Часть 2. Война

Сколько лет уже прошло после весны 45 года. Уже сменилось не одно поколение. Уже и страны, победившей в Великой Отечественной войне, нет. Но память о той Победе жива! Должна жить! И не по указке чиновников к 9-му мая, а по велению сердца! ВСЕГДА! Ибо пока жива память о наших предках, жива и наша Родина!
От своих дедов о войне я не слышал ничего, СОВСЕМ НИЧЕГО. Даже своим детям они мало  что рассказывали. Видимо, людям, пережившим войну, было тяжело вспоминать и снова переживать то, что выпало на их долю. Да и их восприятие войны, наверное, отличалось от официальной картины того времени. Но хоть что-то, да сохранилось.

В память о предках, в жизни которых была война...

Родосский Николай Константинович (дед по маминой линии)

Николай Константинович родился в 1896 году. По образованию - врач, хирург. Перед войной  работал главным врачом больницы в г. Таганроге. В апреле 1941 года военкомат призывает его на военные сборы, а с началом войны прямо со сборов его мобилизуют и сразу отправляют под Киев. Он был назначен начальником полевого госпиталя, дислоцирующегося в Дарнице.  26 сентября 500-тысячная группировка наших войск была окружена. Плен. Дарницкий концлагерь, печально знаменитый «Киев-ост» или Stalag 339 Kiew-Darniza. Всего через лагерь прошло около 300 тысяч военнопленных, 68 тысяч погибло.
В лагере остался и полевой госпиталь с ранеными. Были огромные проблемы и с медикаментами, и с медицинском инструментом, и с питанием. В этом госпитале находился без сознания молодой танкист лейтенант  Ресницкий Пётр Михайлович, 1921 г.р., с осколком в голове. В тех условиях Николай Константинович провёл сложнейшую операцию по извлечению осколка. Танкист лишился глаза, но выжил. Кстати, немцы признали его инвалидом и выпустили из лагеря. После войны бывший танкист, проживавший в Житомирской области, нашёл своего спасителя или, как он говорил, второго отца.
По данным из Википедии, в июне 1943 года лагерь был закрыт, а заключённых перевели в Бердичев. Через Польшу перегнали в Германию, где в конце марта 1945 года деда освободили. В плену он пережил тиф и цингу. Он был хороший врач, продолжал лечить и в лагере. Но после освобождения , как побывавший в плену, почти год провёл в фильтрационном лагере и занимался там отнюдь не медициной.
В 41 году из дома уходил статный красивый мужчина, а в 46-ом близкие встретили сутулого беззубого старика. Первое время его пытались расспрашивать о войне, о плене, а он, не рассказывая ничего, начинал плакать… И эту тему в семье больше старались не затрагивать. Так, иногда, что-то могло проскочить в разговоре. Одна из его «проскочивших» фраз - «нельзя так с людьми». Но за людей, видимо, не считали.
Вот такой была его война - 3 месяца в строю, 3,5 года в плену и почти год «на лесоповале».
После фильтрационного лагеря деда оставили под «присмотром» в Татарской республике. К нему переехала семья, и в Таганрог они уже не вернулись. Лечил людей, был главным врачем больницы в Ципье Балтасинского района. Где-то в 60-х годах о нём была большая статья в журнале «Здоровье». Заслуженный врач РСФСР. Персональный пенсионер.
Майор медицинской службы. В 1958 году ему был вручён орден Красной Звезды, которым он оказывается был награждён ещё в 1941. Не знаю, что нужно было совершить, чтобы заслужить орден в первые месяцы войны. Награждён также медалями "За оборону Киева", "За победу над Германией".
Умер 05 июля 1984 года.

