Каждый русский-это немного Пушкин

          Однажды вечером я шла по Гоголевскому бульвару  в гости  к художнику и скульптору Григорию Викторовичу Потоцкому. Знакомство наше состоялось при таких обстоятельствах: перед майскими праздниками прошлого года у Потоцкого в  мастерской собрались его друзья, которые решили устроить  местным жителям, а более всего – детям, праздник весны на Гоголевском бульваре. Каждое дерево было обвязано цветными лентами, огромными связками красовались в воздухе разноцветные  воздушные шарики, предполагались выступления артистов,  игры и другие развлечения. На обсуждение как лучше провести этот  праздник меня пригласила и познакомила с художником актриса Наталия Андрейченко, блистательная Мэри Попинс…
     Праздник состоялся, и даже до сих пор на некоторых деревьях бульвара, как зимние цветы, красуются   яркие ленты.
     И так случилось, что Григорий Викторович Потоцкий стал моим хорошим знакомым, а поскольку он очень интересный человек, у меня возникло желание познакомить с ним и вас.
      Григорий Викторович Потоцкий – член союза художников МОСХа, член Международной федерации союза художников, Академик МАИ,      Существует выражение: «рисуй художник, слов не трать», в данном случае еще можно добавить – «лепи»…Но разговор с Григорием Викторовичем был   захватывающим потому, что это человек- которому есть что сказать людям, у которого есть своя, так называемая позиция, потому, что у него есть главная тема в его искусстве – это Пушкин…
Григорий Потоцкий -  автор крупных монументальных проектов  в нашей стране и за рубежом, его работы есть в Турции, Германии, Америке…
     И вот что мне рассказал  сам художник:
 - Для меня очень  важно  - показать Россию за рубежом,  поднять ее престиж, показать -  чего она достигла и,  поэтому, мое творчество – как бы портрет России.
     В 2000 году, в Турции,   я установил памятник Николаю Чудотворцу. Это в стране, где нет ни одного христианина!  Но не случайно Николай Чудотворец  вознеся над Турцией, Просто пришло время веротерпимости.
    С Николая Чудотворца списан русский народ. Наша ментальность – это ментальность Николая Чудотворца, в основу ее положено милосердие и доброта. Он всегда оказывался в нужном месте, чтобы принести помощь и уйти незаметно. Но это очень характерно и для России, для русских. Мы живем в ореоле доброты, и милосердия. Должны так жить, по крайней мере.
       Да в течение семидесяти лет советской власти выбивалось все лучшее  из людей, уничтожали героев, которые думали и жили не как все…   Был уничтожен цвет, была уничтожена аристократия, даже не столько  по крови, сколько по духу и образу  мыслей.  . И мы все-таки выжили – почему? Потому, что наша ментальность прежде всего получила свою материализацию в русском искусстве – живописи, музыке, литературе. Ведь каждый из нас, каждый русский – это немного Пушкин. Мы думаем, как Пушкин, мы живем, как Пушкин, мы такие понятия как совесть и благородство, любовь меряем по Пушкину. Наше понимание жизни – это Пушкин.
  Сказка о Золотой рыбке – закодированная  действительность русской жизни.  На самом деле – Пушкин еще не прочитан до конца, его глубины до конца не постигнуты.
     Но в Пушкине воплотилось все- «солнце нашей поэзии», -так сказал Жуковский. И он остается нашим солнцем.
    В 1994 году я сделал памятник Пушкину, который установлен в Германии. Это случилось тогда, когда из Германии ушли последние русские войска… Памятник  этот как символ того, что когда говорят музы – пушки молчат… Я никогда раньше  не был за границей, и Пушкин никогда не был за границей и вот Пушкин как бы привез меня в Европу, туда, куда ему так хотелось поехать самому…
    Немцы плакали, когда увидели этот памятник.
