартиру. Но буквально на следующий день его арестовали и объявили врагом народа. Лидия рассказывала, как звонила Рапопорту и, чтобы никто не понял, говорила намеками: «Бэ нет, Бэ нет! Квартиры не будет». Но квартиру на Котельнической набережной им все-таки дали.
Смирнова называла своей самой большой любовью режиссера Константина Воинова, в фильмах которого она снималась: «Дядюшкин сон», «Женитьба Бальзаминова», «Рудин», «Дача». Воинов и Смирнова сняли комнату в коммуналке, но Лидия не смогла бросить своего мужа, у которого к тому времени, диагностировали рак. Жила на два дома – ухаживала за больным мужем, а потом спешила к возлюбленному.
Вдовой она стала в 1975 году и больше не выходила замуж. С Воиновым они не смогли жить вместе, но без друг друга тоже не могли. А когда он заболел, каждый день прибегала к нему, чтобы ухаживать за ним, менять белье, мыть полы. Умер Воинов в 1995 году.
Лидия Смирнова написала очень откровенную книгу воспоминаний, которую назвала «Моя любовь», в честь первого фильма, в котором снялась в главной роли: «Знаете, как я поняла, что пришла моя старость? Однажды на банкете в Доме кино никто из мужчин не сел рядом со мной… Раньше такого никогда не было! Сильный пол всегда окружал меня вниманием. Многие женщины ненавидели меня за это. Хотя красивой я себя никогда не считала. У меня большой курносый нос, губы толстые. С помощью косметики эти недостатки скрывала. А сейчас... Старость - такая гадость! Даже ресницы не мажутся. А раньше я их до бровей «насандаливала»! Даже когда занималась слаломом или на байдарках ходила, и в палатке умудрялась макияж делать. Мне казалось, что без косметики я на поросёнка похожа. Жалею, что не сделала подтяжку в своё время. Но у меня есть свой рецепт. Если предстоит выход в люди, заплетаю косички на висках и туго стягиваю назад, закрепляя на затылке. Сверху надеваю парик. Очень больно, конечно же. Но зато морщины на щеках чуть-чуть разглаживаются».
У Лидии Николаевны оказалась долгая кинематографическая жизнь. Первый фильм, где она блистала в главной роли, вышел в 1938 году, а последний 2005 году. Она легко переходила из одной возрастной категории в другую. В 1990-е у неё были три проекта: «Дом», сериал «Приют комедиантов» и «Шапка». В 2000-х года: «Идеальная пара», «Наследницы» и «Наследницы-2». Не смотря на преклонный возраст Лидия Смирнова полностью отдавалась своим ролям. А ведь в «Наследницы-2» ей было 90 лет.
Лидия Смирнова умерла когда ей было почти 93 года - 25 июля 2007 года в Зеленограде в пансионате «Никольский парк» для пожилых людей. Похоронена в Москве на Введенском кладбище рядом с могилой мужа.
Свидетельство о публикации №222042601546