Птенцы гнезда Петрова. Голицыны и Пушкин

                Неподалеку   от Москвы, на  Можайском шоссе, бывшей старой Смоленской дороге,стоит село Большие Вяземы. Сквозь сплетение ветвей векового парка просматривается с шоссе величественный дом, напоминающий своей архитектурой Версальские дворцы. Стройный силуэт церкви Преображения Господня с высокой прозрачной звонницей отражается в зеркальной глади пруда.
Тишина и покой… Старинная усадьба… Здесь все располагает к романтическим мечтам, к воспоминаниям о прошлом, которое нам, нынешним,  кажется сказочным и прекрасным. Это так, и не совсем так… Любая старинная  усадьба заключает в себе некую тайну, но усадьба в Вяземах – место совершенно необыкновенное, связанное с  судьбой целого, знаменитейшего в России рода, Рюриковичей, князей Голицыных.
            Голицыны так или иначе оставили след в истории  своими деяниями на благо России,  а в литературе -   в качестве реально существовавших лиц и вымышленных, но  являющихся  прототипами, персонажей.
         Среди писателей  восемнадцатого и девятнадцатого веков трудно найти  известного автора , которого бы судьба не столкнула в кем-нибудь из Голицыных в жизни  и он не использовал бы эти встречи для своих романов, повестей, исторических заметок…
            Стоит вспомнить Василия Голицына – фаворита и большую любовь царицы Софьи, сестры Петра I, Михаила Михайловича Голицына, будущего фельдмаршала, и  Сергея Федоровича, героя Очакова, ставших героями произведений Ломоносова и Державина. Сергей Федорович – один из «Екатерининских орлов», генерал-майор, имел блестящие заслуги  в турецких походах, в потемкинско-румянцевских викториях, а впереди его ждала  еще и суворовская слава!
         Писатель Лажечников, как известно, один из авторов о Голицыных. В его романе «Ледяной дом» из времен Анны Иоановны рассказана печальная история  князя- шута, внука великого  Василия Голицына.
Его имя было Михаил. О нем же написал повесть «Квасник и Буженинова» писатель нашего времени Юрий Нагибин.
       Василий Жуковский посвятил  Дмитрию  Владимировичу Голицыну, генерал-губернатору Москвы в послевоенные 20-е годы ХIХ века, (о нем уже было рассказано  в статье «Свежо предание»), хвалебные стихи, не только как государственному деятелю, но и как человеку:
                Друг человечества и гордый друг закона,
                Смиренный в почестях и скромный средь похвал,
                Каких ты доблестей в себе не сочетал?
                Любовь великую к святой земле Отчизны,
                Самозабвенный и великий труд,
                В дни брани – мужество,
                В дни мира – правый суд,
                Чистоту души , и жизнь без укоризны.
                Дмитрий Владимирович Голицын стал героем романа Герцена «Былое и думы», ему посвящено много теплых слов в «Рассказах бабушки» Благово, о нем написал Пикуль в одной из своих исторических миниатюр «Сын Пиковой дамы»… Нельзя не упомянуть А.С. Грибоедова с его знаменитой пьесой «Горе от ума». Изображая жизнь московского общества, автор не мог обойтись без какой-нибудь яркой личности из рода Голицыных. Ею стала знаменитая Мария Алексеевна- автор даже не изменил имя у своей героини, настолько важно было ее мнение. « Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня, Марья Алексеевна!»,- в ужасе восклицает под занавес Фамусов, чей перевод фамилии означает слово- молва. И этот афоризм очень символичен.
              Мария Алексеевна дочь Алексея Борисовича, родного дяди Дмитрия Владимировича Голицына.
        Но, надо сказать, что Д.В. Голицын оскорбился за свой любимый город, которому он отдал столько сил  на восстановление, после наполеоновского нашествия, обиделся на Грибоедова: «Всю Москву представил в уродливом свете, а москвичей превратил в карикатуры",- говорил он. 
           Дмитрий Владимирович Голицын – младший сын Наталии Петровны Голицыной, урожденной Чернышевой, владелицы Больших Вязем и возможного  « прототипа»  героини пушкинского, гениального произведения «Пиковая дама».
            Я пишу – возможного, потому, что прототипом старой графини  одно время считалась тетка Наталии Николаевны Гончаровой, фрейлина императрицы Александры Федоровны – Загряжская. Но пушкинисты склоняются больше к образу Наталии Петровны Голицыной,уж больно экзотическая фигура с богатым романтичным прошлым.               