Алексеев Иван Михайлович (дед по отцовской линии)

Родился в 1904 году. Был руководителем тракторной бригады. В августе 1941 года Больше-Глушицким РВК Куйбышевской области его призвали в армию. Красноармеец. Воевал в составе 791 артиллерийского полка 254 стрелковой дивизии, который, в том числе, был вооружён 122-мм гаубицами М-30. Буксировались эти монстры (около 3000 кг) либо лошадками, либо штатными гусеничными тягачами СТЗ-5. Но, как иногда у нас бывает, тягачей не хватало, и вместо них использовались трактора (СТЗ-3, С-60, С-65). Одним из этих тракторов управлял дед. Естественно, такие орудия располагались достаточно далеко от передовой.
До конца 1941 года и весь 1942 год 254 сд вела тяжёлые оборонительные бои в районе Старой Руссы. Хотя в начале 1942 года порой переходили и в наступление (Демянская наступательная операция).
В мае 1943 года дивизия вошла в состав 52-й армии, и до начала августа происходило пополнение и обучение личного состава. Потом выдвижение на фронт и наступление. 26 сентября дивизия вышла к Днепру. В ночь с 29 на 30 сентября форсирует водную преграду и к 2 октября вся дивизия (исключая артиллерийский полк) была на правом берегу Днепра (Каневский плацдарм). Весь октябрь дивизия ведёт тяжелейшие оборонительные бои на плацдарме.
Форсирование Днепра советскими войсками, захват плацдармов на правом берегу реки и борьба за их удержание сопровождались тяжелейшими потерями. Уже к началу октября многие дивизии имели лишь 20-30 % от штатной численности личного состава (Википедия). В бой вступали новые и новые части, но сломить сопротивление немецких войск не удавалось. Как вспоминал дед, «на берегу Днепра лежали сотни убитых, не успевали убирать. Наступил момент, когда некем стало восполнять потери. И весь вспомогательный личный состав артиллерийского  полка с винтовками в руках был переправлен на западный берег».
В одной из атак Иван Михайлович получил ранение - пуля попала в руку в районе локтевого сустава. Вернулся к переправе, попытался сесть в лодку, но перевозчик, видимо возмущённый «бегством» солдата с поля боя, ударил деда веслом по раненой руке. Тот потерял сознание и очнулся уже в госпитале. Потом дед ещё и высказывал благодарность лодочнику за то, что тот не выкинул его из лодки.
Долго лечился в госпиталях. Но 4 апреля 1944 года комиссией эвакогоспиталя 5904 (г. Сердобск Пензенской области) был признан не годным к военной службе. Вернулся инвалидом, рука так до конца и не восстановилась. Но снова возглавил тракторную бригаду. Проработал он на этой должности до ухода на пенсию. Один год избирался председателем колхоза,  какой-то срок работал заместителем председателя. После достижения пенсионного возраста несколько лет работал в летний период скотником. Всегда говорил, что не может без дела жить. В 63 года с работы уехал в больницу. Перенёс операцию, прожил еще год и 21 ноября 1968 года ушёл в мир иной.
О его наградах ничего не известно.

Алексеев Григорий Михайлович (брат деда по отцовской линии)

Родился в 1911 году. С началом войны был призван в армию. Воевал на Прибалтийском фронте в 210 Гвардейском стрелковом полку 71 Гвардейской стрелковой дивизии 6 Гвардейской армии. Гвардии сержант. Погиб 22 января 1944 года. Похоронен в деревне Коробцово Пустошкинского района Псковской области. В 1957 году перезахоронен в деревне Алушково Забельского сельсовета того же района.

Платоненко Иван Антонович (отец жены)

