Адам и Ева

Можно ли выиграть, заключая сделку с дьяволом?
Оноре де Бальзак

Олег Иванович не любил ходить на санаторный пляж с его вечной шумной  суматохой. Он вообще избегал общения с людьми: его раздражали пустые никчемные разговоры, отвлекающие его от важных мыслей. Он вставал рано и еще до завтрака шел по песчаному берегу в облюбованное место, где мог в одиночку насладиться чистотой волжской воды и нежностью первых солнечных лучей.

Придя сюда в последний день отдыха он обнаружил чужие вещи. При ближайшем рассмотрении это оказалась женская одежда, рядом с которой лежала большая пляжная сумка. Купальщицы нигде не было видно. Олег Иванович разделся, окунулся в прохладную воду, поплавал, обсох на солнышке, а женщина, оставившая вещи, так и не появилась. Он подождал немного, безрезультатно вглядываясь в темную гладь реки. В нерешительности подошел к оставленным вещам, машинально взял в руки пляжную сумку, из которой тут же  выпал паспорт.

Как свидетельствовала запись, паспорт принадлежал Иноземцевой Еве Ильиничне, 24-летней жительнице ближайшего приволжского городка. С не очень качественной фотографии на Олега Ивановича посмотрело удивительно красивое лицо. Положив паспорт в карман шорт, он быстро пошел к санаторию с намерением передать паспорт в администрацию. Однако, увидев в столовой спокойно сидящих на своих местах отдыхающих, не проявляющих волнения по поводу отсутствия соседей, он передумал. «Отдам паспорт завтра полицейским на вокзале», - решил Олег Иванович, но этого не сделал и укатил к себе в Казань, никого не известив о случившемся.

Спустя год после описанного события Ева Иноземцева стояла в Москве на выставке научных достижений у стенда с надписью «Иннополис» и рассказывала посетителям о новейших цифровых технологиях, разработанных её компанией.

 Проходивший мимо молодой человек остановился рядом, пораженный необычной красотой девушки. Внешность ее совсем не соответствовала эталонному образу топ-модели. В ней было что-то от древнегреческих богинь, как будто гениальный скульптор высек из мрамора ее утонченное белоснежное лицо и небольшую дивную фигуру. Черные волосы обрамляли высокий лоб, а глаза цвета лазури, казалось, излучали свет.

Молодой человек, как завороженный, смотрел на это чудо совершенной красоты, пока девушка не повернулась к нему и не спросила: «Вас что-то интересует?» - «Да», - слегка растерявшись, сказал Адам, именно так звали молодого человека, и тут же начал задавать вопросы по поводу технологий, в которых весьма слабо разбирался.

Ева терпеливо всё объясняла. Когда вопросы иссякли, Адам протянул Еве свою визитку, из которой следовало, что он литератор. «Я задумал написать роман об изобретателе искусственного интеллекта, и мне нужна Ваша помощь», - быстро нашел Адам повод, чтобы продолжить знакомство, но Ева ему учтиво отказала, сославшись на нехватку времени.  Адам, однако, был не таков, чтобы потерпеть фиаско от женщины. Красивый, высокий и широкоплечий, вылитый тип героя-любовника, он знал свою   притягательную силу для женского пола и умел ею пользоваться. К моменту знакомства с Евой он  пережил несколько романов, краткосрочных и длительных, но ни один из них не увенчался браком, хотя он и подумывал о женитьбе в свои 30 лет.

В течение трёх дней работы выставки Адам приходил к Еве и, сколько позволяло время, разговаривал с ней. В конце концов ему удалось добиться свидания.

Милый уютный ресторанчик с приглушенным освещением и легким вином в звенящих бокалах располагал к общению. Адам, правда, слегка опасался, не разочарует ли его прекрасная Ева при ближайшем знакомстве. Но Ева была безупречна: тактична, естественна, умна,  внимательно его слушала и великолепно говорила. С ней было удивительно легко и приятно общаться. Звук ее голоса, детская ясность улыбки, прелесть движений изящных рук – все вызывало восхищение и отзывалось в нем болезненно-горячим чувством. Адаму казалось, что он знает Еву всю жизнь. Она – родная, подсказывало ему сердце. «Родная!» хотелось ее назвать. Ева была чудесным воплощением его юношеской мечты. С ней, интуитивно чувствовал Адам, он мог бы прожить всю жизнь.