                Сто семьдесят лет минуло с тех пор, когда Пушкин записал: «Моя Пиковая дама»в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза… При дворе нашли сходство между старой княгиней и Наталией Петровной Голицыной и, кажется, не сердятся».
      Все эти годы образ старой графини привлекает своей таинственностью, и какой-то роковой  значимостью… Считается, что обращаться к ее образу в творчестве- снимать фильмы, телевизионные передачи опасно, что она, якобы, будет мстить…Михаил Казаков, известный актер и режиссер, поставивший на телевидении и «Фауста», и «Маскарад» Лермонтова, собирался обратиться к «Пиковой даме»,  ему, кажется и «карты в руки», но, по слухам, произошло нечто такое, что он выбросил сценарий и ни разу больше к нему не обращался…
          Автор этих строк около десяти лет назад, ничтоже сумняшеся, сняла телевизионную передачу «Тайна старой графини», в которой рассказана  история создания Пушкиным своей повести и, некоторым образом поплатилась за это…И довольно сильно…
       Обращаясь к теме «Голицыны и Пушкин»,  автор надеется, что уже вполне  искупила  свой грех перед «старой графиней», тем более, что  речь идет не только о ней, но и обо всем роде Голицыных, составившем славу и гордость России. 
    Голицыны отличались и некоторой оригинальностью поведения.  Так, например , супруга князя Сергея Михайловича Голицына, камергера, действительного тайного советника, среди прочих наград и отличий имевшего орден  св. апостола Андрея Первозванного был женат на  Евдокии (Авдотье) Ивановне Голицыной, урожденной Измайловой.
 Хозяйка блестящего петербургского салона, постоянным посетителем которого былв 1820-х годах Пушкин. Красота,незаурядная эрудиция и  разнообразие интересов княгини привлекали в ее салон  многих образованных людей того времени.Современники называли ее “Ночная княгиня”(Princeese Nokturn), ее гости собирались поздно вечером у горящего камина. В шутку ли,  всерьез, кто-то нагадал ей, что она умрет ночью, во сне, и вот  княгиня,  оборотив ночь в день, таким образом собиралась обмануть судьбу...Кстати,  она прожила семьдесят два года, что и вообще-то немало, а для времени, в котором жила княгиня- особенно.И судьбу она, каким-то образом обманула… Супруги Голицыны не были фактически мужем и женой, каждый жил своей жизнью;  Сергей Михайлович пережил Евдокию  Ивановну на семь лет.
      Был среди Голицыных и такой - Николай Борисович Голицын, ветеран 1812 года. Храбрый воин, занимавший командные посты, и, вместе с тем, страстно любил виолончель, дружил с Бетховеном, который  посвятил ему некоторые из своих в квартетов.
       Юрий Николаевич Голицын (это уже  середина девятнадцатого века) был известен в свете под именем “Юрка”; камергер, коллежский советник., прославился на Москве своим хором, который организовал  из крепостных своего тамбовского имения; Этим хором, исполнявшим русские народные песни, он дирижировал, доведя их исполнение до совершенства.  Потом он составлял хоры из любителей, гастролировал с ним даже в Америке, не говоря уже о Москве, Петербурге, Лондоне, Париже и т.д.
       Были среди Голицыных и Светлейшие князья Борис Дмитриевич и  Владимир Дмитриевич. Последний был  кавалером ордена  св. Александра Невского. Были музыканты, актеры... Замечательные, чистые и честные люди, патриоты своей Страны. Если  сказать о роде Голицыных, как бы обобщая, то были Голицыны-воины,  и Голицыны- государственные  мужи, между ними находились  баре, склонные к роскошной жизни, изящным искусствам и проживанию больших состояний.

Вяземы – вотчинная усадьба Бориса Годунова, впоследствии была подарена  Петром I своему воспитателю и крупному государственному деятелю князю Борису Алексеевичу Голицыну. Род Голицыных, ведущий свою историю от Рюрика и Гедемина, сильно разветвился, включая в себя Ржевских, Чернышевых, Пушкиных. Пушкин имел дружеские и родственные связи с той ветвью рода Голицыных, которая на протяжении почти двухсот лет владела имением Большие Вяземы. Одна из владелиц усадьбы Вяземы, Наталия Петровна, приходилась Пушкину четвероюродной бабкой со стороны его матери.
