Магия рождества
На клавишах волшебного рояля,
Кружиться плавно, птицею летать,
Чтоб танец мой богини услыхали.
Танцуют пальцы, звёзды зажигают,
Отбросив прочь печали и сомненья.
Танцуют пальцы, светом озаряют
И дарят миру чудные мгновенья…
После смерти одной народной артистки, в наш дом попал ее старинный музыкальный инструмент, пианино немецкого качества. Родным он мешал, как кость в горле, тем паче таких талантов за собой они никогда не замечали - говорят же: "Природа на детях отдыхает". С серебряными подсвечниками – святая святых, даже внуки не смели войти в комнату, чтоб хотя бы потрогать мягкую полировку теплого дерева. Внуки знали - стоило бабуле нажать на клавиши и польются нежные мягкие переливчатые трели. Замолкали и прислушивались соседи. Но, увы, ее потомкам так никогда и не довелось играть на этом инструменте.
Пятилетняя Дианка в гостях влюбилась в него с первого взгляда. С первого звука. Она по телевизору видела, как взрослые тети в очень красивых платьях садились за инструмент и… она, естественно, решила, что стоит нарядиться в красивое платье – и ты сможешь играть также красиво, как те тетеньки.
И вот, наконец, новогодний утренник в садике. Платье снежинки, нет, скорее принцессы. Для нее неважны были ни материал, ни фасон. Важным был факт – платье сшитое бабулей по фасону XIX века, подчеркивало нежную детскую кожу и делало девочку похожей на инфант с полотен Рубенса.
Маленькая модница села на стул у инструмента, откинула крышку, нажала «до» второй октавы. «До» зазвучало. Потом «ля». Чуда не случилось. В глазах мелькнула слезинка.
Обиженный ребенок пошел к бабушке, выяснить, что же пошло не так.
Бабушка достала ноты и сыграла «Жили у бабуси».
Ребенка это впечатлило гораздо больше, чем если б сам Рахманинов сидел за роялем.
- Я тоже так хочу, - молящее изрекла девочка.
- Ты хочешь красиво играть?
- Да, хочу «гусей» сыграть со сцены, так, чтоб мне все хлопали!
Короче, девочку, которая сама разучивала пьески, отдали в музыкалку. И вот, через полгода директриса музыкалки решила устроить рождественский вечер. Все, абсолютно все дети школы искусств исполняли по одному номеру. Несмотря на трудное время, всех детей сообща красиво одели, украсили зал и накрыли столы- принесли кто что смог.
Наконец начался концерт. Сначала на сцену поднимались подготовишки и первоклашки.
Объявили Диану. «Два веселых гуся».
Ребенок расправил платьице, уселся и заиграл. «Жили у бабуси», - тихонько напевали ее губы. Вдруг дети с первого ряда подхватили: «Два веселых гуся. Один серый..» «Другой белый...»,- неожиданно запел весь зал. Пели взрослые, дети, пели все три куплета, отдавшись чуду рождества, окунувшись в детство, пели до последней ноты.
После "кланялись бабусе" все встали. Аплодисменты были бурными, искренними. Глаза ребенка горели, пунцовые щеки выдавали бурю эмоций.
Остальных детей стали принимать так же восторженно и бурно. В зале витал дух музыкальной русской культуры.
В заключение, завуч школы сама села за рояль и исполнила «Вальс цветов»
Когда закончился концерт, детей и их родителей пригласили столу. Удивительно, но дети вели себя чинно, торжественно, так, словно таинство Рождества проникло в каждую клеточку тела. Было полное ощущение атмосферы советских времен.
Прошло много лет, у выпускницы музучилища я спросила о том ее первом концерте.
- Понимаешь, это было как волшебство. Я тогда поняла, что я могу вести и держать зал. Да я не знала таких слов, но… Это нельзя передать словами, это можно только прочувствовать самому, это то самое чувство, когда ты становишься единым целым со своим зрителем. Когда стирается грань возраста, а людей объединяет доброта. Я смогла донести все то, что клокотало внутри меня, открыть свою душу всем-всем, кто был рядом… и меня приняли. Приняли все, без исключения. И разбудили во мне музыканта.
Да, мнгие из них не стали профессинальными музыкантами, но и спустя годы у них дома стоят синтезаторы и льется музыка. Они с разных концов планеты звонят своим учителям, делятся успехами. И почему то все вспоминают тот пирог с вишней.
*Стихи написаны в 30-е годы ХХ в. поэтессой Марией Клоковой (по мужу Лапиной).
Музыкальное оформление создано композитором Михаилом Красевым. Точная дата создания неизвестна. Первое упоминание о стихах относится к 1938 годы, когда слова будущей песенки были напечатаны в журнале для детей «Мурзилка».
Песенка про гусей долгое время была забыта. Но в 1970 году режиссер Леонид Носырев создает на ее основе замечательный мультипликационный сюжет для детского альманаха «Веселая карусель» киностудии «Союзмультфильм». Произведение получает второе рождение и становится известным и узнаваемым именно в такой версии. Озвучку мультика осуществили Клара Румянова, Юрий Филимонов, Юлия Юльская, исполнив песню.В мультипликационном фильме, который длится 4 минуты, современную аранжировку мелодии обыгрывает композитор Виктор Купревич. Использование народных музыкальных инструментов снова наводит слушателей на то, что песенка является фольклорной. В мультипликационной интерпретации пропущена часть авторского текста
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый –
У кого длиннее?
Видимо не вписался в формат мультипликационного фильма.
Свидетельство о публикации №222051301535
На стул пред пианино села
Набрала ноты "До" и "Ля"
А как у взрослых не запело.
Бабуля с нотами пришла
Сыграла про гусей слегка.
И девочка во вкус вошла
И в школу музыкальную пошла.
Концерт принес Диане радость
Она затмила всех игрой
Ей в зале подпевали дружно
В конце рукоплескали стоя.
Понравилось!
Зеленая!
Варлаам Бузыкин 19.08.2023 09:43 Заявить о нарушении