Блок. За холмом отзвенели упругие... Прочтение
* * *
За холмом отзвенели упругие латы,
И копье потерялось во мгле.
Не сияет и шлем – золотой и пернатый –
Всё, что было со мной на земле.
Встанет утро, застанет раскинувшим руки,
Где я в небо ночное смотрел.
Солнцебоги, смеясь, напрягут свои луки,
Обольют меня тучами стрел.
Если близкое утро пророчит мне гибель,
Неужели твой голос молчит?
Чую, там, под холмами, на горном изгибе
Лик твой молнийный гневом горит!
Воротясь, ты направишь копье полуночи
Солнцебогу веселому в грудь.
Я увижу в змеиных кудрях твои очи,
Я услышу твой голос: "Забудь".
Надо мною ты в синем своем покрывале,
С исцеляющим жалом – змея...
Мы узнаем с тобою, что прежде знавали,
Под неверным мерцаньем копья!
2 апреля 1907
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение представляет собой вариацию на темы музыкальной драмы Р. Вагнера "Валькирия" (1852-1856): Зигмунд ожидает смертельного поединка с Хундингом, узнав от валькирии Брингильды, что он покинут верховным богом Вотаном и обречен на гибель (2-й акт). См.: Магомедова ДМ. Блок и Вагнер// Zbornik Radova instituta za strane jezike i knji~evnosti. Sv. б. Novi Sad, 1984. S. 200-201.
»
Нет, конечно же.
«Стихотворение представляет собой вариацию на темы…» – наиболее отчетливо на подобные экзерсисы сказал Даниил Андреев:
«…стихи автобиографичнейшего из поэтов рассматриваются не как документы, зачастую совершенно буквально отображающие события и процессы его личной жизни, а как некие художественные величины, смысл которых – только в высоте их чисто поэтического качества да в заключенных в них отзывах на внешнюю действительность эпохи…»
Исходное стихотворение входит в главный сюжет блоковского трехкнижия – судьба воина, посланного изменить мир и не справившегося со своей миссией. Его провалу очень поспособствовали и действия противоположной стороны, противопоставивших подвигу свершения разнообразные женские искусы – от «небесной любви» до грязной похоти, и «каменные дороги» его «двойников».
Вот начало его пути:
«В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей (стихи 11 февраля, особенно – 26 февраля, где указано ясно Ее стремление отсюда для встречи «с началом близким и чужим» (?) – и Она уже в дне, т, е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и «на отлете», мне же дано только смотреть и благословлять отлет).
…На следующее утро я опять увидал Ее издали…». Блок. Из дневника 18-ого года.
Разбудить Её, ввести Её в наш мир – вот как воспринял он это явление. И таким он осознавал себя в период готовности:
«Я — меч, заостренный с обеих сторон.
Я правлю, архангел, Ее Судьбой.
В щите моем камень зеленый зажжен.
Зажжен не мной, — господней рукой…
Июль 1903»
Но не вышло, и он отказался от миссии. Последнее стихотворение «тома I», последнее стихотворение книги «Распутья» - признание этого факта:
«Вот он — ряд гробовых ступеней.
И меж нас — никого. Мы вдвоем.
Спи ты, нежная спутница дней,
Залитых небывалым лучом.
…Спи — твой отдых никто не прервет...
18 июня 1904. С. Шахматово»
«Том II» – он о том, как он пытался жить после этого.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Другие редакции и варианты
« – Ты, Валкирия, Дева, Змея ...» – (Т5 [Пятая тетрадь беловых автографов стихотворений: "Стихи (96 стих.) Александра Блока. 16 ноября 1905 г. -- 7 мая 1907 г. (182 страницы)". Большая часть текстов записана рукой Л.Д. Блок (ИРЛИ. Ф. 654. Оп. 1. Ед. хр. 5). ] ). – Строка прямо раскрывает вагнеровский подтекст стихотворения. Валькирии (образ восходит к скандинавской мифологии) – воинственные девы, дочери Вотана, приносящие на крылатых конях в Валгаллу (небесное жилище) павших в битвах храбрых воинов; валькирия Брингильда – любимая дочь Вотана.
»
Я вижу здесь больше отсылку не к Вагнеру, а к «Стихам о прекрасной даме»:
«…Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни — строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Блёкнут ланиты у дев златокудрых,
Зори не вечны, как сны.
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины.
4 апреля 1902»
Напомню:
«Дева» – явление Девы, см. выше строки из дневника.
«Заря» – «В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...» Андрей Белый.
«… где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)… Закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…» Ал. Блок.
«Купина» – явное повеление Господа.
Вот какое было триединство: Дева, которая брезжит в видениях Зари и которая – призыв Господен к действию.
А теперь Дева, прячущаяся под покровами Валькирии – Змея. Ещё один искус, ещё одна приманка, которая должна окончательно увести героя от дела его жизни:
Я увижу в змеиных кудрях твои очи,
Я услышу твой голос: "Забудь".
Свидетельство о публикации №222050300776