Родился (по документам) в 1919 году в Белоруссии, а по факту - позже, предположительно, в 1921. В середине 20-х(?) годов вместе с старшим братом Степаном оказался в детском доме г. Могилёва. И, вроде бы, ему приписали возраст, чтобы не разъединять с братом. Иначе бы их отправили в разные детдома.
Призван в армию 15 сентября 1939 года. Как имеющий водительские права служил шофёром. Участвовал (как записано в военном билете) в освобождении народов западной Украины и Белоруссии. С 30.11.1939 по 13.03.1940 участвовал в войне с белофиннами. Не знаю каким образом, но будучи шофёром, получил штыковое ранение. Наверно, как иногда бывало в Красной армии, когда не было резервов, в бой бросали всех, кто был под рукой. Его слова -  «на всю жизнь запомнил здорового рыжего финна, бьющего мне штыком в грудь». Получилось как у В.С. Высоцкого про «одетого во всё не по росту». Иван Антонович рассказывал, что шинель у него была на несколько размеров больше. И, как потом оказалось, штык прошёл рядом с сердцем. Повезло. Зима, холод. Лежал без сознания, хотели уже хоронить, но санитар заметил, что боец дышит. Опять повезло. А шрам у сердца - на память.
22 июня 1941 года встретил в составе Северо-Западного фронта. Об отступлении в начале войны - «постоянные бомбёжки, кругом убитые, кровь, оторванные конечности… Это был ад». В ноябре 1941 года получил множественные осколочные ранения нижних конечностей. В госпитале осколки удалили, а один почему-то оставили. Неудачно как-то тот расположился. Так и прихрамывал до конца своих дней. После госпиталя попал на переучивание на механика-водителя танка Т-34.
Участвовал в Курской битве. Рассказывал случай, когда во время атаки их танк провалился в подвал какого-то сарая. Немцы отбили эту атаку и стали пытаться выманить экипаж из танка.  И стреляли, и чего только не обещали, потом какая-то старушка уговаривала их выходить, дескать немцы ушли. Но командир экипажа приказал сидеть молча. И снова атака наших войск, село освобождают, и только тогда они вылезли из танка. А старушка плакала и просила её простить, мол говорила под дулом автомата.
Со слов дочери, Иван Антонович рассказывал об участии в форсировании Днепра (время операции - с конца августа по начало ноября): «Вода была красная». Было ли это преувеличение или просто констатация факта - не знаю.
Потом, либо, новое ранение и госпиталь, либо часть отвели на переформирование, т. к. потери при форсировании Днепра были ужасные. Потому что дальше последовала учёба в Горьковском танковом училище (1944), Харьковском танковом училище (1945), Ростовском училище самоходной артиллерии (1945).
И вот новоиспечённый младший лейтенант командир СУ-100 торопится к Берлину, но война вдруг заканчивается. И эшелон разворачивают и направляют в Китай.
С 09 августа по 03 сентября 1945 года участвовал в войне с Империалистической Японией в составе 389 Гвардейского Хинганского Краснознамённого самоходно-артиллерийского полка.
После войны продолжил службу в рядах Вооруженных сил. Уволен в запас в 1966 году с должности командира части. Подполковник. К юбилею Победы присвоено звание «полковник».
Награждён орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Он никогда не ходил на встречи ветеранов. Возможно, война - это было то, что ему хотелось забыть. Одно время участникам войны присылали поздравительные треугольнички - как бы фронтовые письма. Иван Антонович сказал: «А я за всю войну не получил ни одного письма». Со своим братом он встретился уже после войны.
В ночь с 8 на 9 мая 2000 года случился инсульт, а 18 мая его не стало. Война своё взяла.

Платоненко Степан Антонович (брат отца жены)

Родился в 1918 году. Детдомовец. Занимался в аэроклубе. В РККА с 1941 года. Лётчик. Летал на ПО-2. Вскоре после войны уволился из армии и вернулся в г. Могилёв.
Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией».
Умер в 1968 году.

Пономарёв Назар Иванович (дед жены)

Родился в 1898 году. Призван по мобилизации 14 октября 1942 года Кочковским РВК Новосибирской области. С октября по декабрь 1942 года был курсантом в 16 Запасном артиллерийском полку. С декабря 1942 по декабрь 1944 года - командир орудия 558 Гаубичного артиллерийского полка 35 Гаубичной артиллерийской бригады 15 Артиллерийской Ленинградской Краснознамённой ордена Суворова II степени дивизии прорыва РВГК. С декабрь 1944  по 6 июня 1945 года - командир орудия 369 артиллерийского Ашхабатского полка 162 Среднеазиатской Новгород-Северской Краснознаменной дивизии. С  6 июня по 8 июля 1945 - стрелок 152 Запасного стрелкового полка. Сержант. Воевал в составе Северо-Западного, Брянского, Прибалтийского, Ленинградского и 2 Белорусского фронтов. Участвовал в боях под Старой Руссой, в наступательных операциях Орловской, Витебской, Выборгской и Восточно-Прусской. Закончил войну в 100 км к северу от Берлина.
Демобилизован 08 июля 1945 года на Основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1945 года.
Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Кроме того, Назар Иванович привёз с фронта именные благодарности, которые хочу привести полностью, т. к. раньше не слышал о таких формах награждения бойцов на фронте.

