Блок. Приявший мир, как звонкий дар... Прочтение

            Заклятие огнем и мраком

2.   Приявший мир, как звонкий дар… 









                Приявший мир, как звонкий дар,
                Как злата горсть, я стал богат.
                Смотрю: растет, шумит пожар –
                Глаза твои горят.

                Как стало жутко и светло!
                Весь город – яркий сноп огня,
                Река – прозрачное стекло,
                И только – нет меня...

                Я здесь, в углу. Я там, распят.
                Я пригвожден к стене – смотри!
                Горят глаза твои, горят,
                Как черных две зари!

                Я буду здесь. Мы все сгорим:
                Весь город мой, река, и я...
                Крести крещеньем огневым,
                О, милая моя!
                26 октября 1907





Из Примечаний к данной поэме в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «
     Заглавия одиннадцати стихотворений, составивших цикл "Заклятие огнем и мраком и пляской метелей", предполагали (в "Весах"[первая публикация в журнале «Весы»] и III1[III1 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3.  Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.]]) сквозное связное прочтение:
"(1) Принимаю – (2) В огне – (3) И во мраке – (4) Под пыткой – (5) В снегах – (6) И в дальних залах – (7) И у края бездны – (8) Безумием заклинаю – (9) В дикой пляске – (10) И вновь покорный – (11) Тебе предаюсь".
»
     То есть первоначальное название исходного  стихотворения  – «В огне».

     – «Приявший мир, как звонкий дар» – см. предыдущее стихотворение, озаглавленное «Принимаю».
     – «Смотрю: растет, шумит пожар // –  Глаза твои горят. // Как стало жутко и светло! //Весь город – яркий сноп огня…» – (Ср. из более позднего «…пожаром зари // Сожжено и раздвинуто бледное небо…») – комната, окно, за котором пылающей в заре город («Весь город – яркий сноп огня, // Река – прозрачное стекло…»), и любимая, чьи чёрные глаза пылают ярче пламени заходящего солнца.
     – «Крести крещеньем огневым…»  – Катехизис: «Крещение (греч. ваптисис — погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется». Огненное крещение – это отказ от крещения водного, отказ от всего прежнего. Отказ от жизни вечной души.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «Крести крещеньем. огневым // О, милая моя!» –… ср. слова Германа в драме  "Песня Судьбы" (7-я картина): "Как будто я крещен вторым крещеньем" (СС-84 • С. 159). "Огневое крещенье"– метафора самосожжения.
     »

«Песня Судьбы» (7-я картина):

     «
     Хмурый морозный день. Пустая равнина, занесенная снегом. Посредине –  снежный холм. Ветер свистит и грозит метелью; сквозь ветер звенят как будто далекие,  удалые бубенцы. Герман стоит на холме.

                Г е р м а н

                Все миновало. Прошлое – как сон.
                Холодный, бледный день. Душа, как степь,
                Не скованная ни единой цепью,
                Свободная от краю и до краю.
                Не вынесла бы жалкая душа,
                Привыкшая к домашнему уюту,
                К теплу и свету очагов семейных, –
                Такой свободы и такого счастья.
                В моей душе – какой-то новый холод,
                Бодрящий и здоровый, как зима,
                Пронзающий, как иглы снежных вьюг,
                Сжигающий, как темный взор Фаины.
                Как будто я крещен вторым крещеньем,
                В иной – холодной, снеговой купели.
                Не надо чахлой жизни – трех мне мало!
                Не надо очага и тишины –
                Мне нужен мир с поющим песни ветром!
                Не надо рабской смерти мне – да будет
                И жизнь, и смерть – единый снежный вихрь!

     Метель запевает, становится темнее.

                Г о л о с   Ф а и н ы

     Эй, Герман! Где ты?
»


Рецензии