Александр Ершов-Дремов. Разные судьбы
«Он уезжал из родного дома с тяжёлым сердцем и с тоской, как это бывает во время разлуки...» -- автор не стремится описать чувства героя, его состояние, а полагается на то, что читатель сам знает, как это бывает. При этом автор употребляет общие слова: «тяжёлое сердце, тоска». Это и есть отсутствие художественности -- автор не работает с текстом, чтобы сделать его литературным. Нет речевых характеристик героев -- они все говорят одинаково, без особенностей языка, без разницы пола, возраста, общей культуры.
Автор следует только за сюжетом. Подобное допустимо в мемуарах (упор на событийность), но тогда читателю нужно объяснить, какое место занимает в них сам автор. Он сам -- Серёжа или сын Серёжи? Когда речь идёт от первого лица, и автор рассказывает о себе и близких людях, читатель проникается искренностью и откровенностью, прощая отсутствие художественности в тексте. Но и в этом случае нужны характеристики каждого упомянутого лица: чем отличается от прочих, как выглядит, как разговаривает, чем по жизни занимается, как к ней, жизни, относится. Читатель должен понимать идею: почему автор решил рассказать свою историю, с какой целью?
Совсем нереальной выглядит встреча братьев в Астрахани. В день приезда Сергея его узнаёт в лицо случайный таксист, а на следующий же день -- сначала администратор курсов, почему-то запомнивший дату рождения абитуриента, оказавшегося Сергею братом. Следом возникает и сам брат -- в магазине, куда случайно заходит Сергей. Да, братья могут иметь одно лицо, но подобное «сталкивание» персонажей выглядит наивно. Если изначально веришь автору -- условно, конечно, делая ставку на мемуарность (чего в жизни не бывает?!), потому и прощаешь недостатки текста, то с этого момента (встреча братьев) начинаешь понимать, что история придуманная. Но -- не продуманная.
Автор говорит, говорит и говорит о любви Степана к Евдокии, но как "любовь" выглядит на самом деле: приняв лишний стакан водки, Степан легко и безответственно уезжает от жены и желанного якобы сына, ещё младенца, к неведомой ему самому девице, которая ещё до войны обещала его ждать, а теперь страдает от разлуки с чужим мужем, аж до смертельной болезни. Как не пожалеть некрасивую и болезненную девушку и не сделать ей ребёнка! Но подобная жалость только усугубляет её положение, и она умирает. То есть жалостливый Степан делает несчастными сразу двух женщин и обоих детей. Но он же казнится! Вместо того, чтобы с осиротевшим младшим сыном ехать к любимой первой жене и вымаливать прощение, он на семнадцать лет затихарился в благоустроенном городе, не интересуясь, как там поживает в деревне его бывшая семья, не нуждается ли? А семья нуждается, но недалёкая женщина даже не догадывается обратиться в органы власти, чтобы узнать, во-первых, жив ли её горячо любимый муж, покинувший её без всяких объяснений, а во-вторых, потребовать алименты. Но она предпочитает романтично встречать поезда из «далёкой» Астрахани, находящейся по соседству, тосковать и жить без мужика и без кормильца долгие семнадцать лет, да и откуда взяться мужикам в послевоенной деревне? Удивляет вот что: ладно -- героиня, но сам автор «не знает», что в советские годы была жёсткая система прописки. На работу в означенной Астрахани (как на всей территории Советского Союза) без прописки его бы не взяли. (Справка из Википедии: «Сельское население до 1974 года не имело права на прописку и получение паспорта. Чтобы выехать в город, жители деревень получали разрешение и временные справки в сельсовете. Так правительство сдерживало отток деревенских жителей в города»). Значит, он действовал тайком от жены? Евдокию это никак не оскорбило?
Эгоистичный, пользующийся мужской востребованностью в послевоенные годы персонаж, непритязательные и безответные женщины, вообще не героини, а проходные персонажи, и сироты-дети, ставшие героями не благодаря родителям, а вопреки -- читатель видит совсем не то, что декларирует автор.
Смотреть произведение здесь: https://readli.net/chitat-online/?b=1141543&pg=1
Свидетельство о публикации №222051300052