    Пушкин вылеплен в момент своей гибели. Когда пуля в него ударила, он отбросил одну руку назад и другой схватился  за сердце…
     Когда в  человека должны выстрелить, он всегда непроизвольно прикрывает рукой сердце, а другую отбрасывает назад, потому, что  может упасть… И делает шаг назад… Но ведь это те же самые движения, которые человек делает в момент объяснения в любви…Он даже перед смертью объяснялся в любви своей Наташе…
     И Пушкин уходил из жизни как великий режиссер… Он сам себе написал сценарий смерти, он сам себе выбрал убийцу, он сам себе сделал легенду. Чувство бессилия гениального и свободного человека и было толчком к  его гибели Он не  мог жить в тоталитарном  государстве, которое всех делало рабами. Ведь время Пушкина – это  время  всеобщего рабства   и Пушкин был сам крепостник…что делать, надо смотреть правде в глаза, но быть рабом по отношению к царю он не хотел…
   Конечно, имеется много домыслов, толков…, но я бесконечно люблю Наташу Пушкину. Пушкин  говорил, что она безвинна, и я верю  Пушкину. Я больше никому не верю. Я знаю, что она безвинна, что она не бросила на него тень.
 Но  ее карта была разыграна,  и Натали   втянули в эту бесчестную игру. Я понимаю, что она не отвечала и вела себя достойно, но  у Пушкина не было выбора. Ему нужно было защитить свою честь, свое понимание чести.
   Когда я делал памятник, мои друзья назвали его «Сверчком». Я, честно говоря обиделся и подумал, что памятник не удался, а потом я узнал, что его друзья –лицеисты и арзамасцы называли его так… «Значит, все в порядке, подумал я, все правильно…».
   А история появления  памятника Пушкину в Германии такова:   бургомисты двух городов побратимов  - подмосковного города Щелкова и немецкого города  Хаммера решили обменяться памятниками великих поэтов. Россия дарит Германии памятник Пушкина а Германия России – памятник Гете. 
    Россия должна знать в лицо Гете и Германия должна знать Пушкина… На этом ударили по рукам.  Но бургомистр  Хаммера  потом рассказывал, что он не был уверен, что Россия сдержит слово, а что касается  своего города , то он явно поторопился, дав  свое обещание… В  бюджете  денег на памятник не было… Это действительно очень дорого стоит, это сложно.
    Так случилось, что в это время, в 1993 году  я приехал в Москву из Молдавии…
Вы знаете, я тридцать лет прожил в Кишиневе, я молдаванин,  и мои родители, дедушка, прадедушка…Родителей в конце сороковых годов сослали в Сибирь, и там, в 1954 году,  я родился. Родился на русской земле,  воспитывали меня русские, поэтому я чувствую себя русским.   Я вернулся в Молдавию, когда родителям разрешили вернуться, потом учился в Одесском Художественном училище имени Грекова. А в Москву приехал  в 1992 году - это было самое тяжелое время, время предательства, время контрреволюции.   Это было  время свержения всех идеалов,  время неблагодарности… Может в семнадцатом году не было так тяжело как тогда.    
      Жилось мне очень трудно, рассказывать об этом я не буду, скажу только, что в это время мне приснился сон, что я – Пушкин…что я  ставлю  ему или самому себе памятник, я и во сне подумал, что я уже окончательно сошел с ума, но тут утром пришел ко мне один человек и сказал, что надо срочно  ехать в город Щелков, что для меня там есть сюрприз…Приехали мы в Щелков и мэр города мне говорит: «Вы скульптор, вы можете  сделать памятник Пушкину?» И тут я вспомнил свой сон! «Конечно - говорю, - могу!»
-А сколько это будет стоить, - спрашивает мэр.
 Я назвал баснословно маленькую сумму, зная, что я горю, что так трудно будет достать  бронзу, трудно будет  с самой поездкой, но поставить памятник Пушкину в Германии, в Европе – какая это честь для художника! Это же сказка!
    Я работал над памятником в Молдавии, мне помогали мои друзья, потому, что в это время я был в ужасном состоянии. Я только что  потерял своего лучшего друга, которого тоже звали Александр… Но вот  памятник  был готов и спустя несколько месяцев я покупаю билет Пушкину в купированный вагон, мы с ним садимся в поезд и едем …Во время пути произошел случай, который  иначе как курьезным  не назовешь. Шел таможенный осмотр,  я  Пушкина завернул в  одеяло с головы до ног и  в таком виде  он  находился в купе. Таможенники спрашивают: «Это кто?» «Это Пушкин,- отвечаю я. «А это не Ленин?». «Нет, не Ленин»,- отвечаю я и вижу с каким ужасом они  смотрят на  фигуру с обнажившейся рукой…  Действительно, вид был довольно подозрительный:  человек в одеяле и рука, как живая…Я честно говоря подумал, что они страшно перепугались, даже документы не стали проверять и просто бежали из вагона…
    Немцы очень хорошо приняли моего Пушкина, бургомистр города Хаммера потом стал моим личным другом…Он часто приезжал в Россию, а даже женился на русской девушке…
     Вот какое влияние на него оказал Пушкин!
