Я - классный парень -11!

                «…И вспомнишь ты, как были мы женаты,
                Прошло с тех пор уже немало лет...
                – А может дашь «двадцатку» до зарплаты?
                Ну, нет так нет. От Шурика – привет!..»
                (из пародии Евгения Коляшина на стихотворение
                Александра Вербицкого «Измена»)

Начало - «Исторический пролог, или Метеорологический прогноз»
          (о смутном времени и осенней погоде) - http://proza.ru/2022/04/10/1558
- глава 1. «Лиепая – маленький Париж!» (о том, кто никогда не слышал про «наш
          Париж») - http://proza.ru/2022/04/10/1587
- глава 2. «Из Лиепаи в Ленинград: как вырваться с корабля на учёбу»
         (обязательное пояснение, как стать «классным парнем») -
                http://proza.ru/2022/04/11/1430
- глава 3. «Первые дни "классной" жизни» (о «своей крыше» над головой, поиске
          места в детском саде для ребёнка и первой удовлетворительной оценке) -
                http://proza.ru/2022/04/12/1694
- глава 4. «Повезло!» (рассказ от первого лица и это – счастливое лицо жены) -
                http://proza.ru/2022/04/13/769
- глава 5. «Высшие офицерские классы!» (исторический очерк об уникальном учебном
           заведении ВМФ) - http://proza.ru/2022/04/14/1410
- глава 6. «Служили два товарища: "бычок" и "помоха"»
           (на пути к заветной цели) - http://proza.ru/2022/04/16/240
- глава 7. «Особенности жизни в коммунальной квартире» (приключения начались!) -
                http://proza.ru/2022/04/17/1174
- глава 8. «Расслабуха» в «Вишнёвом саду» (культурная программа с английским
          акцентом) - http://proza.ru/2022/04/22/1766
- глава 9. «Страшный Новый год» (о невозвратных потерях в семье и на флоте) -
                http://proza.ru/2022/04/24/1008
- глава 10. «Долгожданный май» (про месяц МАЙ, как о чудесном предвестнике лета
           и семейной МАЕте, как результате антиалкогольной кампании в отдельно-
           взятой коммунальной квартире…) - http://proza.ru/2022/04/30/186


                11. «У вас нет, случайно,  двадцати рублей? Очень надо!»
                (про наивную семейную доверчивость к «шурикам»)


     На следующий день Коляшины оставили коммуналку... Семейный багаж небольшой – походный! Два больших чемодана, сумка с детскими вещами, включая игрушки и «самое ценное» –  маленький переносной черно-белый телевизор. Ехали с «личной охраной»! Подарок внуку от бабушки на майские праздники Труда и День Победы – игрушечный пластмассовый автомат ППШ, Витёк, как заправский партизан, держал всю дорогу наперевес.

     Виктория уже собралась увольняться с работы, чтобы уехать с сыном на лето в Калининград к маме. Но терять такого, как оказалось, ценного (!) специалиста, её начальница в бухгалтерии Кировского финуправления категорически не желала и, сделав один звонок своей матери, судьба снова повернулась к Коляшиным своим… Нет, слава богу,  не задом, а чудесный передом! «Хвостатая часть» судьбы-злодейки, с недавно пережитым стрессом от недостойной выходки их соседей по коммунальной квартире, осталась позади… Отрубленной!

     Приютила на этот раз семейство Коляшиных у себя мама главного бухгалтера финансового управления – Мария Ивановна – или просто бабушка Маша. В первых числах мая у неё начался дачный сезон и она с превеликим удовольствием предоставила свою квартиру – под присмотр и за символическую плату офицеру с женой и пятилетним сыночком. На целых три месяца!

