Подъезжая под Ижоры. Пушкин и Катенька Вельяшева

               
  Стихотворение А.С. Пушкина “Подъезжая под Ижоры” посвящено Екатерине Вельяшевой, кузине Алексея Вульфа,  его тригорского приятеля и сына Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, в семействе которой Пушкин всегда чувствовал себя как дома.
    У Прасковьи Александровны, помимо Тригорского, было  имение Малинники в Тверской губернии. А у Пушкина в этих краях было много знакомых и друзей, у  них поэт бывал довольно часто, это и Полторацкие,  и  Львовы, Оленины, и, конечно, многочисленные кузены и кузины первого мужа Прасковьи Александровны-  Николая  Ивановича Вульфа. Свыше двадцати раз бывал Пушкин в тверской губернии и всегда с радостью принимал приглашение Прасковьи Александровны погостить в Малинниках, где ему  легко жилось и писалось.
             “Хоть малиной не корми, да в Малинники возьми”,- шутил он.
Приезд Пушкина в Малинники каждый раз становился событием, волновавшим весь уезд. “На Пушкина” съезжались ближние и дальние  соседи и родственники - взглянуть на гения, прикоснуться к его славе, насладиться высокой поэзией.
    Малинники  располагались в стороне от Петербургского тракта, между старинным  Торжком и Старицей, городом, стоящем на высоком берегу Волги и  основанном еще в 12 веке.  Теперь их соединяет бетонное шоссе, но до нашего времени  сохранилась старая   дорога, по которой часто колесил  Пушкин, бывая в тех  краях. Песчаная и мягкая, она вьется среди вековых сосен, поднимаясь изредка на невысокие песчаные холмы; по обочинам растет  пряно пахнущая лесная гвоздика, а сама дорога усыпана сосновыми шишками... Смолистый воздух стоит неподвижно, и дышать им, не надышаться... И еще, так и хочется разглядеть на ней следы  колес пушкинского экипажа, спешащего к друзьям. Или, это уже из области неуемной фантазии, кажется, что  вдалеке, за  стволами сосен, освещенных закатным солнцем и светящих изнутри, покажется  карета, а в ней путник, так похожий на Пушкина…
      Почтовая эта дорога видела Пушкина грустным и веселым, одиноким и с друзьями, видела путником, шагающим с суковатой палкой версту за верстой.
         Она тоже была разной, эта “государева дорога”, вечно живая река между двух берегов, Москвой и Петербургом. В зависимости от надобности путешественника и скорости, дорога занимала 4 - 8 суток.
     Каждый город, стоявший на пути между Петербургом и Москвой имел  какую-то свою особенность: об этом и Пушкин  писал, а мы вспомним и Торжок с его Пожарскими котлетами, и Вышний Волочек с баранками, гостиницу Гальяни в Твери с его макаронами и сыром “Пармезан”,  форель в Яжелбицах и  многое другое...
               Был у дороги и свой голос- голос курьеров, фельдегерей, мчавшихся туда и сюда день и ночь с важными поручениями или с почтой... Иногда в  дорожный шум вплетался заунывный голос ямщика, тянувшего песню о горемычном житье-бытье, или вспоминавшего о той, что ждала его на почтовой станции...И над этим неумолкаемым  оркестром звучал непременно нежный и мелодичный голос валдайских колокольчиков - непременный  атрибут русской упряжи.
     Московско-Петербургский тракт Александр Сергеевич знал очень хорошо. Он мог бы, наверное, сказать словами своих героев: “...несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не знаю в лицо, с редким не имел дела...”.
      Из 25 станций, стоявших на пути из Москвы в Петербург, он многие упоминает в своих письмах, набросках, а то и литературных произведениях, например в “Станционном смотрителе”. 
      Иногда он сворачивал в Торжке  с тракта, чтобы заехать к своим друзьям, жившим в Тверской губернии:  Митино, Берново, Малинники, Старицу, Грузины...
      В 1829 году, зимой он приезжает к Прасковье Александровне в Малинники и вместе со старшими детьми Анной и Алексеем отправляется в Старицу, к  родственникам  Вульфов -Вельяшевым , на рождественские праздники.
      Зима того года выдалась необыкновенно веселой, да еще, к тому же, в городе стоял полк уланов, а значит, что  чуть- ли не каждый день  давались балы. “Играла   полковая музыка, уланы кружились с барышнями, маменьки с затаенными надеждами привычно обмахивались веерами, напряженно следя за своими любимицами, и среди веселой праздничной толпы танцующих от души отплясывали два приятеля - бывший дерптский  студент, кумир местных красавиц Алексей Николаевич Вульф и “ первенствующий поэт русский” Александр Сергеевич Пушкин. Оба они были отменные танцоры, оба не гнушались успехом у уездных барышень и оба, не вполне удачливо, впрочем, усердно ухаживали за молоденькой кузиной Вульфа - синеглазой Катенькой Вельяшевой”.
