Моя последняя поездка
Потом был первая поездка на железнодорожном транспорте, который в те годы тащил за собой паровоз. Но поездка долгая. Вначале из Хабаровска до Москвы, а потом из Москвы до Кавказских Минеральных Вод. Естественно, затем тем же путем обратно в Хабаровск и далее на север.
Но я не собираюсь рассказывать о всех поездках, потому что их было очень много и некоторые просто исчезли из моей памяти. Как-то на досуге я посчитал, на каких типах самолетов я летал. Кроме тех первых, что я назвал, это были чешский Л-410, американские Боинг-737 и 747, наши Ил-18 Ил-62, Ил-86, Як-40 и 42, Ан-24, Ту-104, 114, 134, 154, 204 и 214.
Много ездил и на поездах, причем как на большие, так и малые расстояния. Ездил даже на рабочем поездке, который возил строителей БАМа. Ездил и в общем вагоне, и в плацкартном, в купейном и СВ. Не думаю, что у многих моих читателей наберется и половина подобных транспортных средств в их биографии. Но я еще не перечислил автомобили, на которых совершал свои служебные и частные поездки как по Дальнему Востоку, по Западной Сибири и Уралу. Это и грузовой ГАЗ-АА (полуторка), ГАЗ-51, 66, легковые ГАЗ-21, 24 и 31, все типы УАЗов, и масса иномарок, включая собственные "Ниссан Скайлайн", что в переводе означает "горизонт", "Тойота Кроун, Марк-II, RAV-4, служебные Корона, Лэнд Крузер, машины сыновей Супра, Авентис, "Хонда Цивик", а также самые разнообразные марки японских автомобилей, на которых довелось ездить во время поездок в эту страну. Ездил я и на корейских автомобилях фирмы "Хендай" - Соната, Солярис, Санта Фе и Таскон. В русском правописании многие названия кажутся незнакомыми автомобилями, но это не так. Они весьма широко распространены в России.
Заканчивая свое небольшое вступление к дальнейшему повествованию, я должен еще упомянуть, почему мной была совершена эта поездка 5 лет тому назад. Дело в том, что в тот год мне исполнилось 70 лет и меня пригласил приехать, чтобы отметить юбилей, мой дядя, живущий в Питере, чтобы пожить мужской компанией у него на даче с еще одним моим двоюродным дядей, который должен был приехать из тогда еще мирного Харькова. Мол, мы в таком возрасте, что всякое может случиться, а пожить, повспоминать былое будет очень много времени на даче. И я решил ехать.
К этому времени я из-за своей основной болезни и операции на сердце, при которой отрезали часть сердечной мышцы и оно стало работать на половину своей прежней мощности, и так же двухстороннего поражения тазобедренных суставов передвигался медленно и на костылях. Поэтому было решено купить рюкзак на спину и небольшую сумочку для документов и лекарств, которую можно повесить на себя впереди. Поездка на рынок позволила без проблем приобрести нужные вещи.
Добраться из подмосковного Рошаля до Москвы можно было двумя способами - на междугородном автобусе и на электричке, которая идет из Шатуры, а до Шатуры на автобусе. Я принял решение ехать на электричке, которая приходит на Казанский вокзал, а там, перейдя площадь Трех Вокзалов, я окажусь на Ленинградском вокзале и на поезде доеду до Санкт-Петурбурга, где меня на Московском вокзале обещал встретить дядя. Билет от Москвы до Питера можно было купить через Интернет, что мы и сделали, на автобус до Шатуры у водителя, и на электричку на вокзале в Шатуре. Оставалось выбрать те рейсы на автобус и электричку, чтобы мое пребывание на площади Трех вокзалов сократить до минимума. Ведь билет на поезд до Санкт-Петербурга был куплен с таким расчетом, чтобы приехать в точку назначения рано утром.
