Детские забавы. Часть 3

Я уже опубликовал две заметки, в первой из которых рассказал, как играл сам со своими сверстниками в далеком детстве. Во второй заметке речь шла о том, как играли мои дети и я сам участвовал в этих забавах. Скажу честно, мои родители не очень в этом участвовали, разве что отец смастерил для меня игрушечные деревянные сани, в которые я запрягал игрушечного коня, учил кататься на двухколесном велосипеде, и так же показал азы игры в волейбол и в городки. А мама возила меня совсем маленького на санках на горку в центре нашего поселка под названием Конторка, и одного спускала вниз. 

А вот я сам делал игрушечные военные корабли детям, вместе с ними катался с горки на санях, на коньках играл с ними в хоккей, вместе с ними катался на велосипеде и ездил к морю, где они вместе со мной плавали. Но вот учить их плавать я оправлял в подготовительную группу в бассейн, после чего без опаски вез их на море.  В общем, об этом желающие могут прочитать во второй части под названием "Детские забавы" , ссылка прилагается. http://proza.ru/2022/05/22/509

Долго думал, хотя и получил такие просьбы от некоторых моих читателей, писать о детских забавах своих внуков, или нет. Все же они росли не у меня на глазах, хотя и частенько бывали в нашем доме.  Но потом все же решился и вот эти мои воспоминания.

Я рано женился, в 21 год, и так же рано стал дедушкой - в 42 года. Именно столько мне было лет, когда родился старший внук Валера, сын старшего моего отпрыска Саши.  Его семья снимала квартиры, где мы и наши сваты, родители невестки, их навещали.  Привозили к нам внука редко, чаще отвозили к сватам.

А через 9 месяцев  у моей совсем еще молоденькой дочки Наташа тоже родился ребенок, которого она назвала, как моего отца, Костей.   Молодая мама, слабенький ребенок, поэтому какое-то время её семья жили у нас, а потом у матери мужа дочери, которая жила одна и квартира была побольше.

Но традиционно на дни рождения мои и жены все дети в внуками  приходили в гости к нам.  Устраивали застолье, внуков кормили и они уходили играть в другую комнату, благо игрушек для мальчишек у нас хватало.  Играли они именно с этими игрушками, а не в прятки или догонялки.  Когда старшие внуки подросли,  я стал их катать на своем велосипеде. Да, в нашей семье одно время было сразу 5 велосипедов, благо коридор позволял их всех ставить, и мы всей семьей катались на них по нашему околотку. Когда дети выросли, у них появились другие интересы, велосипед остался один - мой. Это бы взрослый велосипед с небольшими колесами и складывающейся рамой. Долгие годы я на этом велосипеде ездил на работу в городскую больницу № 11 Хабаровска.  Когда появились внуки, я уже работал в краевом отделе здравоохранения первым заместителем заведующего отделом, и ездить на велосипеде на работу было как-то несолидно.  Но велосипед у меня был, и я иногда вечерами, но чаще в выходные дни, катался на нем для здоровья.

Когда младшему внуку было годика три, я сделал к велосипеду приставку, куда установил велосипедное седло. К эту времени на нем уже стояли две корзинки из супермаркета для перевозки мелких вещей и продуктов, зеркало заднего вида и поворотники, что давало мне возможность ездить по проезжей части дороги.  К раме между рулем и седлом велосипеда я крепил свою приставку, садил на неё внука, который оказывался передо мной, и держался за руль, и мы вместе совершали длительные поездки. 

Опробовав свое сооружение на маленьком внуке и поняв, что оно очень удобное, я стал катать и старшего внука, отвечая на его вопросы об увиденном пейзаже или каких-то сооружениях.  И такие поездки продолжались даже после того, как в нашей семье появился автомобиль, подержанный японский "Ниссан Скайлайн" с правым расположением руля. Но первый такой автомобиль появился у старшего сына - "Тойота Марк-II", но я редко на нем ездил в качестве пассажира и еще реже за рулем. Не намного чаще сын катал и моего внука, в основном возил на работу себя, жену и возвращался с работы.

Я стал владельцем автомобиля поздно, в 46 лет, и до этого не имел навыков вождения. Получив по блату права, я решил следовать советам гаишника, который принимал у меня вождения - чаще садиться за руль и тренироваться водить свой автомобиль.  Поэтому каждую субботу после работы (я обычно работал по субботам полдня), я садился за руль и просто катался, в основном за городом, где меньше автомобильный трафик. Тоже самое я делал и в воскресенье, съездив с утра по магазинам, а после обеда ехал за город.  Очень часто со мной ездила жена, а также внук Женя, которого привозила на выходные дочь Наташа. У нас в машине для внука была припасена даже подушка, потому что, устав, маленький ребенок засыпал на заднем сиденьи.  Обычно за выходные дни я наматывал на спидометр своего авто от 200 до 300 километров.