     Правда, район проживания Коляшиным пришлось поменять с Кировского на Красносельский. Это оказалось далековато от места работы Виктории, ведь до ближайшей станции метро «Проспект Ветеранов» надо было ещё добираться наземным транспортом.  Если раньше она от дома через парк 9-го января шла до своей бухгалтерии каких-то 15 минут, успевая к 8 утра завести ребёнка в детсад,  то теперь на дорогу в автобусе и метро  уходило не меньше часа. А у Евгения до его Классов и того больше, правда он этого практически не почувствовал. Для огромного  города – час-полтора в одну только сторону – это если и не нормально, то в силу привычки, почти незаметно.

     Меньше всего «на путь туда-сюда» пешем порядком выходило у Витьки. Ведь он снова был пристроен в детский сад рядом с их уже новым жильём. Вот что значит «звонок сверху»! Это когда один главный бухгалтер финансового управления района договорилась с другим главбухом соседнего района и всё «как бы само собой» устроилось. Так (по звонку от…) решались многие служебные, рабочие и даже бытовые вопросы в стране Советов. Хорошо это или плохо, вопрос даже не риторический.  Наверно, всё это неправильно, даже плохо. Но что было делать? Сложно было в то время устроить ребёнка в детсад. А если «по блату» – то быстро и надёжно. Поэтому у кого появлялись хоть какие-то «связи» на этот счёт – люди ими пользовались. Мы просто так тогда жили. «Может потому и перестройку из-за этого в стране затеяли?.. Чтобы больше детских садов и школ в стране было! И чтобы «не по блату», а всем… В порядке очереди! По-честному...» – такие мысли нередко приходили в Женькину голову. Размечтался!

     В этот раз Коляшиным действительно очень повезло с новым жилищем от бабы Маши: однокомнатная квартира со всеми удобствами! Зажили, как их друзья Саломовичи, со своей «баней и прачечной» – ванной комнатой и стиральной машиной «Рига-17». Кто теперь усомнится, что у «классного парня» Евгения такая классная жена Виктория!?! Скромная, но настоящая Победительница! И, конечно, они оба были сейчас бесконечно рады такому счастливому повороту событий в их жизни. Везёт счастливчикам! Ведь если бы Вика не работала в районном финуправлении, пришлось бы ей сейчас с сыном досрочно покинуть город на Неве, а Женьке до конца обучения переселиться в холостятское общежитие ВСОК ВМФ. Это факт. Но хитрющая судьба им снова благоволила!

     Нравилось Женьке учиться на Классах. Преподаватели все, как один, грамотные и толковые – объясняли учебный материал очень хорошо. Чувствовалось, что военные педагоги сами с большим служебным опытом, настоящие профессионалы! Только лучшие командиры кораблей (со всех флотов могучей страны) обучали «командирскому ремеслу» слушателей командного факультета. То же самое и на факультете вооружения: самые передовые флагманские специалисты бригад и дивизий надводных кораблей и подводных лодок призваны были учить по всем специализациям своих будущих коллег-флагманов на Классах. Педагогический коллектив учебного заведения был очень крепким, а слушатели учились на совесть! И это было тем самым необходимым и достаточным условием успеха образовательного процесса, который самым надёжным образом укоренился в стенах прославленных Высших специальных офицерских классов. В 80-е годы всё так и было в нашем Военно-Морском Флоте!
 
     После шестичасовых плановых теоретических или практических занятий, которых в расписании было значительно больше, для переменного состава на Классах была обязательная самоподготовка и консультации. А как без них? Распорядок дня был строгим, но продуманным до мелочей.

     Возвращался Женька с учёбы домой, конечно, уставшим… Голова «пухла» от ежедневно приобретаемых знаний и навыков. Не случайно у военных моряков повелось мнение, что выпускник ВСОК ВМФ – знает всё!  Ну или почти всё, а что «забыл» – легко доберёт на флоте. Главное вспомнить в какой руководящий документ заглянуть за «подсказкой»!

