Моё пространство

   Мне повезло родиться в уникальном месте – сакральном городе-саде, который не смогли победить ни Отечественная война, ни технический прогресс со своими заводами-фабриками, ни чудовище урбанизации. Вернувшись после двенадцатилетнего странствия, я с год, словно заново знакомилась и поражалась необыкновенному совершенству деревьев. Частенько останавливалась, заворожённая формой кроны дерева или его стволом, прихотливым изгибом и танцем ветвей, а то и откровенными письменами, оживших китайских иероглифов!

    Мои взаимоотношения с деревьями – это бабушкин подарок радости в моей жизни: это она посадила в палисаднике группкой три вишнёвых дерева. Когда я родилась, дедушка - я с младенчества называла его Дидичка, - посадил черёмуху, а бабушка дополнила кустом махровой сирени – пятый элемент!

    Под кронами этих деревьев для меня насыпалась горка из пары вёдер песка, где «пеклись пасочки» и выкладывались «секретики» – мозаичные узоры из лепестков цветов, закрытые кусочками от разбитого стекла. Здесь баюкались куклы, и сюда стали приходить в гости мои маленькие друзья. 

    Мне было подарено моё личное пространство, которое заботливые и любящие руки бабушки и мамы, окружали из года в год тюльпанами, нарциссами, пионами, гладиолусами, георгинами и бесчисленными однолетниками.

    Однажды, когда мне было года три, в моём пространстве появились до вечера «соседи» - бабушка купила с пол десятка молоденьких кур, которых привязывали метровой верёвочкой за одну из лапок к стволам вишнёвых деревьев. Было замечательно наблюдать, как они гребут лапками, в поисках червячков, или клюют еду в миске. Но больше всего мне понравилось опускать руку в ситцевый мешочек, который держала мама и чувствовать, как плотные скользкие зернышки, просачиваясь между пальцев, убегают из моей ладошки. А потом смотреть, как пойманные и зажатые  в моём кулачке, золотистые зёрнышки вытекают тонкой струйкой  и спешат навстречу суетящимся курочкам. Птички  заинтересованно и радостно принимали угощение, которое, к сожалению, быстро заканчивалось.

    По случаю завершения работы над очередной иконой, дедушка принёс с рынка в большой плетёной корзине виноград, не менее трёх килограммов, и семья радовалась удачной дедушкиной покупке редкого сорта. Взрослые с восхищением обсуждали удлинённую форму ягод, звучало название «дамские пальчики». Полновесные гармоничные кисти уважительно брались в руки за толстые хвостики, подносились к окну и рассматривались «на свет». Любуясь переходами зелёных и жёлтых оттенков и удивительным свечением косточек внутри прозрачных янтарных ягод, то глянцевых, то белёсых, словно прихваченных инеем, - вспоминали натюрморты голландских художников. Наконец, грозди были вымыты, просушены и тщательно выложены на фарфоровое блюдо с максимальной живописностью. 

    Мама и бабушка ушли, дедушка был свободен и читал газету, а мою подружку Светочку позвали домой.  Я осталась одна в моём пространстве сада. Курочки вяло гребли лапками - всех червячков они уже давно склевали. Я отправилась в дом на поиски мешочка с зерном, которого оказалось мало, и я снова вернулась, чтобы  спросить, чем бы угостить курочек? Дедушка ответил, что они сыты, раз я высыпала всё зерно. И тут я снова увидела блюдо с виноградом.

    В семье было не принято «кусочничать» - мы всегда собирались за общим столом на каждый приём пищи, а тем более, когда случалось какое-либо лакомство: тортик или арбуз, или, как в этот раз – виноградное пиршество. Но на мой вопрос, можно ли попробовать виноградик? – Дидичка, разумеется, дал согласие.  Едва удерживая в ладонях огромную кисть, я вернулась в сад.

    И тут куры меня слегка напугали: они окружили меня, хлопали крыльями, вытягивали шеи, наклоняли головки и поглядывали недобро боком, одним жёлтым глазом, и даже пытались взлететь. Я попятилась, и несколько ягод, оторвавшись от кисти, упали на землю. Первое моё движение было – поднять виноград, да, куда там! Курочки, отталкивая друг друга, мгновенно проглотили упавшие ягоды.  Но винограда хватило не всем. Надо поделиться! Отщипывая ягодки, я протягивала их птичкам.

    Некоторые курочки были очень воспитанные! Они приближались к моей руке потихоньку. Но другие были совсем не воспитанные... Они толкались и первыми выхватывали ягодки, а воспитанным курочкам ничего не доставалось.
Гроздь закончилась, и я принесла новую: надо было научить невоспитанных курочек быть вежливыми. Это было весело! Курочки быстро поняли, что я снова вернусь с вкусным виноградом, и уже не толкались и не выхватывали ягодки, и даже не клевались, а  аккуратно брали ягодку по очереди,  когда  моя ладошка  была перед конкретной курочкой. И я снова бегу в дом!

    Ой… я и забыла, что прошлая кисть была последняя, а сейчас блюдо пустое… Надо курочкам объяснить, что они всё скушали.  Что я и делаю. Куры смотрят на меня, поворачивая в мою сторону то правый, то левый глаз, и делая характерные покачивания шеи вперёд – назад. И я понимаю их птичий язык! Счастливая, я бегу к дедушке и рассказываю
    - Дидичка! Курочки весь виноградик так хорошо покушали, и тебе СПАСИБО говорят!

    Возможно, вы спросите, как меня наказали? Никак.
    Ну, разве что,- с тех пор эта история рассказывается всем, у кого есть маленькие детки!
                14.12.2011.
               
   Следующий рассказ "ДЕРЕВА, ВЫ МОИ, ДЕРЕВА" http://proza.ru/2022/05/17/1359

Фото из интернета. Художник Бруно Августо Жавино


Рецензии
Добрый рассказ, наполненный красотой и очарованием детского искреннего восприятия мира.
ЗдОрово!
Спасибо, Аня!

Борис Малкин   23.03.2024 11:29     Заявить о нарушении
Надеюсь, рассказ принёс покой в душу, своеобразную защищённость и доверие, что взаимоотношения между людьми стремятся к гармонии.
Спасибо, Боря, за добрые слова!

Анна Хао Ши   23.03.2024 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.