На костылях я передвигался не очень долго, но уже успел заметить, что ко мне, мужчине седому, с такой же седой бородой и на костылях, у окружающих несколько другое отношение, чем когда я ходил без костылей. Любят у нас в России ущербных и убогих. Поэтому я был уверен, что в случае нужды мне всегда помогут.
Мы с женой, которая собралась меня проводить до автобуса, из дома вышли с таким расчетом, чтобы прийти к автобусу, который ходит по расписанию, может опоздать разве что на минуту-две. И вот автобус подошел, я сел в него, мне уступили место на переднем сиденье (рейс был поздний и пассажиров сидело немного), и мы тронулись. Я люблю ездить на автобусах, как правило, комфортабельных, курсирующих между городами. Помню свою поездку на таком автобусе из тогда еще Ленинграда до Таллина, куда я ехал на съезд врачей-рентгенологов, делегатом которого был избран. Можно было поехать поездом, который шел ночь, но мне хотелось посмотреть почти европейскую Эстонию, с их ухоженными (как говорили знакомые, бывавшие там) фермами, красивыми домами в сельской местности, отличными дорогами, и все это я увидел во время этой поездки.
А была еще поездка на автобусе по берегу Тихого океана на Аляске, когда нас, членов делегации Хабаровского края, повезли на горнолыжную базу под названием "Америка". Автобус ехал по хорошему шоссе недалеко от берега спокойного в те дни Тихого океана, и это напоминало мне поездку на озеро Байкал по берегу единственной вытекающей из озера реки Ангара. Не хватало лишь вида противоположного берега, а тот, по которому мы ехали на Аляске, очень походил на берег сибирской реки.
Но сейчас все было не так. Подмосковье совсем не похоже на Сибирь, особенно растительность. Очень много березовых рощ вдоль трассы, ведущей в Шатуру, не очень многочисленные небольшие поселения по обеим сторонам дороги. Пришлось немного постоять у железнодорожного переезда, пока не прошла электричка в сторону Москвы. И вновь я вспомнил, как ехал на своем RAV-4 с внуком из Тюмени в Нефтеюганск. Там нам не приходилось ждать у переезда, потому что их просто не было, а вот виадуки над железнодорожными путями были и в достаточном количестве.
Автовокзал в Шатуре находится рядом с железнодорожной станцией. Но мне пришлось на своих костылях и с рюкзаком на спине пройти до станции, купить билет на электричку и пройти на перрон, вход куда был строго по билетам. На этой станции именно так организована борьба с безбилетниками. А что их очень много в Подмосковье, я убедился, когда впервые ехал из Москвы в Рошаль через Шатуру. В вагоне было очень много пассажиров, но вдруг прошел шепот, что идут контролеры. Почти все пассажиры быстро собрались и на ближайшей станции высыпали на перрон и стали передвигаться в конец состава, где контролеры уже проверили билеты пассажиров. И там быстренько снова зашли в вагоны электрички. Видимо, не на всех станциях Подмосковья установлены такие же входы на перрон, как в Шатуре, где проверяют билеты. В Москве в вагон можно зайти и без билета, а там как повезет. Но вот на перрон к электричкам не зайдешь, если не покажешь билет хотя бы до ближайшей станции. Так поступил мой провожающий в Москве, когда садил на электричку в Шатуру.
