Блок. Пойми же, я спутал, я спутал... Прочтение

        Заклятие огнем и мраком   

   5.   Пойми же, я спутал, я спутал…
 





                Пойми же, я спутал, я спутал
                Страницы и строки стихов,
                Плащом твои плечи окутал,
                Остался с тобою без слов...

                Пойми, в этом сумраке – магом
                Стою над тобою и жду
                Под бьющимся праздничным флагом,
                На страже, под ветром, в бреду...

                И ветер поет и пророчит
                Мне в будущем – сон голубой...
                Он хочет смеяться, он хочет,
                Чтоб ты веселилась со мной!

                И розы, осенние розы
                Мне снятся на каждом шагу
                Сквозь мглу, и огни, и морозы,
                На белом, на легком снегу!

                О будущем ветер не скажет,
                Не скажет осенний цветок,
                Что милая тихо развяжет
                Свой шелковый, черный платок...

                Что только звенящая снится
                И душу палящая тень...
                Что сердце – летящая птица...
                Что в сердце – щемящая лень...
                21 октября 1907







Из Примечаний к данному циклу стихотворений в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Заглавия одиннадцати стихотворений, составивших цикл "Заклятие огнем и мраком и пляской метелей", предполагали (в "Весах" [первая публикация в журнале «Весы»] и III1[III1 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3.  Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.]]) сквозное связное прочтение:
"(1) Принимаю – (2) В огне – (3) И во мраке – (4) Под пыткой – (5) В снегах – (6) И в дальних залах – (7) И у края бездны – (8) Безумием заклинаю – (9) В дикой пляске – (10) И вновь покорный – (11) Тебе предаюсь".
     »

     То есть первоначальное название исходного  стихотворения  – «В снегах».


     Имеем декорации 3-его стихотворения «Во мраке».
Там:
                «…взвился огневой багряницей
                Засыпающий праздничный флаг»
Здесь:
                … жду
                Под бьющимся праздничным флагом

Там:
                «Говорил ей несвязные речи»
Здесь:
                … я спутал, я спутал
                Страницы и строки стихов

Там:
                «…Уронила платок»
Здесь:
                …милая тихо развяжет
                Свой шелковый, черный платок...

     Тогда она «ускользающей птицей // Полетела в ненастье и мрак» и вот он снова  «Остался с тобою без слов».

     – «Пойми же, я спутал, я спутал // Страницы и строки стихов» – стихи для Блока – это не всплески вдохновений, они были и рабочим дневником, и инструментом его теургии – и, вот, всё запуталось: к какому заклинанию («…в этом сумраке – магом // Стою над тобою») относятся эти строки? К какой книге, к какому тому – это стихотворение? Оно о тебе? О Тебе?!
     Сравните посвящение к этому циклу: «И вновь посвящаю эти стихи – (Т)тебе.) и посвящение к книге «Снежная маска»: «Посвящаю ЭТИ СТИХИ Тебе, высокая женщина в черном с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». В период Снежной маски сомнений, как писать “ты” или “Ты” – не было.
     Тут и еще одно… Александр Александрович (Блок) с Натальей Николаевной (Волоховой) на людях были на «вы», «Ты» – это почти титул, а вот «ты» – почти любовница.

     – «И ветер поет и пророчит //… он хочет, // Чтоб ты веселилась со мной!  – здесь ударение – на последнем слове.
     – «И розы, осенние розы // Мне снятся на каждом шагу» – сравните из «тома I», когда он был в восторженном служении Лучезарной:

                «…Предо мной — к бездорожью
                Золотая межа.

                Заповеданных лилий
                Прохожу я леса.
                Полны ангельских крылий
                Надо мной небеса.

                Непостижного света
                Задрожали струи.
                Верю в Солнце Завета,
                Вижу очи Твои.
                22 февраля 1902»

     – «О будущем ветер не скажет, // Не скажет осенний цветок» – «ветер» –это  который «поет и пророчит», а «цветок», – «осенние розы… На белом, на легком снегу».
     И в этих песнях, пророчествах, рассказах нет простого, нет того, что «…милая тихо развяжет //Свой шелковый, черный платок.»

    – «Он хочет смеяться, он хочет, // Чтоб ты веселилась со мной!» –

В.П. Веригина. «Воспоминания»:
     «…в серебре блоковских метелей. Тут ничего не было реального — ни надрыва, ни тоски, ни ревности, ни страха, лишь беззаботное кружение масок на белом снегу под темным звездным небом.»
     Так это воспринималось со стороны, так, очевидно, хотелось видеть Волоховой, а герою стихотворения мечталось о другом. И он понимал, что это невозможно, о таком «ветер не скажет». И «щемящая лень» – это эвфемизм слова «безнадежность».

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     «
     Что в сердце – щемящая лень…

     Что в сердце – щемящая мгла…

     Что глупая эта страница
     Придет к тебе в завтрашний день.
     Что только звенящая снится
     И сердце палящая тень ...
     »

     Возможно, в окончательном варианте:

                Что сердце – летящая птица...
                Что в сердце – щемящая лень...

     Блока убедила ещё и изысканная инверсированная, словно ставящая окончательную точку звукопись: «ЛЕтяЩая» –  «Щемящая ЛЕнь»

     И это стихотворение – своеобразное эхо происшествия из несколько другой реальности. «Заклятие…» происходит во “всемирном граде”,  у темного храма, а раньше – в серебре метелей «Снежной маски» было так:

                Смотри: я спутал все страницы,
                Пока глаза твои цвели.
                Большие крылья снежной птицы
                Мой ум метелью замели.

                …Не будь и ты со мною строгой
                И маской не дразни меня,
                И в темной памяти не трогай
                Иного – страшного – огня.
                10 января 1907

     И вот,  заглавное  стихотворение, входит в цикл:  «Заклятие огнем…».


Рецензии