О понятии свобода из книги Мир твой

свобода

…но свободен ты: причина (отношения, поведения,  действий) в тебе. Всё просто и непонятно, потому, что ты не рождаешься человеком в одиночку, но если бы и был ты всегда один? Было бы яснее? Что такое – быть свободным? «Разумно» охранять себя? своё, именно своё – ставить выше всего на свете? Свободен ли эгоист, например? Как же соотносится со свободой самосохранение (коли мы обладаем сознанием)?
Свобода наша «умещается» ли в противоречие личности с обществом, человека с Природой, даже отдельного человека с человечеством? Насколько свобода есть «осознанная необходимость»? вплоть до полного рабства или полного господства?
Но ты не свободен как анархист  или, напротив, как «премудрый пискарь»: свободен ты тогда, когда, сохраняя своё, подчиняешь  его общему.
Свобода – понятие личностное, т.е. не общественное, не государственное. Смысл человека, его высокое предназначение немыслимо без свободы.
Но в мире людей существуют множество уровней «целостности», и свобода человека проявляется и преломляется в их иерархии; может быть, свобода в том, чтобы не устанавливать искусственные традиции: но как?
Свобода в том, чтобы не быть в неразрешимом противоречии и с одним-единственным человеком, и со своей семьёй.
Свобода и в том, как ты относишься к своей родине – как раб? господин? Или как хозяин?
Свобода в том, чтобы заставить? (уравновесить? Развить?) все силы внутри себя ради…цели…А если «цель» – любовь? Любовь – может быть целью? Свободен ли любящий человек?
А мы ведь с радостью иногда подчиняем собственную свободу во имя другого,  других,  наша свобода – не самоцель, мы одарены ею: как воспользуемся?
«Основные» ценности  «даны» человеку в дар: свобода, совесть, любовь…  И, не обладая большими знаниями, люди замечательно соотносят их с собственной жизнью и жизнью других: много знающий человек обладает ли большей свободой? Нет, и в мудрых книгах, и в памяти народа не говорится об этом, не зафиксировано это преимущество. Это означает лишь одно, что свободным в самом лучшем человеческом смысле, т.е. счастливым  может быть каждый человек.
И всё же свобода (как и другие наши достоинства) реализуется также в постоянном усилии (быть человеком), в напряжении. Это постоянный выбор, постоянная работа.
Потому что каждый из нас живёт в человечестве, каждый из нас – человечество. И только поэтому каждый из нас – человек.
Каждый из нас – ответственен.
 
выбор

Причинно-следственные отношения в природе для самой природы могут оставить только такое понимание свободы, как  отсутствие любых стеснений и ограничений или простое следствие физических и иных условий; это несвобода.
С человеком же есть свобода воли и свобода поступка (выбора), т.е., вопреки причинной обусловленности проявлений в природе и обществе
…но есть такое непосредственное поведение человека (без пауз), когда, кажется, что человек не задумывается, не осознаёт (?) свой каждый последующий  шаг  (даже каждое слово!), когда он предельно функционален: так ведёт себя ребёнок, так ведёт себя…животное; что со стороны мы не замечаем? Каких миллисекунд нам не хватает, чтобы оценить другого человека?
Выбор у нас – очевидная реальность, но за каждый свой выбор мы рано или поздно расплачиваемся:  своей судьбой, историей народа.
И велика цена – жизнь
Выбор у нас – и достоин ли он уровню человека? не снижаем ли мы «планку»? Когда возникает безумие толпы? не тогда ли, когда мы по отдельности лишаемся  даже элементарного рассудка?
Любовь – это выбор? На каких « этапах» любовь – ещё выбор? Свободна ли любовь? …выбор неизбежен: он – настоящее время, т.е., суженное, быстрое, жёсткое, выбор – это «перетяжка» между вечным прошлым и вечным будущим… Но  (в данном случае) этот выбор ещё возможен  много ранее, когда любовь тебя не «захватила»,  когда ты ещё выбираешь свой уровень жизни…
подобно тому,  как небесные тела не находятся в поле тяготения друг друга,  и у них  «собственные» орбиты… Но вот, они попадают в сферу притяжения собственных сил тяготения… Что это? это ещё большее ограничение  их  физической несвободе!
Но та непонятная и великая целостность, что поглощает нас и зовётся любовью, действительно, ограничивает свободу, но и увеличивает её!  я думаю, что любовь – это «неэвклидово» пространство, где «параллельные пересекаются» (ограничиваются!),  где пространство и время внутреннее рождают неизвестные ранее свойства, становятся богаче, становятся единым пространством-временем… Что творит любовь?
Я думаю, что свобода любящих  становится созидающей – не разрушающей, становится равномощной  любому масштабу…
Я думаю, что свобода любящих – это свобода созидания Вселенной: одни и те же силы должны быть в основе!
Но выбираем ли мы?  свобода воли «начинается» (прячется) в таких глубинах нашего сознания, которые парадоксально не подчиняются «ничему» и «никому»…
«Где» же основы человека? где силы, что не сводятся ни к физике, ни к биологии, ни к «чему»?