       Бабушка Пушкина, Мария Алексеевна Ганнибал , чье имение Захарово находилось в нескольких верстах от Вязем, была из рода Ржевских, чем очень гордилась.  Ее мать Сарра Ржевская вышла замуж за Алексея Пушкина, таким образом, Мария Алексеевна, до замужества с Ганнибалом, носила фамилию Пушкина, а по матери- Ржевская… В то время в России родство очень  почиталось, даже столь дальнее. 
        Пушкин еще ребенком познакомился с княгиней Наталией Петровной Голицыной, так как он с родителями часто бывал в Вяземах, где в церковной ограде был похоронен его шестилетний брат Николенька, умерший от скарлатины.
          Когда Пушкин впервые увидел княгиню Голицыну, ей было уже почти за шестьдесят… Эта стареющая женщина, которая была нехороша собой, (в свете ее называли «усатая княгиня»), поразила мальчика. И когда Пушкин писал повесть «Пиковая дама», ему наверняка припомнились детские впечатления от встреч с княгиней в Вяземах,  и он воспользовался ими при описании внешности героини – старой графини в «Пиковой даме».
         Так какая же была она на самом деле – эта необыкновенная женщина: внучка, дочка, жена и мать известнейших людей России?
          «Старая графиня,- писал Пушкин,- видела двор при пяти императрицах…Ришелье за нею волочился, и поговаривают, что он даже чуть было не застрелился из-за ее жестокости…» Весь Париж бегал смотреть на Венеру Московскую…
          Легенды о Наталии Петровне Голицыной ходили с самого  ее рождения. Поговаривали, что ее дедом был не  граф Григорий Чернышев, а император Петр I, пожаловавший своим вниманием супругу Чернышева, Евдокию Ивановну, урожденную Ржевскую, называвший ее любовно Авдотьей и  бой-бабой и бывший крестным отцом ее первенца, Петра Григорьевича Чернышева.
            А ее муж, Григорий Чернышев, денщик императора, стал позднее генерал-аншефом, сенатором, московским генерал-губернатором, и был награжден двумя портретами Петра с алмазами. Кстати, Чернышев был единственный человек, кто мог сказать Петру правду в глаза…
          Родившись еще при Елизавете Петровне, Наталия Петровна имела честь танцевать с двумя королями  Франции, состоять в дружбе с Марией-Терезией, при дворе которой она пристрастилась к карточной игре, быть близкой Марии-Антуанетте;  она принимала  участие в увеселениях  Версальского двора, где она и получила прозвище «Принцесс-Мусташ»,(Княгиня усы),  беседовала с Вольтером и Дидро. Она была любима английским принцем Генрихом IY, который сватался к ней…Ее не выдали за него, но она навсегда сохранила с ним дружеские отношения. Он подарил ей  свой портрет с дарственной надписью. Портрет до сих пор находится в Вяземах.
       Росла Наталия Петровна в основном за границей, получила европейское образование в семье отца-дипломата, владела четырьмя языками. Она блистала не красотой, но умом и грацией, «Талия у нее и впрямь, была осиная» (Из воспоминаний о Н.П. Голицыной).   Вместе с сестрой, Дарьей Петровной, - она не раз становилась законодательницей мод в России, именно они придумали вставить в бальную программу танец - контрданс.         
       Отличилась как-то Наталия Петровна  на знаменитой конной карусели, которую ввела в Петербурге Екатерина II в подражание французскому двору .
      Во времена императрицы Екатерины II проводились конные рыцарские состязания, в которых с успехом, наравне с мужчинами, участвовали и молодые женщины высшего света.
 Эти состязания носили название «каруселей» , которые не надо путать с аттракционом, который мы называем карусели. Конечно, конные рыцарские карусели были далеки от военных действий, но, тем не менее требовали от состязающихся немало ловкости и искусного владения и холодным и горячим оружием.  Эти «карусели», или иначе рыцарские турниры пользовались популярностью в Западной Европе  еще с IХ века.
    Постепенно эти  воинские игры превратились в самые настоящие поединки и сражения, иногда даже с кровавым исходом. Забавы эти , пользовавшиеся у знати любовью и покровительствуемые королями , постепенно прекратились,  но потребность в мирных забавах такого толка нашла выражение в бескровных мирных «каруселях», которые возникли в Италии во второй половине шестнадцатого века. К семнадцатому веку они превратились в пышные праздненства, вытеснили рыцарские турниры и стали любимым занятием высшего дворянства. Конные отряды из нескольких человек состязались в метании дротика, снятие копьем подвешенных металлических колец, ломание копий, рубка чучел или их схватывание, стрельба в цель. Заканчивались «карусели» победным маршем и вручением наград победителям. В восемнадцатом веке стали проводиться и дамские состязания. Их участницы сидели в специально построенных повозках( фаэтонах, колесницах, санях), управляемых кавалерами –возницами и, действуя дротиком, копьем, палашом, шпагой или пистолетом выполняли те же упражнения, что и мужчины. Это развлечение было подхвачено Россией. Екатерина хотела таким образом воскресить дух русского рыцарства и тем возвысить славу государства.    
