Пять минут счастья. Пушкин и его тайная любовь

      О человеке далекого прошлого, тем более о Пушкине, писать можно целую жизнь, тщательно изучая эпоху и самого героя, потому, что выдумка на основе подлинно бывшей жизни – вещь опасная! Но рядом с реальными фактами и событиями вполне может присутствовать и госпожа Версия. В данном случае она сыграет немаловажную роль.
        В биографии Пушкина есть много темных мест, но нет ни одного которое было бы менее всех освещено, чем то, чему посвящены настоящие страницы: утаенной любви Пушкина, трепетно-возвышенной отроческой любви,
которая принесла ему много страданий, любви, о которой он не обмолвился никому ни одним словом, даже намеком, самым близким своим друзьям. А ведь Гению куда труднее, чем обыкновенному человеку, а может быть и совершенно невозможно, не быть самим собой. Страдая, Пушкин не мог, да и, в сущности,  не хотел сойти со своего пути, судьбой ему предназначенного…
      «Он имел страсти и огненное воображение!»,- пушкинская характеристика  героя Германна из повести «Пиковая дама», разве она не совпадает с личностью и самого поэта?
       В свое время известный пушкинист, знавший и понимавший Пушкина, как никто другой, Михаил Гершензон писал, что Пушкин в своих стихах необыкновенно правдив в самом элементарном смысле этого слова; каждый его личный стих заключает в себе автобиографическое признание совершенно реального свойства. Надо только пристально читать эти стихи и верить Пушкину.
                Итак, я счастлив был,
                Итак, я наслаждался,
                Отрадой тихою, восторгом упивался…
                И где веселья быстрый день?
                Промчался летом сновиденья
                ………………………………….
                ………………………………….
      Промчалась и она… пронеслась сквозь его жизнь недосягаемой кометой…Эта утаенная, запрятанная в самые сокровенные уголки души – его любовь.

   
   


  Версия первая.    АМУР И ПСИХЕЯ
 
      Луиза, Мария, Августа, баденская принцесса, прибыла в Петербург в 1792 году. Она предназначалась в жены будущему императору, внуку Екатерины П, Александру. Екатерина П, когда ему минуло шестнадцать лет, поженила «господина» Александра и четырнадцатилетнюю принцессу Луизу, в православии нареченную Елизаветой.
      Он был красавец, она – очаровательной, нежной, хрупкой, и было в ее облике, внешнем и внутреннем, нечто воздушное, неуловимое. Робость, неуверенность  в себе сочеталась в ней с большой душевной восприимчивостью. Она была умна и весь ее характер окрашен мечтательностью, романтизмом.
      «Вот Амур и Психея!»,- воскликнула Екатерина, любуясь этим мальчиком и этой девочкой, которые, она думала, идеально подходили друг к другу… Случилось, однако так, что они вовсе друг другу не подошли.
«Психее», юной великой княгине, задумчивой и страстной, нужна была любовь, нужны были нежность и излияния близкого сердца.
     Муж вел себя либо как мальчишка, либо не обращал на нее внимания, возвращаясь из Гатчины, где с отцом, Павлом Петровичем муштровал солдат, усталый настолько, что едва стол на ногах, и, выспавшись, спешил в кордегардию.
 Елизавета хотела счастья, мирного семейного счастья… Не имея его в жизни, она решила его искать сама… Дело в том, что, к тому же, две маленькие дочери Александра и Елизаветы, Мария и Елизавета, умерли в раннем детстве. Александр скучая около слишком добродетельной жены, пылко увлекся фрейлиной, красавицей Марией Антоновной Нарышкиной и имел от нее дочь Софью, тоже, впрочем, в юности умершую от чахотки.   
       Любовь Елизаветы к офицеру Алексею. Охотникову – факт известный и неоспоримый, но идиллия оборвалась трагически. Охотников при таинственных обстоятельствах был убит, выходя из театра, ударом кинжала, занесенного неизвестной рукой. Елизавета на могиле человека, которого она любила, воздвигла памятник, изображающий молодую женщину в слезах у дуба, сраженного молнией. И, будто провиденье проявило здесь свое участие, потому, что когда жизнь ее уже клонилась к закату, словно молния ее сердце пронзила любовь, любовь запретная, необыкновенная: страшная и сладкая одновременно. Любовь к человеку много моложе ее и гораздо ниже по положению в обществе. Да разве любовь выбирает – как, когда, кого любить?
   


