Почему для моряков пикша - божий дар?

Бог ловит на удочку, чёрт гребёт сетью.
Английская пословица
Пикша не только замечательный кулинарный продукт многих народов мира, но и единственная съедобная рыба, которая упоминается в Библии. В Евангелии от Матфея (17:24–27) описана сцена, где Христос сказал апостолу Петру: «...Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми и, открыв у ней рот, найдёшь статир (монету); возьми его…» Святой Пётр поймал рыбу руками и, обнаружив в рыбе монету, исполнил указание Христа – отдал её как п;дать на храм. Пойманная рыба была пикшей. С тех пор считается, что необычные отметины за головой рыбы – два чёрных пятна – это следы от пальцев святого Петра.
У католиков есть ещё одна легенда о происхождении пятен на пикше. Жители восточного города Англии Файли считали, что это следы от пальцев дьявола, который решил построить мол и загородить вход в гавань, чтобы погубить судёнышки и самих рыбаков. Однако во время работы он случайно уронил свой молоток в море и, пытаясь достать его, схватил пикшу за бока.
Действительно, почти до начала ХХ века многие католики считали пикшу священной рыбой, поэтому употреблять её в пищу запрещалось. Причина, по которой она перестала быть священной, достаточно проста. Рыбы в океане стало меньше, а питаться чем-то надо, поэтому и «священная раба» стала народной пищей. Кстати, этому способствовали шотландцы-агностики, которые в прошлом веке изобрели особый способ копчения пикши и сделали эту рыбу самым популярным блюдом. И всё-таки до сих пор осталось суеверие, что «пикшу нельзя сжигать». Почему? Это объясняется в их народном стихотворении:
«Жарь меня, вари меня,
Но никогда не сжигай меня,
Иначе я явлюсь к тебе
Незваным гостем».
Поймать первой пикшу – к удачному лову. Рыбные кости от пикши – талисман, оберегающий рыбаков во время непогоды или шторма. Особенно ценится та из них, которая находится под «отпечатками» пальцев святого Петра, и если её постоянно носить в кармане, то это исцелит от профессиональной болезни моряков и рыбаков – ревматизма.
http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich
 Прошли века, и теперь уже невозможно сделать дактилоскопию отпечатков пальцев на чешуе пикши. Может быть, это действительно были пальцы святого Петра. Знаменитый специалист детективного жанра писательница Агата Кристи нисколько в этом не сомневается. Вспомнив библейскую легенду, она назвала свой рассказ «Перст Святого Петра» и сделала рыбу пикшу главной уликой к разгадке коварного преступления. Специально привожу большой отрывок из этого рассказа, в котором так мастерски описана сцена, когда свежая пикша и вера в Святого Петра помогли сделать правильное заключение в раскрытии убийства.
«– Я увидела, – выразительно сказала мисс Марпл, – витрину рыбной лавочки. В ней была выставлена свежая пикша.
Она с торжеством оглядела присутствующих.
– Бог ты мой! – сказал Реймонд Уэст. – Ответ на молитву – свежая пикша!
– Да, Реймонд, – укоризненно сказала мисс Марпл. – И тут ничего нет смешного: длань Господня вездесуща. И первое, что я увидела, – чёрные пятна, следы пальцев Святого Петра. Вы, наверное, знаете эту легенду? И тут я вспомнила всё, что произошло с Мэйбл, и это вернуло меня к моим проблемам. Мне была необходима моя вера, истинная вера в Святого Петра. Мне было очень нужно его священное слово.
Сэр Генри прыснул и поспешил закашляться.
Джойс закусила губу.
– И знаете, что мне пришло на ум? Кухарка и горничная упоминали рыбу как предмет, о котором говорил умирающий. Я была убеждена, совершенно убеждена в том, что решение заключено именно в этих словах. Я отправилась домой, полная решимости докопаться до истины. – Она немного помолчала и продолжала: – Как правило, в любом разговоре мы улавливаем общий смысл, но не обращаем внимания на собственные слова, которыми он выражен. Поэтому, пересказывая разговор, мы обычно употребляем не те слова, которые были сказаны, а совсем другие – такие, которые, по нашему мнению, обозначают то же самое. И я снова поговорила с кухаркой и горничной, но теперь с каждой в отдельности. Я спросила кухарку, уверена ли она, что её хозяин действительно упоминал о пакете с рыбой. Она ответила, что совершенно уверена в этом. Были ли это точные слова, или же он упомянул о какой-то определённой рыбе?
– Именно рыбы, что это может быть? Это ведь не та рыба, которую вы подавали к столу? Может быть, это окунь или щука?
Нет, её название начиналось на другую букву. Дороти тоже вспомнила, что её хозяин говорил о какой-то определённой рыбе. Какое-то заморское название.
– Он говорил «пакет» или «кучка»? – спросила я.
– По-моему, «кучка», но я не совсем уверена в этом. Очень трудно вспомнить реально сказанное слово, особенно если оно не совсем внятно произнесено.
– Но теперь я была уверена, что им послышалось слово «брикет» и что название рыбы начиналось с «к», но это не корюшка и не карась. А затем, чем я особенно горжусь, – сказала мисс Марпл, – я разыскала несколько медицинских книг. В одной из них был справочник по ядам. Понимаете, моя догадка состояла в том, что Годфри выпил какой-то особенный яд и пытался выговорить его название.
Я просмотрела все названия ядов на букву «п». Ничего, что звучало бы похоже. Затем перешла к букве «б» и почти сразу наткнулась на… что бы вы думали? – Она оглянулась, оттягивая миг своего торжества. – Брикокарпин! Разве можно понять человека, говорящего с трудом, когда он пытается произнести это слово? И на что оно может быть похоже для кухарки и горничной, которые никогда не слыхали о таком яде? Разве это не похоже на «брикет карпа»?
– О, Юпитер! – воскликнул сэр Генри.
– Я бы никогда не додумался до такого, – сказал доктор Пендер.
– Очень интересно, право же, очень, – сказал мистер Петерик.
– Я быстро нашла нужную страничку и прочла всё об этом брикокарпине, его действии на глаза и ещё много всего, что не имело прямого отношения к случившемуся. Наконец, я дошла до очень важной фразы: «С успехом применяется как противоядие при отравлении атропином». И я поняла всё. Я никогда не представляла себе, что Годфри может совершить самоубийство. И новое решение головоломки было не только возможным, но и единственно верным, поскольку все кусочки мозаики сложились в логическую картину».
http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich
Ох, не простая это рыба – пикша! Героиня легенд, преданий, суеверий, а благодаря Агате Кристи – ещё и помощница в раскрытии убийства. Во как!


Рецензии