Россыпи памяти - 3, Право на счастье

                С благодарностью поколению участников ВОВ.

Уходит время, и в памяти постепенно стираются прожитые дни и годы, лишь иногда она неожиданно высвечивает,  казалось бы, незначительные эпизоды, занявшие в твоей жизни всего несколько минут, но в которых для тебя заключён глубокий смысл.
Вот один из них, произошедший в реальности.
Когда это было? - точно до 1969 года, в котором я переехал в новый район Москвы, а до той поры добирался до своего НИИ из центра троллейбусом. И ещё, уже не скажу по каким признакам, но у меня отложилось в памяти, что произошедшее по времени было связано с очередным юбилеем Победы. Тогда, скорее всего, это произошло в мае 1965 года. С тех пор прошло пятьдесят лет, а я не забыл главное...
Тёплый солнечный день. Троллейбус плавно двигался со стороны площади Дзержинского, через Охотный ряд, Манежную площадь.
Среди пассажиров моё внимание привлекла женщина лет 45, одетая по-праздничному в строгий тёмный костюм и светлую блузку. Она стояла у двери в середине салона, ожидая свою остановку, и с нетерпением всматривалась в окна, очевидно, желая скорее увидеть что-то или кого-то. Было заметно её волнение - оно отражалось на лице, которое светилось каким-то внутренним светом (возможно, это называется надеждой, радостью или счастьем?). Это я сейчас углубляюсь в подробности, а тогда не придавал им значения, пока не увидел продолжения.
"Наконец" троллейбус подъехал к остановке напротив старого здания Московского университета на Моховой, и двери распахнулись. В широкий дверной проём я увидел у чугунной решётки университетского сквера мужчину в светлом костюме и в галстуке. Он стоял неестественно прямо, одна рука его была опущена по-военному "по швам", в другой, согнутой в локте, он держал цветы. В его позе присутствовала какая-то скованность, а лицо показалось бледным и напряжённым. Главное, что я заметил, и что меня потрясло - глаза его были закрыты, и было понятно, что это следствие ранения на войне.               
Последнее, что успело отпечататься в памяти, это как женщина поспешно вышла из троллейбуса и (не могу точно подобрать слово: "бросилась" - слишком театрально, "направилась" - сухо) устремилась к нему...
Двери захлопнулись, и троллейбус тронулся.
Мне невольно представилось, что встретились люди, которые очень давно ожидали этой встречи, и что у этого есть своя предыстория, и она, наверняка, связана с годами войны. И её неприкрытая радость, и его слепота, и тревога ожидания встречи окрасили эту сцену в яркие, светлые и, одновременно пронзительно-трагичные тона. В произошедшем можно было предположить развязку (или завязку?) рассказа или повести о Войне, о жизни...
Тогда - нет, но теперь я увидел в этом (может быть и напрасно, из-за опасения в придании описанию некой искусственности, "картинности") аналогию с заключительными кадрами к/ф "В шесть часов вечера после войны", когда лирические герои (Ладынина и прихрамывающий после ранения Самойлов) в конце фильма  встречаются в Москве, на Б.Каменном мосту, а небо над Кремлём озаряется (тогда ещё только придуманным в кино, а не настоящим) салютом.  Да, похоже, но увиденное было в реальной жизни.
И хотелось верить, что эти люди, в самом деле, наконец-то, встретились через 20 лет после окончания войны и, что было продолжение их истории. 
С того дня прошло 50 лет, а со дня окончания Войны 70  и, наверное, уже нет в живых этих людей, но мне подумалось, что их чувство радости, устремлённость друг к другу сохранились, не растворились во времени, а как проявление вечной эстафеты любви и добра - жизни - передаются из поколения в поколение.
Уходит время, и в памяти стираются прожитые дни и годы, лишь иногда она неожиданно высвечивает,  казалось бы, незначительные эпизоды, не имеющие к тебе прямого отношения и занявшие в твоей жизни всего несколько минут, но в которых для тебя заключён глубокий смысл. И это смысл в понимании того, что все люди замечательны, и что, не смотря ни на что, они имеют право на счастье.

25.12.14.


Рецензии
Здравствуй, Виталий! Еще раз перечитал твои сюжеты не без интереса, однако никак не могу для себя квалифицировать их жанр. Несомненно, то, что ты написал имеет большое значение, как взгляд из прошлого, чего нам сегодня не хватает всем, особенно-таки молодому поколению. Они хотят всего и сразу, не задумываясь о том, чего это стоит и стоило их пращурам. Ловлю на мысли, что твои повествования, — это как бы выдержки из дневниковых записей — достаточно четко и лаконично, а мне, как рассказчику, хотелось бы немного развернуть сюжеты, немного добавить конфликта, пусть и придуманного, но чтобы была интрига. А вообще,мне всегда казалось, что в лит. произведениях должна быть некая интригующая завязка, переходящая в конфликт, а потом ударный конец. Вот чего мне несколько не хватило в твоих сюжетах, но это только мое впечатление. Возможно, я и неправ. Однако то, что ты затеял, стоит продолжать и стоит внимания.
Удачи тебе на ниве прозы!
Обнимаю, Владимир.


Владимир Словесник Иванов   20.05.2022 18:55     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за внимание, отклик, профессиональный разбор моего материала! Постараюсь ответить, по возможности, вразумительно.
Когда начинал писать стихи, я не был обременён какими-либо правилами. В результате непроизвольно создал вариант сонет с переменной стопностью строк, которому специалист из Киева присвоил даже название «сонетная ересь пространства Уйманова» в своём классификаторе (позже узнал, что это, м.б., вариант «хромого» сонета).
Вот так и в прозе. Ты пишешь, что «не можешь для себя квалифицировать жанр моих работ» и, что «в лит. произведениях должна быть некая интригующая завязка, переходящая в конфликт, а потом ударный конец». Я принимаю формулу «над вымыслом слезами обольюсь», но сам я не могу (не умею) и не хочу прибегать к вымыслу даже в малой степени. Мне кажется, что такая конструкция, чаще всего выгляди надуманной, искусственной, неприятной и избежать этого могут только истинные мастера слова. Понимаю, что моё отрицание элемента «сочинительства» в прозе уводит от крупных форм беллетристики (роман, повесть) и ограничивается хроникой эпизодов жизни, критическими рассуждениями и замечаниями с элементами морализаторства, далёкими и от серьёзной журналистики. В меру своей неосведомлённости, я не знаю к какому жанру можно отнести мои записки (м.б., эссе - «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» Инт.), но они искренны и не замутнены вымыслом.
Ещё раз спасибо!
Рад встрече с тобой!

Виталий Уйманов   21.05.2022 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.