      Профиль Катеньки Вельяшевой запечатлен  на полях одной из пушкинских рабочих тетрадей, где писалось стихотворение “Подъезжая под Ижоры”. Не то, чтобы Пушкин  особенно был увлечен  юной Катенькой...Не то, чтобы сама Катенька была такая уж красавица...
     Мало ли женщин, прекрасных и блистательных, встречал поэт в столичных светских салонах, в дворянских собраниях, в провинции... Но ,наверное, было что-то в этой девочке такое особое, цельное, что не могло оставить равнодушным поэта. Юность, милое кокетство девочки, готовящейся стать очаровательной девушкой...
                Подъезжая под Ижоры
                Я взглянул на небеса
                И воспомнил Ваши взоры,
                Ваши синие глаза...
                Хоть я грустно очарован
                Вашей девственной красой,
                Хоть вампиром именован
                Я в губернии Тверской,
                Но колен моих пред Вами
                Преклонить я не посмел
                И влюбленными мольбами
                Вас тревожить не хотел.
                Упиваясь неприятно
                Хмелем светской суеты,
                Позабуду, вероятно,
                Ваши милые черты,
                Легкий стан, движений стройность,
                Осторожный разговор,
                Эту скромную спокойность,
                Хитрый смех и хитрый взор.
                Если ж нет...по прежню следу
                В Ваши мирные края
                Через год опять заеду
                И влюблюсь до ноября.
          Поэт Яков Полонский передает интересный рассказ петербургской приятельницы Пушкина, знаменитой красавицы и умницы Александры Осиповны Смирновой-Россет, о разговоре ее с Пушкиным об этих стихах. А.О. Смирнова -Россет, высоко ценимая Пушкиным за независимый ум и тонкое восприятие поэзии, заметила поэту однажды:
“ -Мне очень нравятся ваши стихи “Подъезжая под Ижоры”
- Отчего они вам нравятся?
-Да так, - они как будто подбоченились, будто плясать хотят”.
   Пушкин очень смеялся.
         В замужестве Катенька, то бишь Екатерина Васильевна, носила фамилию Жандр. Несколько ее портретов было разыскано пушкинисткой Т.Г. Цявловской и В.П. Енишерловым. С обоих портретов, отображающих разные возрасты Катеньки, смотрит на нас молодая, а потом старше, но  еще красивая женшина, со спокойным достоинством позирующая в предписанной условностями позе “модели”.
      Очень значительное лицо- запоминающееся... “она очень стройна и имеет много приятности  во всех движениях и обращении”,- это строки из дневника Алексея Вульфа, весьма тонкого ценителя женской красоты, но  без тени романтичности.
       А благодаря  Пушкину мы всегда будем, “не иначе как с доброй почтительностью”  вспоминать ту, которая вдохновила поэта написать одно из очаровательных  лирических стихотворений.
     Замечательный русский композитор Георгий  Васильевич Свиридов   автор нескольких романсов на стихи Пушкина.  Надо сказать, что в первой половине 19 века в столичных  салонах, в  старинных дворянских усадьбах губернских и уездных городов все чаще начинают звучать романсы.                Романс как жанр вокальной  камерной  музыки уверенно входил в быт. Провинциальные барышни любили коротать досуг  за фортепиано или проводить длинные, зимние вечера в домашнем кругу, перебирая гитарные струны и напевая «чувствительные стишки»  - естественно о любовных радостях и страданиях. В эпоху Пушкина романс становится  крупным художественным явлением. Стихи многих  известных поэтов привлекали внимание  музыкантов, но  именно романсы, написанные на  пушкинские строки, безмерно обогатили музыкальную сокровищницу.
 Вокальный жанр - основа творчества Георгия Васильевича Свиридова (1915-1997г.г.) В цикле романсов на стихи Пушкина он раскрывает сокровенные  мысли и чувства поэта. Поэзия Пушкина, гармоничная и страстная , разнообразно эмоциональная, сама по себе очень музыкальна.  Душевные порывы, отношения с друзьями, любовь, обиды и разочарования, реальные воспоминания и совершенно неожиданные фантазии – все это находило  отражение в музыке. Пушкинист Михаил Гершензон , к примеру, отмечал, что Пушкин в своих стихах необыкновенно правдив и в каждом его стихотворение – автобиографическое признание совершенно реального свойства. Надо только внимательно читать  его стихи и верить Пушкину.   
 Музыкальное произведение “Подъезжая под Ижоры” подобен блестящему экспромту, жизнерадостному и стремительному...
         Когда-то, будучи лицеистом, юный Пушкин « на темну ель повесил звонкую свирель»… Не умолкнет звонкая свирель, будет петь и тревожить сердца, потому, что изменится все, но останется незыблемо святое: пережившая века память о человеке, который наполнил нашу жизнь смыслом и красотой.
               




               
               


Рецензии