мудрость

Предугадать, предвидеть вопреки злободневности будущее, значит, управлять и настоящим; но это означает и остановку времени, его коллапс… Как же предвидел время, например, Мессинг?: он и не управлял временем! он как бы подглядывал за ним…
А мудрец укоренён в настоящей жизни, он видит текущее время так, что необходимость подглядывания отпадает. Это означает только одно: настоящее время может достойно нести и тяжесть прошлого, и тайну будущего!
Это не всезнайство, но правильная  сориентированность, т.е. равновесие слишком больших сил…; какой внутренний свет, какая сила внутренняя может исходить от таких людей? Какой космос уравновешивается в их жизни? противостоит хаосу – распаду?
Но мудрость крайне редко концентрируется в одном человеке, чаще она как бы рассеивается во многих: народная мудрость. И  обращаемся мы к мудрости  в самое трудное для себя время. «Покоится» ли наша жизнь на мудрости, как на основании, сразу и не замечаемом? Или – слишком беспечна жизнь наша?
И всё-таки, мудрецы «встречаются». Узнаём их?
Мудрецы игнорируют конъюнктуру, «княжеский дар» им не нужен. Аскеты они? Что их главное богатство? Свой ли, независимый ни от кого мир, или мир внешний, насквозь противоречивый и жесткий? Неужели высшая духовная мудрость требует аскетичной жизни потому, что подобное направление мыслей настолько стройное и напряженное, что малейший диссонанс, даже в бытовой сфере, невозможен?
Ведь мудрость – как эталонные часы (эталонное время), которые хранятся в особых хранилищах…
Мудрец – этот тот, кто имеет бездонный личный резонанс всему внешнему. Сознание мудрого человека, действительно, бескрайнее и беспредельное; оно – как вращающаяся Вселенная, но управляемая иначе: видимое оно его осознанию…
Это сохранение человеческого духа, хранилище; это «сражение» за человека на самых дальних – отдалённых бастионах.
Это стратегия даже не для одного народа – для всего человечества; это, прежде всего, нравственная стратегия, потому, что самым уязвимым для людей  является оценка поступков  по отношению друг к другу и по отношению к природе: всё «остальное» продублировано в природе
«Разная» ли мудрость? например, бывает ли, например, мудрость для себя? для избранных? Не знаю, но жизнь «премудрого пискаря» противоречит не только жизни, но  самому принципу жизни…
Как узнать мудреца?