     Как ни странно, но памятник Гете для России делал не немецкий скульптор, а  тоже я. Идея у меня была - летящая Муза, или  Маргарита, у которой два крыла. На одном крыле распятие, на другом – Мефистофель, крылья скованы подковой… Мефистофель пытается совратить душу Маргариты, он протягивает руку, но душа ее безвинна  и в руках она держит портрет Гете…   
    В то время у меня не было денег привезти работу в Германию; в Щелково ее тоже нельзя было установить, так как обнаженная женщина в подмосковном городке – это нонсенс…Да и сам памятник как-то не случился,  и я им все-таки  не очень  был доволен, хотя Гете был замечательный, и вроде  бы и тема была раскрыта…Но что-то меня смущало…
    Прошло какое-то время,  и меня пригласили в Америку. В Америке нет памятника Пушкину,  и меня попросили  восполнить этот пробел и поставить ему памятник в Вашингтоне. Я пообещал, возвратился в Россию и понял, что плохо было в памятнике, который был посвящен  Гете. Я взял и на месте лица Гете поставил лицо   Пушкина…и понял – работа состоялась!  Скованные подковой крылья образовали изломанный круг – круг русской жизни. Подкова сковала крылья Музе, а Муза – это Наташа! Она летит и как бы с трудом несет  дальше славу Пушкина, которая пришла к нему после смерти и когда я смотрю на голову Пушкина, я понимаю, что это  голова Иоанна Крестителя. Пушкин и был  Иоанном Крестителем в русской литературе. 
    И его Муза волей и неволей исполнила роль Саломеи. Круг замкнулся…Получилось то, что мыслилось где-то там, подспудно… Я понял, что это – гениальная идея. Этот памятник – реквием по Пушкину.
 Сейчас  этот памятник установлен  в Лос-Анджелесе…Правда   он стоит на частной территории, во дворе  дома одного моего друга, который сказал: «Пусть Пушкин вознесется над «городом ангелов».  И  мой Пушкин теперь в далекой  Америке, куда  прилетело столько русских душ, которые маются, которые не могут забыть Родину, и каждая из них живет со своим Пушкиным, потому, что ностальгия – это ничто иное, как боль по утраченной культуре,  и никто ее так не олицетворяет как Пушкин. И я этим людям очень сочувствую…
     Сочувствие – главный мотив русской ментальности. Тебе тяжело – ты помоги тому, кому  еще  хуже, труднее, сложнее, ты – поддержи… люди ответят тебе тем же. Сумей быть нужным как можно большему числу людей.
     У меня много друзей, которым я нужен. Мои друзья с очень чистой ментальностью, они очень красивые, они духовные… Это Наташа Андрейченко, Лев Дуров,  и многие многие другие…
   Они служат Богу искусства, они служат красоте, любви. Это нас объединяет. Мы каждый год празднуем День рождения Пушкина и Лицейскую годовщину. Я обещал, что день рождения Пушкина станет национальным днем России и он им стал… и я счастлив.
     Я не официальный художник, я не вхожу ни какую стаю, но я востребован, я востребован  людьми дорогими мне людьми и этим я живу! Я стал президентом Артакадемии доброты, в нее входят те люди, которые несут добро и свет.
      Слово доброта – от слова – добро- это когда у тебя всего много появляется, но в нравственном  смысле – стань добрым и ты будешь богатым. Люди утратили этот нравственный императив. Вот  для чего я создал эту Академию, а мой друг Юрий Куклачев написал книгу «Школа доброты». Удивительный человек! Он добился, что ее преподают в школах и читают в детских садах. Мы живем в тяжелое время для России, но  не время и обстоятельства виноваты – все упирается в нас.
 Надо учить  людей доброте, растить доброту, учить любви, и жизнь будет другая, все зависит от  нас. 
    
    Вот так все, оказывается, просто…Живи, твори добро,  люби,  и все у тебя будет хорошо… А, может быть это так и есть?
    


Рецензии