Ничто у Гегеля и ничто у Парменида
Давайте попробуем разобраться и проговорим более подробно текст Гегеля. Чистое бытие у Гегеля – это существование в чистом виде без всяких других определений. Это абстракция. Мы отбрасываем, отрицаем любую «другую» определенность. Остается только существование в чистом виде, как говорит Гегель – пустота. Здесь Гегель замечает, что если от всего абстрагироваться, то мы получим ничто. Здесь всё понятно и возразить нечего.
Заметим, что понятие «ничто» действительно понимается как результат отбрасывания всего подряд. Но как ничто становится у Гегеля бытием? Ведь, если вспомнить Парменида, ничто никак не может быть бытием. Парменид говорил о том, что бытие есть, а ничто – нет. Или, другими словами, ничто у Парменида не существует и поэтому оно является небытием, о котором Парменид ничего не желал знать. Противоположностью бытия. Здесь никак нельзя утверждать об их тождестве. Отсюда мы можем сделать вывод, что ничто у Гегеля существует! Но если оно существует, то оно является бытием.
Пока мы сделали такой вывод методом исключения. Если один из противоположных вариантов не подходит, значит верен другой. Покажем, что и напрямую можно объяснить понимание Гегеля о том, что ничто существует. Здесь лучше всего вспомнить о таком понятии как «всё». Гегель его, почему-то, избегает и совершенно напрасно. Мы поступим так, как это было сделано в работе «Ничто как Определённость» [2]. Обратим наше внимание на то, что всё и ничто ведут речь об одном и том же. Всё в утвердительном смысле, а ничто – в отрицательном.
Всё – это множество всех существующих отдельных «предметов». Ключевое слово здесь – существующих! Об этом же говорит и Парменид. О том же говорит и Гегель. Он не говорит о том, что не существует. Ничто – это отбрасывание всего существующего. Ничто не отрицает того, чего нет. Ничто отрицает то, что есть. Точнее отрицает сам предмет, которых входит в понятие «всё». Ничто – это «ни это и ни это» и так пока не перечислим всё. Мы отрицаем, отбрасываем разные «это». Мы не отрицаем само существование. Поэтому то, что остается после нашего отрицания, пустота, как говорит Гегель, по-прежнему есть. И значит такое «ничто», не похожее на ничто у Парменида, существует и при этом не содержит никаких других «определённостей». Иными словами, оно сильно напоминает чистое бытие.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что понятие ничто у Парменида и у Гегеля существенно различаются. И когда мы читаем Гегеля нужно не забывать, что его ничто не имеет к небытию никакого отношения.
В чем же всё-таки различие между чистым бытием и ничто у Гегеля. Собственно, как он и говорил найти эти различия действительно непросто. Оно видится только в том, что чистое бытие утверждается напрямую, как всем понятная абстракция, без явного отрицания, а ничто делает акцент именно на отрицании всего прямо по своей сути как понятия.
В целом Гегель так и не смог решить задачу разделения чистого бытия и чистого ничто именно на уровне пустоты. Решение для него видится только в будущих возможностях. Первое может стать лишь бытием, а второе лишь ничто. В первом пустота наполняется, а во втором – остается пустой. Проблема в том, что чистое бытие действительно является абстракцией. А абстракция до того вещь в себе, что не позволяет провести никакое различие, стремясь остаться именно абстракцией. В этом месте Гегель нашел неразрешимую задачу и честно признался, что не в состоянии ее решить.
[] Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
Наука логики. В 3-х томах. Т. 1. М., «Мысль» , 1970. 501 с,
(АН СССР. Ин-т философии. Философское наследие)
[2] Горев, А. Е.
НИЧТО как Определённость: монография. Москва : Летний сад, 2022. 112 с.
Свидетельство о публикации №222043001021