Любую другую девушку после приятно проведенного в ресторане вечера Адам пригласил бы домой, но не Еву. С Евой он не знал, как поступить. Его мучила мысль, что она завтра уедет, и он, возможно, больше никогда её не увидит. Под влиянием нахлынувших чувств он обнял Еву, осыпал ее поцелуями и почти неожиданно для себя сказал: «Будь моей женой». Девушка растерянно посмотрела на неожиданного жениха. «Ты согласна?», -  спросил он. – «Это зависит от дяди», - был странный ответ. «При чем тут дядя?» - подумал Адам, но тут же вспомнил: Ева говорила, что она сирота, своей жизнью обязана дяде, живет в его квартире и работает в его лаборатории.

- Я поеду с тобой. Я поговорю с дядей, - заторопился Адам.
 
- Не надо. Я должна сама с ним поговорить, - мягко уговаривала его Ева. Я скоро приеду.

Еще до возвращения Евы в Казань Олег Иванович знал, ЧТО с ней произошло. Он следил за каждым ее шагом, но изменить ничего не смог. Ева вышла из-под его подчинения. и события пошли по непредвидимому сценарию. С Евой надо было покончить, но как отказаться от результата 10-летней работы?!

Еще со студенческой скамьи Олега терзал вопрос «что есть человек», как его понять, определить ход его мыслей и поведения, предвидеть проявление эмоций. Как постичь тонкую связь тела и души? Возможно ли существование искусственного homo sapiens?  Еще тогда, 25 лет назад, задумал он создать точную копию человека, ничем не отличающуюся от аналога. Все силы своего ума и энергию одержимой натуры он направил на достижение этой цели.

 Ни слава, ни деньги, ни земные радости не привлекали его. Пожертвовав личной жизнью, он всего себя посвятил науке и добился немалого. Его имя было в числе известных мировых ученых в области искусственного интеллекта, и он руководил одной из ведущих лабораторий этого направления. Почти 10 лет в тайне от коллег трудился он над созданием своего робота, который никак не мог обрести завершения. Когда же в  руки Олега случайно попал паспорт утонувшей Евы Иноземцевой, им овладела безумная мысль возродить девушку. Его Ева будет работать в лаборатории под его непосредственным контролем и управлением. Коллегам он представит ее как свою племянницу, приехавшую из приволжского городка, где была прописана настоящая Ева.

Чтобы исключить возможные случайности, Олег Иванович заложил в программу Евы строгий запрет на любое общение с кем бы то ни было вне служебных обязанностей.  Ева успешно проработала в лаборатории месяц, и Олег Иванович в виде эксперимента решил отправить ее на выставку в Москву.

Почему произошел сбой в программе и не сработал запрет на общение, Олег Иванович не знал. В любом случае ситуация становилась непредсказуемой и опасной. Еву надо было уничтожить. Но Ева стояла сейчас перед ним такая красивая, такая совершенная, прекрасный плод его великого ума и великого труда, что он заколебался. Какое хладнокровие, какая сила воли нужны, чтобы убить созданное тобой дитя? 

Искусственная девушка смотрела на него спокойно и ровным голосом убеждала: «Эксперимент необходимо продолжить. Дай мне дополнительные функции, чтобы я могла стать хорошей женой. Адам ждет меня, и я ему нужна. Я буду общаться только с ним. Ты получишь интересную информацию для дальнейшей работы».
 
Олег Иванович колебался. Это был большой риск, но научный интерес перевесил страх. Он внес в программу Евы и в ее тело некоторые изменения и отправил в Москву.
 
Адам был счастлив. Ева вернулась. Она согласна стать его женой. Не откладывая дела в долгий ящик, они расписались. Свадьбы Ева не захотела. Она вообще была малообщительна, но Адама это не смущало. Главное – она принадлежала ему. Ева оказалась идеальной женой: заботливой и внимательной, совместившей в себе мудрость матери и непосредственность ребенка. Она могла вести  серьезные беседы и весело шутить, безошибочно угадывая настроение Адама, и всегда оставалась самой пылкой, самой нежной его возлюбленной. Никогда он не испытывал такого восторга от обладания женщиной, никогда не чувствовал такой гармонии решительно во всем. Радость бытия переполняла его, наполняла новыми силами. Он ощущал небывалый творческий подъем и, наконец, приступил к написанию романа об изобретателе искусственного интеллекта. Прототипом изобретателя стал Евин дядя.
 
