Глава шестая

Корнфлауэр целый день была очень занята. Принеся еду Маттиасу и Мафусаилу, она в сопровождении своих помощников взошла на валы. Накормив часовых, они забрали тарелки. После этого она приготовила ещё два подноса еды - для родителей Молчаливого Сэма. Обе белки вежливо поблагодарили её и с аппетитом приступили к еде. Малыш Сэм стоял, глядя на них и сося лапу. Корнфлауэр отнеслась к бельчонку по-особенному - она приготовила поднос и для него. Закончила она только тогда, когда Констанс, позвав её, попросила сделать ей одолжение. Не будет ли она возражать, если ей придётся приготовить ещё четыре подноса? Три для семейства полёвок, которые только что вернулись, и самый большой - для зайца Оленя Базиля.
Корнфлауэр с радостью уважила барсучиху.
Она встала рядом, и глаза её расширились от удивления. Она никогда не видела, чтобы кто-нибудь поглощал такое количество еды - даже Констанс и Амвросий Спайк. Они ели очень много, но по сравнению с зайцем были всего лишь любителями.
Базиль изящно вытер рот салфеткой. Несморя на его ненасытность, у него были безупречные манеры. Он снова вознёс хвалу пище, которую подавали в аббатстве.
- О, превосходно! Высший класс! Вы знаете, я и забыл, как хорош бывает старый добрый ленч в Рэдволле. Я скажу, др;жайшие мои... не согласитесь ли вы освежить память старого зайца-холостяка? Ещё одну кружку этого прекрасного октябрьского эля, и, возможно, ещё одну порцию вашего такого хорошего летнего салата. А! и я думаю, я смогу справиться ещё с несколькими кусочками айвового пирога Монаха Хьюго. Великолепно! Гм... и не забудьте сыр из козьего молока с фундуком (1) - я к нему очень неравнодушен. Разрежь его вдоль, маленькая очаровашка! Ах, какая привлекательная, юная девочка-полёвка!
Корнфлауэр послала за провизией двоих из своих помощников. Чтобы дойти до кухонь, им нужно было долго идти вокруг - аббат Мортимер провозгласил Большой Холл и Пещерную Дыру зоной вне пределов досягаемости для всех, за исключением тех, кто помогал Маттиасу и Мафусаилу.


Пониже только что открывшихся ступенек пара фонарей проливала потоки золотистого света в чернильную темноту. Обе мыши осторожно прокладывали себе путь вниз по потайной лестнице. Кроты оставались снаружи, готовые оказать дальнейшую помощь, если будет нужно.
Воздух был морозный, но сухой. Двое друзей погружались всё глубже и глубже, пока ступеньки не закончились ведущим вниз извилистым коридором. Он был аккуратно вырыт и укреплён деревянными подпорками. Маттиас подавил приступ дрожи. Сколько же времени прошло с тех пор, как какое-нибудь существо топталось в этом молчаливом, затхлом проходе? Маттиас смёл паутину, которая распалась от одного прикосновения его лапы. Мафусаил придерживал своё облачение. Они повернули налево, потом направо, потом ещё раз налево, снова налево и ещё раз направо. Голос Мафусаила звучал гулко и жутко.
- Проход, похоже, был вырыт именно таким образом, чтобы укрепить его ещё больше. Ты заметил, Маттиас? Кажется, мы всё ещё спускаемся вниз.
- Да, мы, должно быть, почти под фундаментом аббатства, - ответил Маттиас.
Друзья продолжали идти. Оценить, как долго они следовали этим древним, извилистым коридором, было невозможно. Мафусаил рискнул уйти чуть вперёд. Теперь он остановился.
- Ага... похоже, что это конец пути, - пропищал старик.
Там была дверь.
Вместе они её обследовали. Сделанная из крепкой древесины, окаймлённая железом, украшенная флоринскими шипами, дверь, казалось, была не заперта. Тем не менее, она не поддавалась.
Маттиас высоко поднял фонарь.
- Посмотри, тут, на перемычке над дверью, что-то написано!
Мафусаил громко прочёл:

Так же, как и ступеньки меж Холлом...
Помни и в центр смотри!
Мой пароль - это снова и снова Рэдволл -
Тот, кто Я - лишь тебе одному и войти!

