Блок. По улицам метель метет... Прочтение
7. По улицам метель метет…
По улицам метель метет,
Свивается, шатается.
Мне кто-то руку подает
И кто-то улыбается.
Ведет – и вижу: глубина,
Гранитом темным сжатая.
Течет она, поет она,
Зовет она, проклятая.
Я подхожу и отхожу,
И замер в смутном трепете:
Вот только перейду межу –
И буду в струйном лепете.
И шепчет он – не отогнать
(И воля уничтожена):
"Пойми: уменьем умирать
Душа облагорожена.
Пойми, пойми, ты одинок,
Как сладки тайны холода...
Взгляни, взгляни в холодный ток,
Где всё навеки молодо..."
Бегу! Пусти, проклятый, прочь!
Не мучь ты, не испытывай!
Уйду я в поле, в снег и в ночь,
Забьюсь под куст ракитовый!
Там воля всех вольнее воль
Не приневолит вольного,
И болей всех больнее боль
Вернет с пути окольного!
26 октября 1907
Из Примечаний к данному циклу стихотворений в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Заглавия одиннадцати стихотворений, составивших цикл "Заклятие огнем и мраком и пляской метелей", предполагали (в "Весах" [первая публикация в журнале «Весы»] и III1[III1 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3. Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.]]) сквозное связное прочтение:
"(1) Принимаю – (2) В огне – (3) И во мраке – (4) Под пыткой – (5) В снегах – (6) И в дальних залах – (7) И у края бездны – (8) Безумием заклинаю – (9) В дикой пляске – (10) И вновь покорный – (11) Тебе предаюсь".
»
То есть первоначальное название исходного стихотворения – «И у края бездны».
– «Мне кто-то руку подает // … Пусти, проклятый, прочь!» – это “безликий”, один из акторов «Тома I». Но, пожалуй, именно в этом стихотворении впервые намекнуто, что родом он (безликий) именно из здешних краев: «…глубина,//...Зовет она, проклятая». «Пусти, проклятый».
Вот его первое появление:
«Ночью сумрачной и дикой —
Сын бездонной глубины —
Бродит призрак бледноликий
На полях моей страны,
И поля во мгле великой
Чужды, хладны и темны.
23 апреля 1901»
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого:
«АПРЕЛЬ 1901:
…После большого (для того времени) промежутка накопления сил (1-23 апреля) «на полях моей страны» появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?), «сын бездонной глубины»…
«…И шепчет он…» – а безликий он, потому что Блоку страшно вглядеться в его лицо, увидеть, узнать… Стихотворение из «тома III» «Двойник»:
«…И шепчет: "Устал я шататься,
Промозглым туманом дышать,
В чужих зеркалах отражаться
И женщин чужих целовать ..."
И стало мне странным казаться,
Что я его встречу опять ...
Вдруг – он улыбнулся нахально, –
И нет близ меня никого ...
Знаком этот образ печальный,
И где-то я видел его ...
Быть может себя самого
Я встретил на глади зеркальной?
1909»
Связь с безликим того двойника ещё более отчетлива в черновиках:
«Вдруг вижу – из мглы рестор(анной)
Шатаясь, выходит на снег
Какой-то печальный и странный
С закр(ытым) лицом человек.»
– «…и вижу: глубина, // Гранитом темным сжатая. // Течет она, поет она, //Зовет она, проклятая…» – “кто-то” опять подвел его к адской расщелине “града всемирного”. Подробней она расписана ранее в книге «Город»:
« …шевели'тся мгла,
И по долинам, по оврагам
Вздыхают груди без числа.
…И там, в канавах придорожных,
Я, содрогаясь, разглядел
Черты мучений невозможных
И корчи ослабевших тел.
…Но я запомнил эти лица
И тишину пустых орбит,
И обреченных вереница
Передо мной всегда стоит.
Сентябрь 1906»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В РЭ III1 [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3. Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.] заглавие зачеркнуто карандашом; справа от заглавия на полях приписка: «"Город"» (название раздела в II3, [Блок А. Стихотворения. Кн. 2 (1904-1907). 3-е изд., перераб. М.: Мусагет, 1916.] куда было перенесено стихотворение).
»
Реальности вечного «Города» и реальности 1906 года С.-Петербурга достаточно резко различались:
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
11 ноября 1907 г. М.А. Бекетова записала в дневнике после прочтения ей Блоком своих последних стихов: "Вида страдающего он не имеет, хотя в одном прекрасном стихотворении описано, как тянет холодная бездна воды( ... )" (ЛН.[ ЛН – Литературное наследство] Т. 92. Кн. 3. С. 626).
…Метнер добавлял: «"У Края Бездны" ("По улицам метель метет ... ") – нет! Вы не могли не пережить этого; Вы слишком нетехничны, нериторичны, слишком подлинны, чтобы дать нечто такое без "натуры".»
…В ноябре 1907 г. Блок читал стихотворение "в кабинете своем" Андрею Белому, который писал позднее в "Воспоминаниях о Блоке", приводя 5-ю строфу: «Запомнились мне эти рифмы: "молодо" и "холода": и Л.Д. (Блок), и А.А. были молоды; оба пылали расцветами красоты, сил, здоровья; но вместо тепла в жизни их я расслышал вихрь холода, подхватившего их и помчавшего путем "артистизма"( ... )» (Белый,3. [Белый, 1-4 – Белый Андрей. Воспоминания о Блоке.] с. 298-299).
»
Бекетова видела только живую жизнь, Белый – “расслышал” иное, а Метнер просто не поверил, что не было “натуры”.
[Э.К. Метнер (20 декабря 1872, Москва — 11 июля 1936) — российский публицист, переводчик, издатель, литературный и музыкальный критик. Старший брат композитора Николая Метнера.
…В 1898 окончил юридический факультет Императорского Московского университета, в 1900-х был заведующим музыкального отдела журнала «Золотое Руно».
…В 1909 г. основал одно из важнейших в истории Серебряного века русских издательств — «Мусагет» («водитель муз», один из эпитетов Аполлона).
…Метнер являлся центральной фигурой в движении русских символистов начала XX века… Википедия]
Свидетельство о публикации №222052100051