К этому времени семьи старшего сына и дочери жили отдельно в своих квартирах, с нами оставался средний ребенок сын Сергей.  Внуки  имели  своих друзей по месту жительства и почти ни с кем не общались, когда бывали у нас в гостях.  Они росли, вначале один, потом второй пошли в школу. Старший внук Валера по-прежнему тяготел к другой бабушке с дедушкой, где частенько проводил время в выходные дни, они возили его на дачу, а младший Костя чаще был у нас. Я к этому времени перестал так много ездить на машине в свои выходные дни бесцельно, но чаще ездил к знакомым в гости. Обычно это случалось в солнечные летние дни, зимой я ходил играть в хоккей в так называемую группу здоровья.  Если мои деты в возрасте моих внуков умели кататься на коньках и держать хоккейную клюшку, а так же умели плавать, то внуки не могли кататься на коньках, а Валера не умел плавать.  За все это время родители лишь раз свозили внуков к морю, хотя и у Саши, а потом и у Наташи были свои автомобили.  Мы с женой возили своих детей к морю раз в 2 года, преодолевая все препоны пограничного режима, существовавшего в те годы.  Это нас тревожило с женой, и мы решили в очередной свой вояж к морю взять с собой внуков. Но об этой поездке у меня есть отдельный рассказ, вот ссылка на него. http://proza.ru/2018/03/29/738

В Хабаровске с начала 90-х годов стала ухудшаться ситуация с водоснабжением. Амур и Уссури, которая впадала в Амур у Хабаровска, сильно загрязняли отходы промышленных предприятий из соседнего Китая, который стал бурно развивать свою промышленность, не уделяя внимание очистке промышленных отходов.  Рыба в Амуре стала пахнуть фенолом, её стало опасно употреблять в пищу. Да и купаться в Амуре стало небезопасно, хотя многие продолжали плавать. Но не мы.  Мы стали пару-тройку раз за лето ездить на рукотворное озеро в районе имени Лазо, образовавшееся на месте песчаного карьера, куда открылся подземный родник.   Чистая, почти как морская, вода, хороший берег, маленькое количество отдыхающих рядом, доставляли нам настоящее удовольствие. Ездили мы туда иногда на двух машинах, иногда, когда Саша не мог поехать, на одной нашей. К этому времени у меня был представительского класса автомобиль "Тойота Кроун", с рамой и большим салоном.  На обратном пути мы останавливались у шашлычной в поселке Корфовский и ужинали свежеприготовленными шашлыками.

Поездка к морю с внуками случилась в сентябре 2002 года, а в июне 2003 года мы с женой, сын Сережа и семья Наташи перебралась в Сибирь, город Нефтеюганск, а семья Саши переехала в нашу квартиру.  Впервые наша большая и считаю, дружная семья распалась на две части, разделяемые несколькими тысячами километров.  Но, как оказалось, ненадолго. Через 2 года соскучившийся по нам старший внук Валера приехал к нам в гости, и ему так понравилось у нас, что он категорически отказался уезжать в Хабаровск. Я перевел его в местный колледж после того, как родители прислали документы из индустриального техникума в Хабаровске,  а через полгода, продав квартиру с мебелью и автомобиль в Хабаровске, к нам в Нефтеюганск приехали и родители Валеры. Одно время они жили у нас, а потом купили себя квартиру и автомобиль.

К этому времени наша дочь жила со своей семьей в квартире, на покупку которой деньги дала мать мужа Наташи. Вскоре у них родился наш третий внук Женя. Он, как и старший сын Наташи Костя, рос у нас на глазах в дошкольном возрасте.

Еще когда мы жили в Нефтеюганске вместе с семьей Наташи, я по просьбе внука Кости купил игру, где надо было собрать макет самолета, раскрасить его.  Увы, одному внуку это  собрать макет не получилось, мне пришлось помогать, и это занятие оказалось мне по душе. Я стал покупать подобные конструкторы, собирать их, а внук играть ими.  Это были самолеты и вертолеты, корабли и подводные лодки, танки основных армий мира. Скоре они заставили все полки в одной из комнат и пару полок на большом стеллаже в гостиной. Вертолеты и самолеты висели на ниточках под полками и создавали иллюзию летящих.

А когда приехал вначале в гости Валера, а потом остался на совсем, он стал сам собирать модели танков Великой Отечественной войны, и они заняли весь подоконник в его комнате.  Но я старался привить внукам и желание стать сильнее, они стали ходить в тренировочной зал в подвале больницы, где я работал директором.  Много времени они проводили вместе, пока не начались занятия у одного в колледже, а у второго в школе.

А  к третьему внуку Жене вскоре присоединился четвертый, Арсений, сын Сережи. Это был его первенец, и Сережа, работая по вахтам, в свободное время много внимания уделял сыну.  Он играл вместе с ним в игрушки, которых накупил массу, гулял с ним, потом отдал в секцию, где тот стал заниматься борьбой тэквондо.  Но семья Сережи жила в Тюмени, а семья Наташи, после того, как она рассталась с очередным мужем, жила вместе с нами в поселке Молодежный под Тюменью, где таких возможностей для занятий нет.  По-крайней мере, в те годы, когда я жил с ними.  Но вот побыть на свежем воздухе, побрызгаться, посидеть в небольшом водоеме на участке, сорвать ягоду с куста и поучаствовать в приготовлении шашлыков на участке за нашим домом, где у нас таун-хаус, они могли и регулярно это делали.

Но потом я уехал и сейчас знаю лишь в общих чертах о забавах моих младших внуков.  Думаю, что написать, как забавляются мои правнуки, не сумею, я не такой долгожитель, как некоторые.  Ведь старшие внуки, которым уже больше 30 лет, о своем потомстве не думают.  А младшим пока рано думать об этом. На этом я заканчиваю свои повествования о детских забавах.


Рецензии