Россыпи памяти - 3, Право на счастье
Уходит время, и в памяти постепенно стираются прожитые дни и годы, лишь иногда она неожиданно высвечивает, казалось бы, незначительные эпизоды, занявшие в твоей жизни всего несколько минут, но в которых для тебя заключён глубокий смысл.
Вот один из них, произошедший в реальности.
Когда это было? - точно до 1969 года, в котором я переехал в новый район Москвы, а до той поры добирался до своего НИИ из центра троллейбусом. И ещё, уже не скажу по каким признакам, но у меня отложилось в памяти, что произошедшее по времени было связано с очередным юбилеем Победы. Тогда, скорее всего, это произошло в мае 1965 года. С тех пор прошло пятьдесят лет, а я не забыл главное...
Тёплый солнечный день. Троллейбус плавно двигался со стороны площади Дзержинского, через Охотный ряд, Манежную площадь.
Среди пассажиров моё внимание привлекла женщина лет 45, одетая по-праздничному в строгий тёмный костюм и светлую блузку. Она стояла у двери в середине салона, ожидая свою остановку, и с нетерпением всматривалась в окна, очевидно, желая скорее увидеть что-то или кого-то. Было заметно её волнение - оно отражалось на лице, которое светилось каким-то внутренним светом (возможно, это называется надеждой, радостью или счастьем?). Это я сейчас углубляюсь в подробности, а тогда не придавал им значения, пока не увидел продолжения.
"Наконец" троллейбус подъехал к остановке напротив старого здания Московского университета на Моховой, и двери распахнулись. В широкий дверной проём я увидел у чугунной решётки университетского сквера мужчину в светлом костюме и в галстуке. Он стоял неестественно прямо, одна рука его была опущена по-военному "по швам", в другой, согнутой в локте, он держал цветы. В его позе присутствовала какая-то скованность, а лицо показалось бледным и напряжённым. Главное, что я заметил, и что меня потрясло - глаза его были закрыты, и было понятно, что это следствие ранения на войне.
Последнее, что успело отпечататься в памяти, это как женщина поспешно вышла из троллейбуса и (не могу точно подобрать слово: "бросилась" - слишком театрально, "направилась" - сухо) устремилась к нему...
Двери захлопнулись, и троллейбус тронулся.
Мне невольно представилось, что встретились люди, которые очень давно ожидали этой встречи, и что у этого есть своя предыстория, и она, наверняка, связана с годами войны. И её неприкрытая радость, и его слепота, и тревога ожидания встречи окрасили эту сцену в яркие, светлые и, одновременно пронзительно-трагичные тона. В произошедшем можно было предположить развязку (или завязку?) рассказа или повести о Войне, о жизни...
Тогда - нет, но теперь я увидел в этом (может быть и напрасно, из-за опасения в придании описанию некой искусственности, "картинности") аналогию с заключительными кадрами к/ф "В шесть часов вечера после войны", когда лирические герои (Ладынина и прихрамывающий после ранения Самойлов) в конце фильма встречаются в Москве, на Б.Каменном мосту, а небо над Кремлём озаряется (тогда ещё только придуманным в кино, а не настоящим) салютом. Да, похоже, но увиденное было в реальной жизни.
И хотелось верить, что эти люди, в самом деле, наконец-то, встретились через 20 лет после окончания войны и, что было продолжение их истории.
С того дня прошло 50 лет, а со дня окончания Войны 70 и, наверное, уже нет в живых этих людей, но мне подумалось, что их чувство радости, устремлённость друг к другу сохранились, не растворились во времени, а как проявление вечной эстафеты любви и добра - жизни - передаются из поколения в поколение.
Уходит время, и в памяти стираются прожитые дни и годы, лишь иногда она неожиданно высвечивает, казалось бы, незначительные эпизоды, не имеющие к тебе прямого отношения и занявшие в твоей жизни всего несколько минут, но в которых для тебя заключён глубокий смысл. И это смысл в понимании того, что все люди замечательны, и что, не смотря ни на что, они имеют право на счастье.
25.12.14.
Свидетельство о публикации №222050800630
Удачи тебе на ниве прозы!
Обнимаю, Владимир.
Владимир Словесник Иванов 20.05.2022 18:55 Заявить о нарушении
Когда начинал писать стихи, я не был обременён какими-либо правилами. В результате непроизвольно создал вариант сонет с переменной стопностью строк, которому специалист из Киева присвоил даже название «сонетная ересь пространства Уйманова» в своём классификаторе (позже узнал, что это, м.б., вариант «хромого» сонета).
Вот так и в прозе. Ты пишешь, что «не можешь для себя квалифицировать жанр моих работ» и, что «в лит. произведениях должна быть некая интригующая завязка, переходящая в конфликт, а потом ударный конец». Я принимаю формулу «над вымыслом слезами обольюсь», но сам я не могу (не умею) и не хочу прибегать к вымыслу даже в малой степени. Мне кажется, что такая конструкция, чаще всего выгляди надуманной, искусственной, неприятной и избежать этого могут только истинные мастера слова. Понимаю, что моё отрицание элемента «сочинительства» в прозе уводит от крупных форм беллетристики (роман, повесть) и ограничивается хроникой эпизодов жизни, критическими рассуждениями и замечаниями с элементами морализаторства, далёкими и от серьёзной журналистики. В меру своей неосведомлённости, я не знаю к какому жанру можно отнести мои записки (м.б., эссе - «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» Инт.), но они искренны и не замутнены вымыслом.
Ещё раз спасибо!
Рад встрече с тобой!
Виталий Уйманов 21.05.2022 09:53 Заявить о нарушении