Из записок старого тренера. 1

На фото  три грации, "М"- Мария Ивановна  в центре.

Из записок старого тренера.
Я- тренер по большому теннису на стадионе "Спартак" города Критвой Рог.

В  возрасте за 80,  после операции на ноге,  мне пришлось   оставить  активную   тренерскую   деятельность,  хотя,     время от времени, я   кого-то     консультировал, у кого-то   исправлял  элементы неправильно заученных  движений.

Чтобы  быть  ближе  к любимому виду спорта   я взял на себя обязанность  быть ответственным  за один грунтовый  корпатаивный  корт, где  иногда соглашался    заменить  собой  -  теннисную пушку.
 
Соглашался  погонять  по корту   новичка, посылая  ему  из корзины мячи  различными комбинациями:  из угла в  - угол, близко - далеко,  резанным - крученым,  «укороткой»,    свечей   и т.д.  Думаю,  что  тот, кто с теннисом знаком,  поймет, о чем  я говорю.

Знаете, пользы  ученику,   от таких комбинаций  бывает   больше,   нежели    тренер   сам  сыграл  бы  с ним  сет,   или даже матч.  Разница  тут  в том, что играя на счет, и  на выигрыш,  - тренеру   приходится  посылать   мячи  атакующие, и ученику не всегда   доступные.

А, работая "теннисной пушкой", я посылаю ученику предельно  ему доступные  мячи,  но постепенно их  усложняя  и   по скорости и по направлениям. Если ученик,   многократно  и  правильно  их отбивает, то нарабатывает себе еще и  мышечную память.

Это я к тому, что  несколько лет назад,  я присмотрелся к одной спртсменке,  которая  ежедневно, рядом с моим кортом, много времени проводила на стадионе.

Наблюдая, как с  упорством,  (и в жару и   в   ненастье),   она наматывала круги по беговой дорожке,  я подумал,   а не пригласить  ли ее попробовать себя в теннисе?!

Я  хорошо  помню,  как    и   меня когда-то пригласили на корт.
Если  б   тогда не спросили меня:   не хочу - ли я поиграть в теннис?   То, наверное,   из-за  стеснительности, я   никогда б не стал теннистом.   Благодарен, что спросили! 

Вот и я, помня об этом,   взял себе в привычку  подходить к  зрителям,   стоящим за сеткой оражения. Я не  стеснялся спрашивать, - вдруг человек   просто не решается  признаться, что  тоже   хочет попробовать    себя   в теннисе.

Помню  даже,   как я   однажды  с этим оконфузился.
Я с  кем - то   увлеченно играл,  а за  сеткой  ограждения  стояла девушка    и внимательно  наблюдала за нашей  батаплией.

При переходе сторон, я подошел к ней и предложил    зайти на корт и попробовать    себя в этом  замечательном виде спорта, но   девушка смутила меня,   показав,  спрятанные за спиной руки,  -  на ладонях не было   пальцев!
Обяснила, что любит спорт, но  вынуждена   заниматься  легкой атлетикой  спрортклубе инвалидов. 

Не стеснялся   я предлагать взять ракетку и попробовать  ударить  по мячу,  и "Качкам"  в спорткомплексе  Каскад. Там      ребята выходили подышать свежим воздухом  из   тренажерного   зала прямо в теннисный зал. А я,  тут - как тут:  -  возьми  ракетку,   бабахни по мячу!
Говорил   в шутку  каждому:    если    не проносишь  ложку   мимо рта,  то  освоить теннис  сможешь!

И это, почти всегда,  срабатывало!  Человек  10  из этих бывших штагистов, стали мне друзьями и еще отличными  тенниситами. 

Это я к тому, что  я через какое-то время я решился  подойти к этой  бегунье,  (назовем  ее   «М»),  и предложил  взять у меня несколько   уроков.  Однако, она   отказалась. Что ж,   подумал я,  - каждому свое.

Прошел  год,   и  «М» сама  пришла  ко мне на корт.  Вброшенное мной зерно - прорасло!   Мы начали заниматься,  и на первых же уроках я понял, что это талант,  загубленный временем!

Я сказал ей:  если бы,   Вы,  Маша, пришли в теннис  в возрасте  6-7 лет,  то   Щараповым,  Курниковым  и и другим -   просто  пришлось бы отдыхать!
 
Но,  даже сейчас, в возрасте  за 40,  я  гарантирую  вам,  что  через  какое-то  время,  вас начнут приглашать на матчи,   сильнейшие  теннисистки  нашего города!

И я не ошибся!  Имея пробивной,  целеустремленный характер,  отличную  работоспособность,  «М» продолжила тренировки и в зимний сезон,  арендовав теннисый   зал.    К лету, всего за пол года,   мы   с ней добилась   многого.

Следующий   летний сезон,   мы   посвятили     отработке   тактики   и стратегии   соревновательной, именно спортивной, а не любительской,  игры. 
 
Уже  к осени слещего года,  "М" стала заметной  фигурой  на любительских теннисных турнирах  Кривого  Рога.

Продолжая играть самостоятельно, «М»  не остановилась на  достигнутом,   а     вышла  на междугородний уровень.

Ее игру,  ее  бойцовский характер почувствовали  на себе   любители   тенниса городов:   Запорожья, Киева, Днепра, Харькова, Херсона, Бучи,  и это не полный  перечень.

Я  сейчас  с удовольствием  перечитываю  в  фейсбуке репортажи о ее собственных   теннсных матчах  гна вездах:  веселые,  с юмором,  и,  в то же время, скромные и грамотные.  Причем, очень доброжелательные к соперникам и устроителям турниров.  И  всегда с большим   количеством  хороших  фотографий.

Скажу  честно,    мне приятно, когда она  в коментриях   говорит   мне   спасибо, и не забывает  назвать   меня  своим  наставником и тренером.

Как–то  она   сказала:  -  Евгений  Атонинович,    Вы,  подсадили   меня на такую  «ИГЛУ»,   что если не играю в    теннис, - то у меня начинается «ЛОМКА»!

Очень  точно подметила   «М», я лично более 40 лет   знаком с  этой ломкой,   с того момента, как    впервые взял  в руки  теннсную ракетку  и  ударил по мячу!


Е.А.


Рецензии