    И в 1766 году на карусели Наталия Петровна получила «первый прейз», который вручил ей сам Миних со словами: « Позвольте вручить вам, наша прелестница, «первый прейз» за приятное ваше проворство и золотую медаль за красоту». А на балу партнером Наталии Петровны оказался двенадцатилетний цесаревич Павел, с которым она установила хорошие отношения. Впоследствии жена Павла, Мария Федоровна очень любила княгиню. А в то время Наталии Петровне было 25-27 лет. В тот же год ее выдали замуж. Отказа не получил князь, посланник к венскому двору Голицын Владимир Борисович.
       Выйдя замуж за Владимира Борисовича Голицына, Наталия Петровна Чернышева  получила тем самым древнюю русскую дворянскую фамилию и причастность к роду, переплетшему  в себе корни  Рюриковичей и Гедемина. Заметим, что муж ее приходился правнуком того самого  князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, который в 1694 году получил от него имение Большие Вяземы.
     Князь Владимир Борисович, муж Наталии Петровны,  был известен тем, что в 1774 году доставил в Москву пленного Емельяна Пугачева. Голицын был отцом  двух дочерей игравших заметную роль при императрицах и трех сыновей, из которых один – Дмитрий Владимирович , генерал-губернатор Москвы, о нем мы  уже писали много раз, получил в 1841 голу с потомством титул светлейшего князя! Наталия Петровна стала статс-дамой императорского двора. При коронации Александра I в 1801 году она получила Малый крест ордена  Святой Екатерины, а в 1826 году - Большой крест этого ордена; таким образом, она стала одной из двенадцати русских дам, не считая членов царской семьи, удостоенной столь                высокой награды.
          Высокообразованная и властная, очень гордая и надменная, далекая от всяких женских слабостей, она сделалась к старости законодательницей российской аристократии и заставила все великосветское общество считаться с ней. В повести Пушкина «Пиковая дама» читаем: « Все знатные вельможи оказывали ей особое уважение и высоко ценили ее малейшее внимание. У себя принимала она весь город, соблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо»
         Пушкин сам читал Нащокину «Пиковую даму» и рассказывал, что сюжет повести не вымышлен. В молодости, проигравши в карты герцогу Орлеанскому «на слово» что-то очень много, княгиня попросила помощи у некоего Сен-Жермена, который был личностью поистине фантастической. Поговаривали, что он живет на свете уже несколько веков,  и был свидетелем событий, происшедших задолго до Рождества Христова, что вызывало у многих суеверных страх по отношению  к нему. Впрочем, многие считали его шарлатаном и алхимиком… Можно было бы подумать, что этот персонаж и вовсе вымышлен, если бы о нем не было столь подробно рассказано в записках прадеда князя Волконского.  В них  можно прочитать любопытный разговор молодого человека, каким тогда был князь Волконский и слуги Сен-Жермена, с которым  князь разговорился из любопытства,  желая узнать об его хозяине как можно больше, пока того не было дома. Слуга ответил только, что он служит графу Сен – Жермену  триста лет, а сколь тот живет на свете - никто не знает… Кстати, Сен - Жермен появился в России в середине  восемнадцатого века под именем доктора Шенинга, и принимал активное участие, по просьбе матери Екатерины, в возведение на престол ее дочери, будущей императрицы Екатерины II…
        «Внук Наталии Петровны раз проигрался и пришел просит денег у бабки, чтобы отыграться. Денег она ему не дала, а назвала три карты, назначенные  ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй»,- сказала бабушка. Внук поставил три карты и отыгрался. Но бабушка его предупредила, что здесь есть одно условие: в вечер больше одной карты не ставить и вовек уж больше не играть! Внук, который последовал совету бабушки, князь Сергей Григорьевич Голицын, был на самом деле не внук, а правнук старой княгини. В свете его называли Фирс, тогда было в обычае награждать забавными именами друзей и родных.
 ( вспомним Трубецких-комод, прозванных так из-за схожести их дома с комодом. Дом этот сохранился,  и до сих пор стоит на  Покровке, на углу Покровского  бульвара). Но это к слову.