  А для того, кто так стремительно ворвался в ее жизнь, эта любовь оказалась роковой и он хранил ее в сердце как великую драгоценность, только в стихах, изредка позволяя себе всплески эмоций, сдерживаемые мощной рукой разума.
-Печален ты, признайся, что с тобой?
-Люблю мой друг! «Но кто ж тебя пленила?»
-Она
-Но почему ж ты столько огорчен?
 И кто виной? Супруг,  отец, конечно…
-Не то мой друг! «Но что ж?»
-Я ей не он…
                (Пушкин 1817 год. Лицей)

    Версия вторая. ЛИЦЕИСТ   
 
       12 августа 1810 года царь Александр I подписал проэкт, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в 20-ти верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое количество дворянских детей должно получить наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. «Прекрасное начало»  имело невзрачное продолжение… Сперанского скоро вышлют из столицы, а юным лицеистам, когда выучатся, не велят Россию обновлять: наоборот, цветы просвещения должны давать плоды самовластия.
 Но это было еще впереди. До этого еще далеко…
      Когда слух о лицее пронесся по губерниям и столицам, заволновались старинные фамилии, бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновей в невиданное заведение, где, как сначала предполагалось, будут обучаться и великие князья, младшие братья императора Александра.
      Члены царской фамилии в конце концов «не попали» в лицей, так как вдовствующая императрица Мария Федоровна воспротивилась этому, находя слишком демократичным сближение сыновей своих, особ царственных с плебеями.
     Но все же , летом 1811 года образовался конкурс, потому, что на тридцать мест было куда больше желающих.
    Рюриковичи, гедеминовичи, крестники и родственники влиятельных лиц… и Пушкин! Фамилия, конечно, древняя, но столь захиревшая…
    Друг Сергея Львовича Пушкина,  доброжелательный и влиятельнейший Александр Иванович Тургенев был единственным орудием помещения маленького Александра Пушкина в Лицей. Да узнает Россия, что она Тургеневу обязана любимым ею поэтом!
     Лицей был открыт 19 октября 1811 года в Царском селе, в Екатерининском дворце торжественной церемонией в присутствии царя, царского семейства, членов Государственного совета, министров, придворных и «прочих первенствующих лиц».
     Тридцать взволнованных необычной обстановкой мальчиков, престали перед самым блестящим обществом, какого им еще не приходилось ранее видеть. И среди них, кудрявый, голубоглазый, в парадном мундирчике, - необычный, чем-то выделяющийся  среди румяных, пухлых, худеньких и бледных юнцов, лицеист Александр Пушкин.
         А в числе гостей – она! «Психей ее называли в юности. Тогда у нее были детски удивленные глаза, худенькие падающие плечи и, под слишком тяжелыми золотыми волосами, шея, детски - тонкая, как стебель , гнущийся под бременем цветка. Та юная прелесть увяла. Ей шел тридцать четвертый год. Но теперь была иная прелесть, неувядаемая. Если тогда была музыка, то теперь – тишина после музыки»
         «Он имел сильные страсти и огненное воображение!»
 И в свои двенадцать лет, конечно же, душой был гораздо старше и мудрее этих лет, хотя может быть, пока еще  не подозревал об этом. Во всяком случае, именно на открытии Лицея он впервые увидел ее и полюбил. Полюбил сразу и на всю жизнь. Помните, Гершензон говорил, что Пушкин в своих стихах правдив и искренен? И подтверждаются слова пушкиниста тем, кто первый говорит,  что он скрывает какую-то безнадежную любовь – сам Пушкин.
         Вот перед вами Элегия, которую он написал в лицейские годы:
         Счастлив, кто в страсти сам себе
         Без ужаса признаться смеет;
         Кого в неведомой судьбе
         Надежда робкая лелеет;
         Кому луны туманный луч
         В полночи светит сладострастной;
         Кому тихонько верный ключ
         Отворит дверь его прекрасной!
         
         Но мне в унылой жизни нет
         Отрады тайных наслаждений;
         Увял надежды ранний цвет:
         Цвет жизни сохнет от мучений!
          …………………………………. 
     Конечно, несовершенство ранних стихов дает о себе знать. Но любовь несчастливая, вызвавшая стихотворение, удивительна реалистическими чертами, и притом, не общими, а конкретными, даваемыми в первой строфе. И как знать!?   