Вообще я впервые проехал на электричке в ноябре 1979 года, когда был на курсах усовершенствования в Москве. Курсы были двухмесячные - ноябрь-декабрь, и я решил навестить родных в Клину и Калуге. Первую поездку совершил в выходные в Калугу, где жила семья моей тети по отцовской линии. Народу в электричке было много, часть 4-х часового пути пришлось стоять, а потом сидеть на жестких деревянных сиденьях. Не понравилась мне эта первая поездка на электричке именно поэтому. А в Клин ходили электрички с мягкими сиденьями, и ехать было намного меньше, всего часа полтора, по-моему. А сейчас в вагоне электрички были мягкие сиденья, совсем немного пассажиров и ехал я около 2,5 часов, все время смотрел в окно и вспоминал, как впервые после долгого перерыва приехал в Москву. Вернее, прилетел. Это первая моя поездка с родителями в 1955 году была на поезде. Потом дважды студентом я ездил на соревнования по легкой атлетике, в первый раз в Ленинград, а второй раз в Волгоград. Это было летом 1966 и 1967 годов. Но тогда я Москву толком и не посмотрел. А вот во время 2-х месячного пребывания на курсах усовершенствования мне это удалось, тем более что занятий по субботам у нас не было. Одно мешало - холодная погода ноября и декабря 1979 года. Но потом я был месяц в Москве в мае 1983 года и еще несколько раз как на курсах усовершенствования, так и в командировках. Так что Москву я знаю неплохо. Центр её и некоторые окраины за последние годы неузнаваемо изменились.
Но сейчас меня не интересовала Москва, да и Питер в общем тоже. "Северную" столицу я тоже немало повидал, был в ней не раз, а три раза по целому месяцу. Выйдя на Казанском вокзале, в решил сразу перейти на Ленинградский и там что-то перекусить и купить пожевать в дорогу. Но оказалось, что на площади Трех вокзалов в это время велись какие-то дорожные работы, и надо было обходить, к тому же я не очень хорошо знал, где подземные переходы. Но, как говорится, язык до Киева доведет, не то что до вокзала на другой стороне площади.
Там я нашел кафе, где можно было перекусить, купил упаковку лапши "Ролтон", а вареное яйцо и копченая колбаса у меня была с собой, и стал ждать объявления посадки на поезд до Санкт-Петербурга. Учитывая, что я на своих костылях не очень бойко передвигаюсь, заранее нашел, где стоит этот поезд и свой вагон. Ехал я в плацкарте, соседями были молодые девчонки, которые группой ехали на экскурсию в "город революции". Так, с шутками и анекдотами, при моем участии, которые понравились девочкам, началась моя поездка на скором поезде до точки назначения. Со снотворным, без которого я не усну, я проспал часов до шести утра.
Соседи еще спали. Поэтому без проблем я умылся и позавтракал. Не могу, знаете ли, начинать рабочий день без завтрака. Мне много довелось по ночам дежурить в травмпункте. Бессонная ночь, когда приходилось оказывать медицинскую помощь, а после дежурства еще девять часов работы врачом-рентгенологом (в травмпункте я подрабатывал). Так что я платил энную сумму в бухгалтерию больницы, и на кухне, в небольшом кабинетике, меня кормили завтраком после дежурства. Не меня одного, дежурную бригаду хирургов и терапевтов тоже. Только хирургов за деньги, как и меня, а терапевтов бесплатно, потому что их ночные дежурства входили в график основной работы и за них они деньги не получали.
И после этого я мог нормально работать до обеда, который мы принимали в своем кабинете, скидываясь по 5 рублей на месяц и санитарки готовили что-то немудреное. Так как нам всем давали по пол-литра молока за вредность, самым распространенным блюдом на обед был молочный суп.
А теперь меня ждали две недели обжираловки, потому что мой дядя был очень хлебосольным человеком, и к тому же большим мастером приготовления шашлыков, рыбы горячего копчения и борща. И я не ошибся, все так и было. Правда, нам побыть втроем на даче удавалось нечасто, наведывались гости. Но это уже другая история. Тем, кто заинтересуется, ссылка на мой рассказ об этом. http://proza.ru/2017/07/10/485
Обратно я ехал на скоростном поезде "Сапсан" до Москвы, а там, как обычно, на электричке до Шатуры и автобусом до Рошаля. Уверен, это последняя поездка в моей жизни. Моя дядька был прав, мы встретились тоже в последний раз, ибо он полтора года назад покинул этот мир из-за коварного ковида. Но эту поездку и нашу жизнь на даче, где мы очень много говорили и вспоминали, я буду помнить до конца своих дней.
Свидетельство о публикации №222052300429