 О мудрости

Не те ли это люди, на которых само ложится бремя духовного лидерства, о котором они и не помышляли? одиноки ли они? замкнуты? или активны в общении?
И сколько их, мудрецов? Наверное, их больше, чем можем мы предполагать, ибо они – неожиданны.
И всё-таки «сколько» их, скажем, в какой-то определённый отрезок времени?
Мудрость – это далеко не только «расчёт», и не только осторожность; мудрость – не «начитанность», не исключительное знание в какой-либо области, даже не основ «всех» наук, т.е. эрудиция. Само знание – лишь свет вокруг, но жизнь со всех сторон окружает далёкое или близкое Неизвестное, и оно – в нас самих: как мудрец «использует» всё, что дано Ему?  Ему? То есть, я как будто намекаю на то, что у этого человека  мозг «устроен» таким образом, что «питается» информацией откуда-то «сверху», как  «избранный»? нет, я так не думаю.
Я не думаю так, потому что мы ничего не знаем. Тайна это. Такая же тайна, какой является сущность человеческая вообще.
Мудрость – это ориентация сознания, это внутренняя свобода, которая подчиняет (вовлекает) не только знание, но и веру, интуицию… (!) Духовная свобода – это свобода мыслить не унижая, не подавляя материальное, телесное (?). Ведь примат духа над материей – это вовсе не окончательная победа идеального; дух ведь и не живёт КАК хочет, а живёт ГДЕ хочет
И в этом духовном напряжении далёкие понятия становятся зависимыми, близкими, всё пространство духовного становится бесконечно малым и бесконечно большим: каждая, строго сориентированная и привычная большинству людей, точка зрения становится принадлежащей теряюще многим координатам…         
Мудрость, как и поэзия, – кратчайшие расстояния между всеми понятиями.
Это максимальная открытость, но и максимальная защищённость (в отличие от поэзии).
Это, конечно, терпимость.
Это как бы донное течение реки – глубинное движение духовных сил народа – не общества! не государства!
Это самосохранение народа. Это самая скрытая пружина Неведомого движения (развития); она не на виду и редко-редко оказывается на острие общественных и межличностных отношений.
Это такая глубина твоего Я, которая резко объединяет тебя…с другими? С чем? С какими человеческими истоками?  Мудрость всегда вызывает силы,  стремящиеся к центру; мудрость  объединяет людей, потому что «исходит» из неприкосновенности личности, её права на непохожесть, права на своё Я, которое, в свою очередь, оказывается не всегда подчиняющимся именно «общественным» ценностям, но и не всегда  командным (!)
И всегда мудрость охватывает, прежде всего, нравственность: и подчиняет ей «всё» остальное?
Может быть, есть разные «виды» мудрости, и сама она более рассыпана среди людей по крохам, но как в золотоносной породе встречаются самородки, так и в жизни нашей проявляются люди с необыкновенной духовной силой
И, может быть, это и есть высшая нравственность, высшая духовная красота…
Кто знает?

свобода

Это ответ на вызов, постоянный и жёсткий, неминуемо стремящийся остановить нам само время, это такой ответ, который держит во внимании разновременные и разнозначимые события, и от каждого в момент может «вырастать» будущее…
Свобода – это то, что зависит от нас, это открытая «стройка», но если строим мы, архитектурно не уравновешивая черты (уже построенного) окружения, если строим, даже уничтожая построенное не нами, то о какой свободе нашей может идти речь? Действия наперекор всему – заблуждения! и, как горько бы это не звучало,  «хорошо», что трагичные, так как, действия могут быть и катастрофичными…
Слепые силы природы! как обойти вас (в нас! только в нас самих!) и, сохранив, направить в нужное русло? Как быть свободным в этих «сциллах» и «харибдах» обстоятельств? Как рассчитать этот миг, когда силы твои, слабые и незаметные, могут свернуть горы?
Свобода в том, чтобы обосновать, доказать  (да, осознанную!) необходимость; свобода – это (ещё) субъективное настоящее и (уже) объективное прошлое (потому что прошлое уже изменить нельзя).
И, поскольку каждый человек сохраняет независимые от привычек суждения (и действия), т.е., не снимает противоречия полностью – ставит новые, то на изломе противоречий рождаются новые пространства свободы: любая мысль несогласия – возможность свободы!
Но свобода трудна; свобода – и подчинение!, при котором индивидуальность не теряется: человек (если он – человек) может быть только свободен. Свобода – это умение отказывать себе, ограничивать себя, это сознательное отсечение ненужного, это последовательность в мыслях и поступках, это стремление, действия к определённым целям… Часто от нашей свободы остаётся, действительно, только вера (только личное знание!), но именно вера и выносит (сохраняет) уровень человека новым поколениям, если настоящему поколению остаётся только верить…
Это сфера разума, подчинение чувств разуму (если под разумом мы понимаем «умное» сознание, т.е. не просто «ум»), это единственный способ существования человека.
…в том, непонятном (идеальном), что называется внутренним миром всё органично укоренено в земном: абсолютно свободны …мысли (невесть откуда появляющиеся и что (по «природе») означающие), «физически» свободно Я (и даже неуловимо для нас самих; наша самоидентификация неизвестной «природы»), летучи образы-«феномены», привязанные к земному,  уже резко ограничены побуждения и желания (даже многие чувства!), регламентирующие наше поведение,  и совершенно «несвободна» (рефлекторна) наша животная основа…
но мы говорим, что человек свободен
 


Рецензии
свобода - это всего лишь чувство рождаемое Способностью
в погоне за этим чувством искажают, забывают Способность
стремление подменить способность чувством - свободомания

Борис Трубин   07.05.2022 09:31     Заявить о нарушении
Я не знаю, как отвечать на Ваши отклики, потому что Ваш стиль изложения - текучесть: одно перетекает в другое незаметно и неостановимо... Но - выражаю благодарность.

Анатолий Марасов   07.05.2022 09:52   Заявить о нарушении