      Возможно этот отроческий врыв чувств всколыхнул душу и …пришла любовь – проснулась Муза! В ту самую минуту Пушкин стал поэтом.
    Надо сказать, что среди лицеистов многие пробовали свои силы в «пиитическом» жанре: Дельвиг, Кюхельбеккер, Илличевский.
     Но именно Илличевский, который вначале занимал как бы первое место среди лицейских поэтов, вскоре очень добро и сердечно писал о Пушкине своему другу: «Дай Бог ему успеха! Лучи его славы будут отсвечиваться и в его товарищах…»
     В 1829 году, через  двенадцать лет после окончания Лицея, Пушкин напишет «Воспоминания в Царском селе», дивное поэтическое откровение, которое в какой - то мере подтверждает мысль о том, что именно в лицейские годы была заложена основа  его поэтического дарования, в известном смысле связанная с первым душевным потрясением: 
           Воспоминаньями смущенный
           Исполнен сладкою тоской,
           Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
           Вхожу с поникшею главой.
            ……………………………………………………
          В пылу восторгов скоротечных
          В бесплодном вихре суеты
          О, много расточал сокровищ я сердечных
          За недоступные мечты
           ……………………………………………………..
          Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
          Мечтанья смутные в душе моей тая,
          Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
          Поэтом забываюсь я…
           ………………………………………………………

        Много лет пушкинисты задают себе вопрос и приходят к выводу, что тайная любовь у Пушкина действительно была…Называют имена Екатерины Карамзиной, Елизаветы Воронцовой, Марии Раевской, в замужестве Волконской, Катерины Бакуниной… Но слишком уж много раз Пушкин упоминал о них и в переписке с друзьями, и в разговорах, и в стихах, чтобы считать кого-то из этих женщин «тайной любовью».
       В шутливом «Дон-Жуанском» списке Пушкина, оставленном им на страницах альбома  его приятельниц, сестер Ушаковых, названо много имен, а она – «утаенная любовь» помечена таинственным знаком  «NN».
 


  Если отсчитывать увлечения Пушкина, начиная с лицейского периода, то  мы видим, что она стоит четвертой в списке:
                Наталья
                Катерина
                Катерина
                NN
                и т.д.

        Почему не первой? Да потому, что он ее спрятал, зашифровал и «отвел» все глаза, поставив на первое место Наталью –актрису крепостного театра графа В. Толстого, на второе – Екатерину Бакунину, молоденькую фрейлину, сестру лицейского товарища, на третье - примадонну  Императорских театров Екатерину Семенову.
       Есть еще немаловажный факт: в некоторых стихотворных строках так или иначе рассказывающих о сердечной драме Пушкина, говорится, что любимая женщина, несомненно,  жила далеко! Или  была недоступна…
      Особенно это проявляется в стихах, написанных  в южной ссылке, куда он был отправлен царем за «вольнодумство», а для себя поэт решил, что он сам «бежал от своей северной любви», пытаясь новыми знакомствами, впечатлениями, занятиями заглушить, умалить тоску, его съедавшую. Александр был якобы возмущен «мальчишкой» наводнившим Россию своими смелыми стишками, но  здесь может присутствовать и версия о стравливании поэта с царем посредством женщины. Безотказное, кстати   средство: страсть – ревность, ревность  - страсть…   
     Намеков и стихотворных признаний  поэт нам оставил предостаточно…В «Кавказском пленнике», например, он говорит, что он, пленник, унес из родного края долгую, мучительную страсть. В эпилоге «Бахчисарайского фонтана» свою несчастную, безумную таинственную любовь поэт разглашает  с помощью лиры. А есть сроки, в которых он даже называет ее! Правда,  впрямую стихи, написанные  в 1818 году, посвящены некой Н.Я. Плюсковой,  но в том, что ее имя было названо, а никто ни о чем не догадался (кроме царя, разумеется) был и своеобразный риск, азарт и, если хотите, вызов!   
       Кроме того, Пушкин оставил нам своеобразную личностную характеристику императрицы Елизаветы Алексеевны, ценную тем, что ее личность до сих пор до конца историками не исследована. 

      На лире скромной, благородной,
      Земных богов я не хвалил;
      И силе в гордости свободной
      Кадилом лести не кадил.
       ……………………………………

      Но признаюсь, под Геликоном,
      Где Касталийский ток шумел,
      Я, вдохновенный Аполлоном,
      Елисавету втайне пел.

      Небесного земной свидетель
      Воспламененною душой
      Я пел на троне добродетель
      С ее приветною красой.

      Любовь и тайная свобода
      Внушали сердцу гимн простой
      И неподкупный голос мой
      Был эхо русского народа.