Старик не смог скрыть разочарования.
- Хм... И это после всей той помощи, что я тебе оказал, после бесконечных часов обучения и своего ценного времени! Вот уж действительно!
Маттиас пропустил его слова мимо ушей.Он уже подсчитывал количество флоринских шипов, которые были вставлены в дверь. Мафусаил изобразил безразличие, но его природное любопытство вскоре перевесило досаду, которую он чувствовал из-за того, что ему не было позволено войти в эту дверь.
- Тебе чем-нибудь помочь, малыш?
- Сорок два, сорок три... тише! Не видишь, что я пытаюсь считать? - последовал ответ.
Старый привратник надел очки.
- Ну, что ж... а ты что, разве решил всю шараду сам?
Маттиас подмигнул своему компаньону.
- Да. По крайней мере, надеюсь, что да. В этой рифмовке, видишь ли, три подсказки, - столько же, сколько и ступенек. "Смотри в центр" и "Пароль - "РЭДВОЛЛ". Но нам надо помнить, что в слове РЭДВОЛЛ - семь букв. Если ты посмотришь на эти старинные гвозди...
- Флоринские шипы, - поправил его Мафусаил.
Маттиас продолжал:
- Да, если ты посмотришь на эти флоринские шипы, ты увидишь, что они расположены рядами по семь штук в каждом, - по столько же, сколько букв в слове РЭДВОЛЛ. Семь рядов шипов располагаются горизонтально, по длине, и ещё семь - сверху вниз, вертикально, по высоте; всего - сорок девять шипов. Таким образом, двадцать пятый шип, - неважно, сверху, снизу или по диагонали - оказывается ровно посередине. Рифмовка же говорит - "Смотри в центр". А вот и он!
Как только Маттиас положил лапу на шип, о котором шла речь, дверь, покачнувшись, заскрипела и распахнулась - вовнутрь.
Обе мыши почувствовали, как шерсть у них на спинах встала дыбом, когда она открылась - ужасающе медленно.
Когда дверь растворилась полностью, Маттиас положил лапу на худые плечи Мафусаила.
- Пошли, старый друг - мы войдём вместе, - сказал он.
- Но рифмовка... - запротестовал Мафусаил. - Она говорит, что войти можешь только ты.
Маттиас ответил странным, полным голосом. Казалось, он вырос, стал старше и выше ростом.
- Я - есть ОН, старик. Мартин - это Маттиас. И я говорю тебе: как мой друг, которому я доверяю, и мой верный компаньон, ты можешь войти со мной.
Мафусаил почувствовал присутствие кого-то, кто был во много раз старше его самого. Высоко подняв фонари, две мыши вступили в дверной проём.


То была маленькая, с низким потолком комната. Каменная глыба, казалось, отдыхала прямо в самом её центре.
Гробница Мартина-Воина!
На камне со всех сторон были вырезаны детальные сцены, отображающие моменты из жизни Мартина: доблестные дела и искусное врачевание. Рядом, на верхушке камня, был изображён сам Воин в натуральную величину. Он был одет в знакомое облачение, которое носили мыши Рэдволла: простое, без отделки.
Маттиас благоговейно стоял, глядя на спокойные черты легендарного героя, своего собственного кумира, в молчании маленькой комнаты.
- Он пугающе похож на тебя, малыш, - зашептал ему в ухо Мафусаил.
Как только старик заговорил, дверь позади него, скрипнув, закрылась!
Не чувствуя паники, Маттиас повернулся посмотреть. С обратной стороны на двери висел щит и пояс для меча.
Щит был простой - стальной и круглый, такого же типа, что носили воины в древности. Годы не испортили его полированную лицевую сторону. В центре щита была написана буква М.
Пояс для меча был в идеальном состоянии, - мягкий и такой гибкий, словно только что сошёл со станка кожевенных дел мастера. Блестящая чёрная кожа со свисающей петелькой - для того, чтобы носить меч и ножны; его широкая серебряная пряжка блестела в свете фонаря.
Ни слова не говоря, Маттиас развязал свой верёвочный поясок послушника. Вручив его Мафусаилу, он снял пояс с двери и застегнул у себя на талии. Пояс сидел на нём, как будто был специально для него сшит. Очень аккуратно мышонок снял с двери и щит, и примерил его на лапу. У щита было две рукоятки - одна ниже локтя, другая - для того, чтобы держать его лапой. Щит был Маттиасу странно знакОм.
На том месте, где с обратной стороны двери висел щит, тоже было написано стихотворение. Мафусаил прочёл:

В лунном свете, в нОчи час,
Под порогом я лежу.
Посмотри, как лунный луч
Отражает власть мою.
Меч мой со мною ещё раз соедини!

Останься верен, Я, кто есть ОН...
О, Воин-мышь, защити Рэдволл!

...Как во сне, Маттиас мягко потянул дверь. Она открылась. При свете фонарей обе мыши вышли из одинокой комнаты и пустились в обратный путь. Назад к знакомому теплу и веселью аббатства Рэдволл. Назад к жаркому июньскому полуденному солнцу.


1. Фундук - лесной орех


Рецензии
Молодцы, столько всего открыли и нашли и разгадали загадку:-))с уважением:-))удачи в творчестве:-)))

Александр Михельман   29.05.2022 18:07     Заявить о нарушении
Ну, вот, опять Вы меня опередили! Я только что Вам эту главу отправила...:))) Ну, ладно, будем тогда продолжать дальше... Да, загадку-то они разгадали, и гробницу Мартина наконец тоже нашли, но это ещё даже не середина - впереди ещё столько всего... И следующее на повестке дня - поиски меча (которого, как оказалось, нигде в пределах досягаемости почему-то не видно). Потому что щит есть, а меч-то где? Меча-то и нетути! Надо искать - а то непорядок ведь получится!:))) Так что, как говорится - поехали дальше!:)))

Саша, спасибо Вам большое за всё, как сделаю следующую главу - обязательно сообщу - как обычно. Добра Вам и радости, хорошего воскресного вечера! С уважением и теплом - Лена

Елена Агата   29.05.2022 20:31   Заявить о нарушении