Все было хорошо, даже прекрасно, но Адам постоянно испытывал необъяснимую тревогу. Навязчивая мысль, что так хорошо не может продолжаться долго и что-то должно случиться,  преследовала его. Адамом овладел безотчетный страх потерять Еву. Смутное тяжелое предчувствие не покидало его.

Прошло три месяца безоблачной счастливой семейной жизни. Наступила зима. Как-то раз, в тот день, когда на улице был гололед, Ева, выйдя из дома, упала. Казалось, ничего страшного не произошло. Руки, ноги, голова были целы. Ева ни на что не жаловалась, но стала совсем неразговорчива. На все вопросы Адама отвечала односложно. «Как ты себя чувствуешь, Ева?» - взволнованно спрашивал Адам. – «Хорошо», - отвечала Ева. «Тебя что-то беспокоит?» - «Нет».

Спустя несколько дней после падения Ева сказала: «Мне надо съездить к дяде. Я завтра уеду ненадолго». Адам удивился, но возражать не стал.
 
- Я поехал бы с тобой, - ответил он, но у меня неотложные дела в издательстве.
 
- Не беспокойся, Я позвоню, как приеду.
 
Ева не позвонила ни в день приезда, ни на следующий. Телефон ее был отключен. Адам срочно вылетел в Казань. Разыскал квартиру дяди. Дверь ему открыл худой лысый человек с  морщинистым лицом и тусклыми запавшими глазами.

Едва поздоровавшись, Адам спросил: «Где Ева?»

- Евы больше нет, - больным осипшим голосом ответил Олег Иванович.
 
- Как?... Что Вы сказали?! – вне себя от ужаса переспросил Адам.
 
- Сядьте и выслушайте. – Олег Иванович пододвинул Адаму стул, а сам полулежа расположился на диване. Было видно, что он нездоров. – Неужели Вы так ничего и не поняли? Не поняли, что Ева – робот?

- ЧТО?!
 
- Ева – робот. Это был эксперимент.

Адам молчал, до него не сразу дошел смысл сказанных слов.

- Вы чудовище. Вас убить мало! – наконец, произнес он не своим голосом, поднимаясь со стула  и сжимая кулаки.
 
- Не берите грех на душу, - вялым жестом Олег Иванович остановил Адама.
- Я и так скоро умру и буду вечно мучиться в аду.
 
- Так Вам и надо, - тяжело опускаясь на стул, - сказал Адам.

- Я неверующий человек и не пойду в церковь, - тихо продолжал Олег Иванович но я должен покаяться перед Вами.

- Я Вам не священник.
 
- Неважно. Я должен все сказать. Я преступник. Я украл паспорт и сделал точную копию умершей женщины. Я заменил живое неживым. Я замахнулся на нечеловеческое. Вообразил себя богом, творцом…

- Вы дьявол.
 
- Да, - согласился изобретатель. Дьявол внушил мне идею - я ее реализовал, а в награду получил осознание своей гениальности. Сейчас я за это жестоко расплачиваюсь. Представьте, мне 47 лет.
 
Адам с отвращением посмотрел на серое сморщенное лицо гения.
 
- Я - гениальный изобретатель, - продолжал Олег Иванович, - я полон идей и умираю в страшных мучениях. Сейчас, когда я говорю с Вами, еще действует обезболивающее. Его колят мне 2 раза в день, но очень скоро оно перестанет действовать, и Вы увидите, как я корчусь от боли. - Олег Иванович тяжело вздохнул. - Боли начались с того самого момента, как я присвоил себе чужой паспорт, но у меня еще были силы, и я работал. Мне осталось жить не более месяца, поэтому я вынужден был устранить Еву. Без меня, без обновления программы, она быстро превратилась бы в куклу.

- Вы убийца. Вы убили женщину, которую я любил, и Вы убили меня.

 - Не драматизируйте. Для меня Ева была не менее дорога, чем для Вас. Рано или поздно, Вы все равно бы поняли, что перед Вами не живой человек. Вы бы, допустим, захотели ребенка, или бы Ева возмечтала об этом. Нельзя обмануть  природу. Пишите лучше книгу о великом изобретателе и поблагодарите меня за опыт, который я Вам дал.

Олег Иванович обессиленно умолк.
В наступившей тишине Адам услышал глухой  стук собственного сердца.

- Уходите быстрей, -  надрывно простонал злосчастный учёный.


Рецензии
Ого! Вот так поворот...
Вспомнил робота Роберта... из фильма.
Всего Вам доброго!

Анатолий Цыганок   15.12.2022 23:36     Заявить о нарушении