     Вика тоже уставала на работе, а ведь она ещё не только успевала каждый день отводить сына в детский сад, но и сама забирала его после окончания рабочего дня.  Вставали по утрам они рано. Витька окончательно просыпался только по пути к своему саду…

     Это обстоятельство по-доброму учитывала главбух Кировского финансового управления (дочь Марии Ивановны), частенько отпуская офицерскую жену пораньше… Или «закрывала глаза» на то, если её подчиненный бухгалтер чуть-чуть опаздывала на работу. Дорога занимала слишком много времени! Случалось, что и Женька забирал сына из садика, обязательно предупреждая об этом Вику по телефону. Связь у них была односторонняя. Муж звонил жене на работу из телефона-автомата, установленного на Классах. Вот тогда у Виктории появлялось реальное «свободное» время, чтобы заскочить в один-два продовольственных или иных магазина. В общем, крутились ребята, как и все советские люди в то время.

     Зато вечером трио Коляшиных собиралось вместе на кухне и за чаем или поздним ужином они дружно обсуждали минувший день. Женька рассказывал о своих успехах в учёбе, Вика о новостях по работе и «сплетни в верхних (на уровне города!) эшелонах власти», а сын уже вовсю считал до десяти, а то и до двадцати и даже научился писать большими буквами МАМА, ПАПА и ВИТЯ. Буква «р» как-то сама собой устойчиво закрепилась в словах его детской разговорной речи. Всё было классно и это было так естественно для их дружной семьи. А ещё каждый выходной день у них превращался в праздник, хотя бы потому, что можно было просто по-человечески всем выспаться.

     В 89-м году июнь выдался на редкость солнечным в Ленинграде. Однажды ранним воскресным утром в дверь позвонили.  Кто бы это мог быть? Уж точно не Саломовичи…

     – Женька, звонят! Иди открой! Только спроси – «кто»? – толкнула полусонная Вика в бок мужа.

     – Да иду, иду уже… – с закрытыми глазами ответил супруг и,  поднявшись с кровати, прошлепал в коридор. Проснулся только у двери от своего же вопроса: «Кто там?».

     – Откройте, пожалуйста! – донеслось снаружи. – Это Шурик, в смысле Саша, ваш сосед сверху.

     Коляшин глянул в дверной глазок и точно – парень какой-то, на разбойника не похожий (точно Шурик!) и спокойно открыл дверь.
 
     – Здравствуйте! А Марь-Ванна дома?

     –  Нет. Она в деревню уехала. А в чём дело?

     – Понимаете. Я сосед её, в смысле, ваш. Возвращаюсь утром на своём жигулёнке с дачи, а тут, буквально за углом, гаишники в кустах сирени… Засада! Ну и тормознули меня. Пристали: типа выпивши я, с запахом вчерашним. А я же сегодня ни грамма, ей богу! Это одеколон «Тройной». Вы же видите – я побрился с утра! А они, собаки, водительские права отобрали… Но сказали: «Гони «двадцадку»!», их двое там. По десять рублей на брата, наверно. Если быстро принесу – обещали вернуть права. У вас не будет случайно двадцати рублей? Я вечером верну. «Кровь из носа» верну!

     – Понятно. Только крови не надо! Минутку… – ответил Коляшин и крикнул в комнату жене. – Вика!  Тут такое дело... Сосед в беду попал. Дай двадцать рублей скорей!

     Виктория, набросив халат, появилась в коридоре с раскрытым кошельком.

     – Вот. Двадцати нет. Есть двадцать пять одной купюрой. Возьмёте?

     – Ну, раз нет двадцати, что делать (?) – давайте ваши двадцать пять! – мгновенно отреагировал сосед. – Я вечером, ей богу! В смысле, верну деньги.
 
     Коляшин передал фиолетовую купюру мужчине и закрыл входную дверь. Какие же они молодцы с Викой: выручили человека, попавшего в неприятную ситуацию. С кем не бывает! Сегодня ты помог ему, завтра он поможет тебе. Нас же этому ещё в школе учили. Правильно, кстати, учили!