     Так вот, на рукаве этого самого Фирса, с которым Пушкин был дружен, он мелом начертал эпиграф к еще не написанной «Пиковой даме»: « Быть может, ты восплачешь обо мне?» А в эпиграфе, дошедшем до нас, Пушкин написал: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Почему Пушкина обуревали столь мрачные мысли? Ведь 1833 год, когда писалась «Пиковая дама» считается самым  спокойным и счастливым годом для него. Работал он над ней три года,  и ничто еще не предвещало трагической развязки его жизни.
Но, как писал Лермонтов: « Жизнь- банк, рок мечет, я играю, и правила игры я к людям применяю…» «В то время дамы играли в Фараон»,- эта деталь , обозначенная Пушкиным, не случайна. Фараон не зря называют фатальной игрой. В ней все зависит от игры случая – как лягут карты:  «Чекалинский стал метать. Руки его тряслись. Направо легла дама, направо – туз. – Туз выиграл!- сказал Германн и открыл свою карту. – Дама ваша убита,- ласково сказал Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама… (…) Необыкновенное сходство поразило его…
-Старуха!- закричал он в ужасе»
        Надо отметить, что и сама  история создания Пушкиным повести «Пиковая дама» окружена тайной. «Пиковую даму» Пушкин писал в Болдине, и рукопись повести сменялась на его  рабочем столе рукописью поэмы «Медный всадник». «Медный всадник» дошел до нас целиком, весь, до последнего чернового листочка, а «Пиковая дама» исчезла. Не сохранилось ни черновиков рукописи, ни, тем более, оригинала. Сохранился только первый печатный экземпляр повести в «Библиотеке для чтения» Смирдина. Первоначальный вариант названия повести был  «Роковой выстрел» Не рискованно ли было стать прототипом такой «роковой» героини?
    Но у Наталии Петровны, как это ни странно, т.е. странного тут ничего, конечно нет, жизнь сложилась довольно счастливо.                .
      Как это часто бывает, вернувшись из-за границы после долгого пребывания там, ветреница превратилась в рачительную хозяйку.
    Княгиня довольно быстро привела в порядок все хозяйство мужа, которое во время жизни за границей они порядочно порастрясли. Им предстояла долгая, спокойная жизнь в окружении детей, внуков и правнуков, в роскошном доме, среди родной русской природы…   Скончалась Наталия Петровна Голицына в декабре 1837 года, на 97-м году жизни, пережив Пушкина почти на год.      
     И кто знает, не мелькает ли в залах дворца в Вяземах лунными ночами,
когда голубоватый свет ложится мерцающими квадратами на старый паркет, силуэт женщины, которая была, и не была… Умерла, а, может быть, и нет… Ведь «пиковая дама» есть у каждого из нас…
                Еще одна любопытная история связана с фамилией  Голицыных. Кузен Наталии Петровны, Александр Николаевич Голицын, государственный деятель, лицо весьма близкое к императору Александру I, слыл, тем не менее, мотом, картежником и светским шалопаем.
Он стал героем нашумевшей в 1802 году истории, когда проиграл в карты свою жену, урожденную Вяземскую, одному из самых ярких московских бар – графу Льву Кирилловичу Разумовскому – сыну гетмана, возлюбленного императрицы Елизаветы Петровны, масону и меценату, чьи праздненства на Тверской и в Петровско-Разумовском были притчей во языцех для всей Москвы. Последовавшие за этим проигрышем развод княгини Голицыной  с мужем и второе замужество придали скандалу громкий характер.
      Правда, ходили слухи, что это было сделано с умыслом, так как Голицын знал о романе своей жены с графом Разумовским. Несмотря на то, что  развод и новый брак были законодательно оформлены, общество отказывалось забыть скандальный проигрыш и, графиня была подвергнута всеобщему презрению и отчуждению. Выход из положения нашел Александр I, пригласив на балу бывшую княгиню на танец и назвав ее при этом графиней, поцеловал ей руку. Общественный статус, говоря современным языком, был,
таким образом восстановлен, и общество вынуждено было признать и «простить» графиню
 Разумовскую.
        Старая усадьба, ушедшая жизнь, наша история.. А историю, между прочим, можно понимать как совокупность биографий отдельных личностей, в какой-то момент столкнувшихся по воле случая. И встречи эти могут роковым образом повлиять на судьбы разных людей, даже не подозревающих об этом.
         


Рецензии