Белизна туалетной бумаги

Туалетная бумага в России белой быть не перестанет, и на газеты не надо торопиться переходить

Прощаясь со шведской ZEWA, отечественные производители средств гигиены вздохнули с облегчением

Валерий Цыганков
1171

Туалетная бумага в России белой быть не перестанет, и на газеты не надо торопиться переходить

Россияне посмеиваются над жителями Евросоюза, которым их правительства рекомендует реже мыться, чтобы сэкономить газ, электричество и, тем самым, «досадить Путину». Но и мы, похоже, в шаге от того, когда нам посоветуют пореже ходить в туалет в целях экономии расходов семейного бюджета на туалетную бумагу.

Сообщение шведской компании Essity (производитель предметов личной гигиены под брендами ZEWA, Tork, Libero, Libresse и TENA) об уходе из России прозвучало почти сразу после опубликования данных Росстата об очередном подорожании туалетной бумаги (входит в государственный перечень товаров первой необходимости).

Только за одну неделю, в период с 9 по 15 апреля 2022 г., бумага туалетная выросла в цене на 1,6%.

А по данным шведского производителя, опубликованным в ноябре прошлого года, 78% россиян готовы переплачивать за товары для гигиены и здоровья, «если бы эти товары и услуги были более экологичными».

У компании Essity три завода в России — два в Тульской области и один в Ленинградской. Все основное сырье — российского происхождения. К тому же, процесс производства в России значительно дешевле, чем в зоне Евросоюза за счет сравнительно низких цен на энергоносители. А бренды, ZEWA, Tork, Libero, Libresse и TENA весьма популярны в нашей стране.

Казалось бы, райские условия для шведской компании, занимающей треть российских рынков туалетной бумаги, бумажных полотенец и носовых платочков. Цены растут, не встречая сопротивления, спрос высокий.


Однако что-то пошло не так. 22 апреля президент и генеральный директор Essity Магнус Грот сообщает в промежуточном отчете за 1 квартал текущего года: «Условия ведения бизнеса Essity в России ухудшились. В результате активы компании в России были обесценены примерно на 1,4 млрд. шведских крон. Кроме того, начата работа по выходу с российского рынка».

Видимо, последние исследования компании показали, что платежеспособность россиян в новых условиях, условия западных санкций не предполагает переплату за экологичность, на которой так «повернуты» шведы.

Но некоторые отечественные аналитики загрустили: «Стоит полагать, что с уходом из России (Essity) исчезнут с прилавков магазинов в стране и знакомые всем подгузники, прокладки, средства по уходу за лежачими больными, ну и туалетная бумага — та, что с растворимой втулкой».

Не стоит отчаиваться, будет еще возможность позабавиться с растворимой втулкой: шведская компания, как в старом анекдоте — прощается, но не уходит. А если серьезно, то фабрики компании продолжают работу в обычном режиме. «Точный способ выхода (с российского рынка) еще не определен и будет подробно разработан в рамках начатой работы. Essity рассмотрит все варианты, включая продажу», — говорится в заявлении гендиректора ООО «Эссити» Карена Акопяна, которое распространила пресс-служба компании в РФ.

Вот эти долгие раздумья могут оказаться банальным пиар-ходом, чтобы, буквально, набить цену своим товарам. А если нет — тоже не беда. Отечественные производители туалетной бумаги говорят о существовании «жесткой конкуренции» (странновато звучит там, где основной показатель качества — мягкость) на этом рынке, благодаря которой брешь будет сразу же закрыта российскими и другими производителями.

«Эффективная мощность российского производства всей компании Essity составляет порядка 135 тыс. тонн в год. А избыточные мощности в стране составляют сейчас более 200 тыс. тонн. В некоторых случаях они не заполнены, есть экспорт, но его при необходимости можно сократить. Поэтому даже при худшем сценарии потребитель не почувствует принципиальной разницы и потребности российского рынка будут закрыты», — сообщил в комментариях «Коммерсанту» директор по развитию ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп», ведущего российского производителя санитарно-гигиенических изделий и товарной бумаги-основы Александр Каган.

«Если бы Zewa ушла, это было бы проблемой лет 5 назад. Потому что было три основных игрока: Zewa, Сыктывкар и мы, — заявил „Газете.Ru“ главный технолог одного из крупнейших производителей туалетной бумаги Сясьского бумажно-целлюлозного комбината Денис Головчанский. — Сейчас этот рынок перенасыщен, просто всем полегче станет и все. Тут все было очень плотно. Если кто-то отваливается сейчас, то это даже хорошо. В последние несколько лет открылось много предприятий, и на предприятиях открылись новые линии и мощности. Поэтому я проблем не вижу. Просто всем полегче станет. И дефицита, я надеюсь, не будет».

Тем не менее, например, на Южном Урале в последнее время отмечен ажиотаж и увеличение спроса на туалетную бумагу на 40%. Отметим, что это произошло еще до объявления производителя ZEWA об уходе из России.

Но, как уверяют в пресс-службе Челябинской области, паническое желание людей покупать впрок сможет удовлетворить бумажный комбинат «Комфорт».

В последнее время предприятие нарастило объемы выпускаемой продукции на 30%. Сегодня завод выпускает более 12 тысяч тонн бумажной продукции, используя при производстве 98% отечественного сырья. «Даже если зарубежные производители совсем перестанут поставлять в Россию рулоны с мягкими подушечками, отечественной целлюлозы и макулатуры хватит, чтобы закрыть все потребности рынка», — отметил директор компании Сергей Щербо.

Да, дефицита не будет. А вот на счет «всем полегчает» — это весьма спорное утверждение.

Во-первых, по поводу обоснованности цен. По данным исследования спроса на товары среди жителей Свердловской области, проведенного ОФД «Контур.Маркет», которые передает «КоммерсантЪ-Урал», возрос не только спрос на подгузники и туалетную бумагу, причем, в довольно стремительных темпах, но и, соответственно, цены на эти товары.

Так, цена на подгузники заняла лидерство в списке по резкому росту стоимости и составила 210% от показателей в феврале 2022 года. Спрос на детские подгузники также вырос и составил 94% в марте по отношению к февралю.

Вторую строку этого антирейтинга заняла туалетная бумага: спрос увеличился на 80%, а цена — на 11% (в марте по сравнению с февралем).


Как полагают исследователи, в повышении спроса ключевую роль играет логика свердловчан. «Это хорошо видно на примере покупок подгузников — лучше купить сейчас и побольше, чем ожидать дальнейшего роста цен», — пояснили аналитики ОФД «Контур.Маркет, отметив, что после ажиотажных покупок, совершенных, возможно, в состоянии паники, обычно идет падение спроса: можно ожидать снижение количества продаж в апреле-мае.

И еще — вопрос качества. Поэтому из-за намеченного ухода из России «популярной» шведской компании звучит стон в интернете: «Если взрослые переключатся на отечественную туалетную бумагу и другие средства гигиены, то как быть детским попкам, так привыкшим к мягким и супервпитывающим подгузникам?»

По данным «веерного обследования» Роскачеством 29 торговых марок (из них 13 брендов производятся в РФ) по 49 показателям качества и безопасности, все эти подгузники — безопасные, независимо от цены и страны происхождения. Они нетоксичные, не содержат тяжелых металлов и канцерогенов, не вызывают раздражений и аллергии.

Что касается качества средств гигиены для взрослых, то российские производители туалетной бумаги обещают, что она не перестанет быть белой.


Рецензии