Версия третья. ПЕТЕРБУРГ

    Где же  Пушкин и Елизавета Алексеевна могли видеться, хотя бы изредка?
    В 1813 году он однажды встретил ее в Царском Селе на прогулке в саду, куда лицеистам разрешено было ходить гулять. В Царское Село императорская семья наезжала довольно часто и живала там подолгу, особенно в летнее время. Ему было тогда четырнадцать лет, ей тридцать пять – возраст солидный по тем временам… и все же, все же…Он видел ее пусть коротко, мимолетно, но и эти сладостные мгновения оставили с в  его сердце след: « Я счастлив был пять минут…!»
      В июне 1817 года Пушкин окончил Лицей и с головой окунулся в Петербургские светские развлечения. Гости, балы, театральные премьеры и кутежи с друзьями, и, конечно же, маскарады!
     Маскарады были очень распространенным явлением в пушкинское время. Особенностью маскарадов было то, что на них мог являться каждый, кто хотел – от царицы до горничной, но в маске и в маскарадном костюме - это обязательно… Чаще всего маскарады происходили в залах дома Энгельгардта. Развлечение это было весьма сомнительного свойства, так как некоторые интриги завязанные на маскарадах кончались трагически. Вспомним, хотя бы, недалеко по времени отошедшего от пушкинского, «Маскарад» Лермонтова!
      Но привкус опасности быть узнанным, некая лаже запретность этой забавы, придавали маскарадам необыкновенную привлекательность. А что если их встречи  случались именно на маскарадах…или в театре, так как на балах, где присутствовал император, Пушкин в то время еще, вероятнее всего, не числился в числе приглашенных.
        Горячий взгляд голубых глаз под маскарадной маской, нечаянное пожатие руки, или движение веера в царской ложе, за которым ОНА прятала раскрасневшееся лицо, увидев ЕГО в партере…и все!
 А разве мало для тех, кто любит? Ведь в минуту можно прожить целую вечность, в потом вспоминать, вспоминать…как это делал насильно высланный царем  из Петербурга на юг Пушкин, как это делала она, бродя по темным залам дворца, пробираясь по стенке, как она говорила: «Я всю жизнь пробираюсь по стенке», крадучись, будто воровка, которая боится быть пойманной  или «привидение души нераскаянной».
    Перед отъездом в ссылку, Пушкин однажды встретил ее на улице. Коляска ехала шагом; он один шел по пустынной Дворцовой набережной и увидел Государыню; не ожидая поклона, она первая склонила усталым  и привычным движением свою прекрасную голову с бледным лицом, под черной вуалью и, как это бывает в таких мимолетных встречах, быстрый взгляд, которым они обменялись, был ясновидящим…
      «Какие жалкие глаза»,- подумал он и вдруг понял, что почти то же, почти теми же словами она подумала о нем, как будто две судьбы стремились от вечности, чтобы, соприкоснуться  в одном взгляде, мгновенном, как молния, и потом опять разойтись в вечность.
    
