Кто выпил компас?

 http://gorizont.moscow/
Подзорная труба – не просто идеальный, статусный подарок для настоящего мужчины, это своего рода символ по-настоящему сильных, состоявшихся людей, тех, кто привык принимать решения и нести за них ответственность, тех, кому по плечу и морской шторм, и житейская буря.
Реклама в интернет-магазине
Сейчас на флоте подзорные трубы не применяются, их заменили мощные бинокли, которые стали наследниками морских правил и суеверий, связанных с подзорной трубой. Современные бинокли помогают не только замечать удалённые предметы, но и видеть в темноте. Моряки знают, что очень скверная примета – забыть бинокль и выйти в море без него. Известно, что в день трагедии на «Титанике» у вахтенных матросов не было биноклей. Многие утверждают, что при их использовании вперёдсмотрящие смогли бы вовремя заметить айсберг, и катастрофы удалось бы избежать.
Несмотря на то, что в современном флоте существуют новые «глаза судна» – «радары», бинокли по-прежнему остались незаменимым средством визуального наблюдения. А вместе с ними продолжают существовать старые морские суеверия. Главное из них – «биноклем капитана может пользоваться только капитан». Это правило беспрекословно выполняется всеми членами команды. Другое суеверие говорит о том, что, если вперёдсмотрящий матрос уронит бинокль на палубу, – значит, будут неприятности в пути. А вот потерять бинокль или выронить его за борт – грозит кораблекрушением. Смотреть в бинокль с обратной стороны не только баловство, но и большая глупость, из-за которой могут случиться неприятности.
Сейчас бинокль – это важный атрибут отдыхающих и путешественников. На палубах любого круизного лайнера стоят десятки туристов с биноклями в руках и, наверное, чувствуют себя великими первооткрывателями заморских земель.
Другим важным навигационным прибором на корабле является компас. Когда он появился и кто его придумал, никто не знает. Древним мореплавателям было понятно, что стрелка компаса всегда указывает на север. Но если она вдруг по непонятной причине начинала показывать в другую сторону или метаться по картушке, это вселяло в них мистический страх. Морякам казалось, что заставить компас так странно себя вести может только что-то сверхъестественное. Например, если судно перевозит покойника, то его дух или какие-то злые силы могут отклонять стрелку компаса от нужного направления. Также считалось, что чеснок и лук могут ослаблять власть магнита. Потому что они сами имеют магическое свойство – отгоняют нечистую силу. Это суеверие вызвало запрет на употребление в пищу чеснока всем, кто находится рядом с компасом, потому что само чесночное дыхание размагничивало иглу магнита. Самое главное правило для капитана – чтобы рядом с компасом всегда были только надёжные и проверенные моряки, и тогда никто из них не подложит под компас какую-нибудь железку или связкой чеснока не попытается испортить компас.
Кстати, наличие компаса на кораблях ещё раз дало повод для подтверждения известного суеверия, что женщины на корабле (тем более на капитанском мостике) к беде. Это случилось, когда какая-то любопытствующая дама проникла на мостик и железными спицами своего корсета размагнитила компас, что чуть не погубило судно на прибрежных рифах.
Казалось бы, что в наш просвещённый и напичканный различной техникой век уже нет места суевериям. Но это не так! Внутри нас вечно будет жить страх перед тем, чего мы не видим, но знаем, что это существует. Когда-то это относилось к привидениям и духам, а теперь это относится к современной технике.
Одно из появившихся в последнее время суеверий – это отношение моряков к радиоволнам и электромагнитному излучению техники. Уже много десятилетий на судах работают радиолокационные станции – радары. Они нужны для обнаружения воздушных и морских объектов, а также для определения их дальности, скорости передвижения и геометрических параметров. Работа радаров основана на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов. Известно, что такое электромагнитное излучение очень опасно для здоровья людей. Но человек не может видеть или чувствовать это излучение, поэтому оно порождает в нём страх. А где страх, там и суеверное отношение к этому явлению. Поэтому среди моряков есть предубеждение, что даже если точно известно, что палуба и мачты судна находятся вне зоны действия радаров, всё равно моряки не согласятся лезть наверх, пока радары не выключат. На всякий случай, так сказать.
http://gorizont.moscow/


Рецензии