«Сержант Пономарев Назар Иванович, Вам, как участнику боев за овладение городом ГДАНЬСК (ДАНЦИГ), приказом № 319 Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 30 марта 1945 года за отличные боевые действия объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ.
Командир части (подпись), печать»

«Сержант Пономарев Назар Иванович,  Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 27 апреля 1945 года за овладение городами ПРЕНЦЛАУ, АНГЕРМЮНДЕ - всему личному составу нашего соединения, в том числе и Вам, за отличные боевые действия объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ.
Командир части (подпись), печать»

«Сержант Пономарев Назар Иванович,  Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 1 мая 1945 года за овладение городами ШТРАЛЬЗУНД, ГРИММЕН, ДЕММИН, МАЛЬХИН, ВАРЕН, ВЕЗЕНБЕРГ - всему личному составу нашего соединения, в том числе и Вам, за отличные боевые действия объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ.
Командир части (подпись), печать»

«БОЕВОМУ ТОВАРИЩУ
Пономареву Назару Ивановичу

По решению XII Сессии Верховного Совета Союза ССР Вы демобилизуетесь из Действующей Армии и возвращаетесь на Родину.

Вы прошли большой и тяжелый путь по дорогам войны. Немало суровых испытаний выпало на Вашу долю. Но трудности и лишения, которые пришлось пережить в сражениях и походах, не прошли даром. Под руководством великого СТАЛИНА одержана небывалая в истории победа над самым сильным и коварным врагом - гитлеровской Германией. Красная Армия не только отстояла честь и независимость нашей Родины, но и вернула свободу порабощенным народам Европы. На нашу долю выпала великая честь добить врага в центре его звериного логова и водрузить над Берлином Знамя Победы.

В это великое дело внесли свой посильный вклад и Вы, дорогой товарищ. Это о Вас говорил Генералиссимус Советского Союза товарищ  СТАЛИН на приеме в Кремле в честь участников парада Победы, как о «людях простых, обычных, скромных… звания у которых нет и чинов мало», но людей, являющихся такими «винтиками», которые «держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела», людей, которые «держат нас, как основание держит вершину».

ЗА ЧЕСТНУЮ СЛУЖБУ ВО БЛАГО НАШЕЙ РОДИНЫ ОБЪЯВЛЯЮ ВАМ БЛАГОДАРНОСТЬ

Теперь Вам предстоит сменить оружие войны на орудие труда. Желаю Вам успехов на новой работе. Будьте и впредь в первых рядах нашего героического народа. Под руководством нашей славной большевистской партии, под водительством Великого Вождя  товарища  СТАЛИНА отдавайте мирному труду все свои знания и силы, как отдавали их делу победы.

Счастливого Вам пути, дорогой товарищ!
Главнокомандующий Советскими
оккупационными войсками в Германии
Маршал Советского Союза
Г. ЖУКОВ

Член Военного Совета
Генерал-Лейтенант
ТЕЛЕГИН

7 июля 1945 года»

Умер 18 февраля 1981 года.

Алексеев Николай Иванович (мой отец)

К началу войны было 14 лет. Жили в селе Самарской области. Мужчины ушли на фронт (его отца забрали в августе), трактора и хороших лошадей - тоже на фронт. Остались лошадки похуже, да верблюды. В колхозе работали женщины и подростки. Работы было много. Но даже подростков не шибко-то спрашивали, чем ты хочешь заниматься, тяжело тебе или нет. Зато кормили в поле во время работы так, как многие не питались и дома. В 17 лет отца из 10-го класса забрали в армию. 9 мая 1945 года встретил в Энгельском военном училище лётчиков.
Отец много написал о своей жизни, в том числе и о военном периоде, повторяться нет смысла. Всё можно прочитать на его странице ( http://proza.ru/avtor/aviator5 ).
Умер 29 марта 2018 года.