Версия четвертая. ИМПЕРАТРИЦА

      Императрица Елизавета Алексеевна  Романова отличалась необыкновенной скромностью и всегда оставалась в тени своего мужа, императора Александра I, «освободителя Европы от Наполеоновской узурпации», покорителя женских сердец, «нашего ангела», как  говорили о нем женщины,  которому придворный  писатель и  историк Николай Карамзин адресовал слова: «Ты отец Отечества, второй творец для своих подданных… Бог и честь с тобою…»               
     Но и Елизавета Алексеевна, тихая и робкая женщина, не очень счастливая, не нашедшая мирного семейного уюта и покоя, к которому стремилась, сделала немало доброго и полезного своей второй родине.
     Она отказывалась от внешнего блеска и почестей, посвящая  досуги свои делам благотворительности. С 1812 года, она, несмотря на возражения своего супруга, из тех денег, что обычно причитались жене императора (примерно около миллиона рублей), брала себе на туалеты всего двести тысяч, остальные же деньги употребляла на помощь нуждающимся.
      Она вела жизнь тихую и уединенную, весь блеск и пышность двора сосредотачивались около вдовствующей императрицы, жены Павла I, Марии Федоровны.
        Из дневника князя Валериана Михайловича Голицына: « 1824 год. Сентябрь. Царское село опустело. Государь уехал в восточные губернии. Императрица Елизавета Алексеевна живет во дворце одна, ее почти не видно и не слышно».
      Елизавета Алексеевна обладала великолепным голосом, имела склонность к изучению языков, много читала.
     В 1817 году она познакомилась с Николаем Михайловичем Карамзиным, и он вскоре сделался ее обычным посетителем и лектором. Их отношения сразу приняли характер взаимного доверия. Карамзин заинтересовал государыню своими беседами и чтением «Истории Государства Российского», после чего они живо обменивались впечатлениями и судили о написанном. В одном из ее писем к Карамзину от 23 февраля 1825 года она изъявляла  благодарность историографу за присылку ей новой поэму Пушкина, «которую она прочла с большим удовольствием».
     Под покровительством императрицы было образовано женское патриотическое общество, Елизаветинский институт, дом трудолюбия для воспитания и образования молодых девушек.
      В 1825 году она, по настоянию врачей , приехала лечиться в Таганрог. Здесь ею был основан Фонд комитета призрения  гражданских чиновников. В Таганроге она провела несколько месяцев, здоровье ее  поправилось, но внезапно заболел муж… и скончался на ее руках…
       Ранней весной 1826 года Елизавета Алексеевна отправилась в Петербург, но в городе Белеве вынуждена была остановиться из-за вновь обострившейся болезни…
     Мало известные, странные факты связаны с кончиной императрицы Елизаветы Алексеевны…так же как таинственна и непонятна была смерть и самого императора Александра I…
       Узнав о том, что императрица вновь заболела и остановилась в Белеве, вдовствующая императрица Мария Федоровна повелела срочно шить погребальное платье, отыскав среди фрейлин схожую  с  Елизаветой фигурой и ростом, и срочно, когда платье было готово, отправилась в Белев!
      Откуда она могла знать, что императрица умрет? А «на всякий случай»  - такие вещи, согласитесь, вызывают определенные предположения и мысли…
    В ночь смерти Елизаветы фрейлина, спавшая в соседней комнате, была разбужена странным шумом…. Из спальни императрицы выбежали, закрывая лица, два человека… Когда фрейлина
со страхом заглянула в комнату – императрица была мертва…
    Утром того же дня  в Белеве появилась  Мария Федоровна с платьем, которое срочно шили в Петербурге для похорон Елизаветы Алексеевны.
    В Белеве, в ее память и на «личные средства Елизаветы», т.е.  собственные драгоценности, был основан Вдовий дом  для призрения
двадцати четырех человек из всех сословий. Елизавета Алексеевна не оставила никакого завещания, но после ее кончины узнали о негласно раздававшихся пенсиях и пособиях от ее имени.
   Елизавета Алексеевна вела дневник, который она хотела передать после своей смерти Карамзину на хранение. Но историк, к несчастью, покинул сей мир через две недели после нее.
      Новый император Николай I и Мария Федоровна  решили сжечь дневник. Нам остается только горько сожалеть об исчезновении этого драгоценного материала.

Версия пятая.  ПРОЩАЛЬНЫЙ ДАР

     Отбывая ссылку  после юга в родовом селе Михайловском, мучаясь неизвестностью и сводящими с ума мыслями, что это заточение надолго, а , быть может, навсегда, Пушкин, незадолго да ее смерти посылает ей последнее «прости», прощальный дар любви несчастной. Чувствовал ли он, мог ли знать, что они уже никогда не встретятся в этом мире? А ОНА? Она, конечно же, их прочла, все поняла, да, впрочем, и раньше все понимала:
    
    Все в жертву памяти твоей:
     И голос лиры вдохновенной,
     И слезы девы воспаленной,
     И трепет ревности моей,
     И славы блеск, и мрак изгнанья,
     И светлых мыслей красота,
     И мщенье, бурная мечта
     Ожесточенного страданья.
………………………………………………………………………………

В  феврале 1831 года, в церкви Большого Вознесения состоялась свадьба Александра Пушкина и Наталии Гончаровой. Об его жене Дарья Фикельмон, приятельница Пушкина писала: « Прекрасное создание, но это меланхолическое  и тихое выражение похоже на предчувствие несчастья…»
    Не явилась ли Наталия Гончарова второй «Психеей», нежной, юной, хрупкой, мечтательной и романтичной? И несчастливой…
    И почему именно ее выбрал Пушкин?  Не потому ли что…
Все может быть, не правда ли?




  ПОСКРИПТУМ
   
    В рассказе Юрия Нагибина «Болдинский свет»  устами своих героев, болдинских жителей,  писатель говорит о Пушкине : « Телом крепок, а сам нежный, дыхание чистое. А царь ненавидел его люто, за то, что с царицей роман крутил и выслал далеко… А все лучше – день с Пушкиным, чем всю жизнь с дураком…» 


Рецензии