     Наступил вечер… Июнь – месяц белых ночей в Петербурге-Ленинграде! Ранний вечер перерос в вечер поздний, а за окном по-прежнему светлым светло, как днём. Только денежки (с долгожданным уже звонком в дверь) возвращаться почему-то не торопились…

     Женька поднялся этажом выше. Обзвонил все квартиры – никто утреннего Шурика не знал и даже в глаза не видел. Что делать? Может обежать быстренько и опросить жильцов ещё  на один этаж выше? И так далее – до самой крыши! Не стал… Зато стало понятно, как ловко «классного парня» провели утром. Так его «Шурик, в смысле Саша»,  классно заболтал про свое горе…

     Тем же вечером уже по телевидению в программе «600 секунд» от питерского журналиста Александра Невзорова Коляшины узнали о «новой форме мошенничества», которое так и называлось – «на доверии»! Выходило, что пострадавших в городе было уже не прилично много. Эх, говорил же Женька, что чаще надо телевизор смотреть, хотя бы эти 10 минут горячих новостей от Невзорова!  Перестройка, словно «локомотив», набирала в стране свой быстрый и необратимый ход. Вот и мошенники всех мастей тоже «перестраивались» ускоренными темпами, переходя на новые рельсы своих махинаций – «на доверие граждан»!

     … А из телевизора в ночном выпуске известий уже доносилась речь Михаила Сергеевича Горбачева, призывавшего народных избранников-депутатов к какому-то «консенсусу».
 
     – Вик, а что такое «консенсус»? – спросил жену расстроенный Евгений перед сном.

     – Откуда мне знать?.. – с тоской в голосе молвила в ответ Виктория.

     – Ну… Ты же в исполкоме работаешь.

     – И что? Мы такими словами на работе не бросаемся…

     – Может в милицию заявить? Так мол и так… Зовут Шуриком, в смысле Александром, занял у нас денег до вечера…

     – Ты ещё в Организацию Объединенных Наций пожалуйся…  – улыбнулась в ответ супруга. – В следующий раз будем умнее, Женька.
 
     –  А Горбачёв вон как складно, только непонятно, по телевизору всё талдычит. И откуда он только нахватался этих умных слов?..

     –  От верблюда… Давай спать! Завтра вставать рано...

     – Уже сегодня… – и, зевая, Женька сначала «выключил Генерального секретаря ЦК КПСС», а потом дёрнул вниз шнурок-выключатель на торшере...

Продолжение в главе 12 - «Пролетарии всех стран соединяйтесь, или
"Всем ехать надо!"» (про особенности жизни в городских «спальных» районах и про то, как раньше люди добирались до метро) - http://proza.ru/2022/06/12/1128

                май, 2022 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Здравствуйте, Николай!
Это здорово, что Коляшинам повезло с квартирной. Правда, далеко добираться до работы, но это терпимо. Только жаль, что сдали им квартиру лишь на три месяца. Ну а Коляшину по-прежнему нравится учиться на Классах, тем более, что преподаватели отлично знают свои предметы и подготавливают хороших офицеров-специалистов.
Да, попались Коляшины на "удочку" мошенника. Но век живи - век учись.
Интересная глава и даже поучительная.
Пусть новый день принесёт Вам много радостных минут!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   09.04.2024 01:07     Заявить о нарушении
Доброе утро уже, Валентина! Мчусь на службу. Дел, как и у Вас, конечно, много. Спасибо за ночной отклик! Да, нашим героям - Коляшиным, пришлось переехать в другой район Ленинграда (подальше от центра). Зато в отдельную (пусть и однокомнатную) квартиру, но со всеми удобствами! Жизнь продолжалась своим чередом и Коляшины были счастливы. Удачного дня и сегодня! С уважением и теплом к Вам,

Николай Кирюшов   09.04.2024 06:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.