Алексеева (Родосская) Ксения Николаевна (моя мать)

К началу войны было 13 лет. Проживали в г. Таганроге. Отец на фронте с первых дней. Семья -7 человек: мама Ольга с сыном Виктором, тремя дочерьми - Верой, Ксенией и Ниной и двумя бабушками - Анной и Марией. В конце оккупации Виктор вышел из дома, и больше о нем никто, никогда и ничего не слышал. Возможно, попал в облаву. А дальше, или угнали в Германию, или расстреляли. Встречалась информация, что немцы практиковали перед отступлением расстрелы мужчин призывного возраста.
Женщины остались живы.
Мама умерла 9 июня 2008 года.

Платоненко (Пономарёва) Зоя Назаровна (мать жены)

К началу войны было 9 лет. Проживали в селе Кочки Новосибирской области. Отец ушёл на фронт в октябре 1942. Дома остались 5 женщин (бабушка, мама Евдокия и три её дочери) и почти двухгодовалый сынишка. Конечно, в глубоком тылу на селе выживать было проще, чем в городах, но питались очень скудно. Хорошо ещё была корова, спасались молоком.
Зимой 1942-4943 по селу объявили, что привезли эвакуированных из блокадного Ленинграда.   Семья будущей тёщи взяла к себе женщину. Звали её Шура. Женщина была очень истощена, организм уже отторгал принимаемую пищу. Но потихоньку откормили. А потом Шура даже пошла работать на хлебозавод - сушила сухари для фронта. И иногда приносила ребятишкам хлебные крошки. Скорей всего, это было противозаконно. Думаю, что Шура осознавала риск, но желала добром отплатить за добро. Повторюсь, что питались в семье очень плохо. Вернулась в Ленинград уже в августе 1945. И на всю жизнь сохранила добрые отношения с приютившей её семьёй. К ней на улицу Рубинштейна приезжали выросшие ребята, да и Шура разок выбралась к ним в гости.

А ещё Зоя Назаровна рассказывала, как в один из августовских дней 1945 года стало известно, что возвращаются фронтовики. Мама осталась дома топить баню и готовить стол, а она с сёстрами и четырёхлетним братом пошла в центр села встречать отца. И когда те приехали, брат её спрашивает: «А который из них мой отец?» А она его не может узнать - он уходил на фронт черноволосым, а вернулся абсолютно седым.
Умерла 27 сентября 2021 года.

И в заключении хочу отметить одну интересную выявленную особенность - фронтовые дороги наших предков (и по моей линии, и по линии жены) вполне могли пересекаться. Точнее всего удалось восстановить боевой путь деда жены Назара Пономарева, так как у него  в военном билете указаны номера полков, в которых он служил, и периоды службы в этих частях. У отца жены Ивана Платоненко - только наименования фронтов и периоды службы. По остальным - только их личные упоминания об участии в тех или иных событиях. Но тем не менее, и мой дед Иван, и дед жены Назар - оба служили в гаубичной артиллерии большого калибра и в начале 1943 года были в районе Старой Руссы. Отец жены Иван и дед жены Назар летом 1943 года участвовали в боях на Орловско-Курской дуге. Родной брат моего деда Григорий погиб 22 января 1944 года на Псковщине, а дед жены Назар в то же время воевал где-то в тех же краях. В июне 1943 из концлагеря под Киевом, в котором другой мой дед Николай провёл три года, военнопленных угоняют в Германию. А осенью 1943 года два Ивана (мой дед и отец жены) участвовали в боях при форсировании Днепра, после чего последовало освобождение Киева.

Вот такая разная война прошла через судьбы моих родственников - и смерть в бою, и ранения, и плен, и оккупация, и труд в тылу. Кого-то судьба уберегла от страшной доли. Но повторюсь, фронтовики рассказывать о войне не хотели. А мой тесть, Иван Антонович, иногда говорил при случае: «Разве это трудности, вот на войне было...». И всё, вместо рассказа о войне - молчание…
В живых из моих родных, родившихся до 1941 года, не осталось никого.


Рецензии
Благодарность за Память!
И будьте здравы!

Ведогонь   03.05.2022 22:51     Заявить о нарушении
И Вам желаю здравствовать!

Влад Гараходец   04.05.2022 00:16   Заявить о нарушении