Имя ребёнка - зеркало интеллекта родителей

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (156)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/2095


 Как люди придумывают имена своим чадам? Как кто. Меня, например, назвать Володей в 1952 году настояла бабушка по линии отца в честь своего старшего сына Владимира Шушкевича, который в довоенные времена бежал из колхоза, прихватив колхозную кассу, и скрылся в Кировской области по подложным документам на имя Александра Грибанова.

 Мою сестру в 1953-м назвали Аней в честь моих обеих бабушек – Ганны Прусской (Калитухо) и Анэты Шушкевич (Парфинович). Средний брат в 1957-м стал Васей в честь погибшего на войне нашего дяди Василия Прусского. В чью честь в 1961-м младший брат стал Толей, не знаю.

 Перейдём к моим детям. В 1974 году старшего сына Валерика я назвал по имени своего лучшего друга Валерия Демко из папкиной деревни Веребки. Младшего в 1978-м нарёк Аликом в честь закадычного друга Олега Мозго из мамкиной Гадивли.

 А когда старшой родился, тёща настаивала, чтобы его назвали Колей в честь ею уважаемого мужа сестры Николая Содько.

 Я был категорически против, поясняя своё сопротивление аргументом, что носитель имени Коля – это всё равно, что человек без имени, поскольку слишком примитивно: мир вокруг кишит Колями.

 Вот по этому поводу и появился сей личный мемуар.

 Конечно, ничего оригинального в именах моём, моих братьев, сестры и детей не было, но и слишком большого распространения они не имели. А вот имена многих соседей и знакомых доставали меня на протяжении всей жизни. Во все её периоды возмущался: неужели родители не могли придумать что-нибудь менее примитивное, нарекая собственных чад одним из главных определителей личности?

 Вот примеры. Живу в 18-квартирном доме. Единственный Володя я там. Ещё имею по одному соседу с именами Дима, Сергей, Лёня, Лена, Света, Ира, Витя, Зина, Ина, Гена. Тёзками являются Саши, Вани, Наташи, Сони, Гали, Тамары, Юли. С ними жить по соседству ещё миримо, хотя всё равно несколько проблематично.

 Настоящие проблемы в обиходе возникают с трижды повторяющимися именами, поскольку жильцы 18-квартирного дома постоянно контактируют друг с другом. Попробуй, пойми, кто из Валь сообщил интересную новость, пересказываемую мне женой, если этих Валь в доме три. Тогда я психую, переспрашивая, какая из Валь является источником информации, или о которой идёт речь. Называя же нужную Валю по фамилии, требуется создать большую нагрузку языку. А как поступить, если у Валь нет определённых кличек, что само по себе является редким явлением для беларусов? Учу супругу: неужели трудно сразу назвать относящуюся к разговору Валю по короткой производной от фамилии, что даже обидно не будет обзываемой. Ну, например, Валя Дикляева пусть станет «Дикля», Валя Спиридович – «Спира», Валя Александрович – «Алеваля», Валя Азарёнок из соседнего дома – «Мастачка», поскольку её муж мастак, что в переводе с беларусского на русский будет «художник».

 Может это один я такой бестолковый в способности интуитивно-виртуально распознавать, о какой Вале идёт речь? Плутаю, когда мой автор Анатолий Иосифович Шуневич в своих мемуарах о довоенном геноциде и войне на Лепельщине начинает вести речь о жителях деревни Валова Гора – Юзиках (Иосифах), забыв уточнить, которого деда, дядю или просто односельчанина он имеет в виду. Путаюсь с Юзиками и злюсь при редактировании мемуаров.

 Ещё моя неспособность понимать, о ком идёт речь, проявляется даже в собственной семье, когда кто-то начинает разговор о моей невестке или сестре. Дело в том, что у них одинаковое имя - Аня. Ума не хватает сообразить, как вообще сына и дочь называют именем отца, матери или дедушки с бабушкой. Моя знакомая имеет брата и сына Саш. Так я из её разговоров часто не могу сообразить, о каком Саше идёт речь.

 Вот пример кстати об Анях. В редакции районной газеты, где я тянул творческую лямку долгих 17 лет, одновременно работали три Ани. Ну как, скажите, уточнять, которую из Ань имеют в виду в дружеском разговоре? Придумал, и моему примеру последовали все сотрудники газеты – приставил к имени первую букву фамилии. Таким образом появились три новых женских имени: Шанька (Шалак), Панька (Пшенко) и Манька (Малашенко). Удобно и безобидно! Самим Аням понравилось моё изобретение. Вот только рождались эти Аньки в разных семьях, и их одновременное появление в редакции явилось полной случайностью. Зачем же такую неразбериху в семье создавать сознательно, а потом удлинять имя при обращении: Вася большой и Вася маленький. Зачем было Гридюшкам, жителям деревни Гадивля, называть моего одноклассника Тимой, если его отец и дед были Тимофеями? Традиция? Плохая традиция, смело скажу. Ведь мать моего кореша так и звала его: Тима Маленький, чтобы на оклик не отозвался Тимофей-отец, и наоборот.

 Надеюсь, поняли, к чему склоняю мемуар и перевожу его в современное русло? Имя человека даже без отчества должно идентифицировать его в обществе как фамилия, а то и в большей степени.

 К сожалению, в прежние времена на то внимания не обращалось. Хотя, как сказать.

 Вспомните гоголевского Акакия Акакиевича, тургеневского Герасима… А редкие Афанасии, Моисеи, Титы, Харламы, Серафимы, Станиславы, Элеоноры, Ядвиги и прочие экзотические имена вообще перестали существовать. Хотя, надо отдать должное первым годам советской власти, когда появились Гертруды, Тракторины, Владлены, Вилены… Некрасиво? Согласен, но зато почти единственно. Вот конкретный пример.

 Беру интервью у жительницы деревни Двор-Поречье. Спрашиваю имя. Отвечает сначала его характеристикой:

 - Не люблю я своё имя всю жизнь. А приходится терпеть, чтобы не создавать себе мороки с переделкой документов на новое. Вилора я.

 У меня невольно возникает вопрос:

 - А что оно означает?

 - Да не знаю я. А во всём виноват мой папа неграмотный.

 - В каком смысле?

 И выслушиваю такую историю.

 Родилась моя респондентка в 1920-х годах. Отец пошёл регистрировать дочку в сельсовет. А в очереди сидели учителя. Поинтересовались причиной появления зачуханного селянина во властном учреждении. Ответил, что пришёл дочку регистрировать. Спросили, как назвать думает. Сказал, что ещё не решил. Учителя оживились и предложили записать своё чадо Вилорой, что сейчас очень модно. Молодой папа послушно исполнил совет.

 - Послушайте! – возбудился я неожиданной догадкой. – Говорите, учителя посоветовали вас так назвать? Тогда я расшифрую ваше имя: ВИЛОРа – это аббревиатура от слов «Владимир», «Ильич», «Ленин», «Октябрьская», «революция».

 Долго благодарила меня баба за такую прозорливость: жизнь прожила, а значение своего имени не знала.

 В Велевщине живёт учитель-историк и краевед Валерий Тухто. Своего первенца он окрестил Ярославом, следующую за ним дочку – Мирославой, уменьшительно будет Ярик и Мира. Оригинально! Красиво! Чуть ли ни единственно. С такими именами можно обходиться даже без отчества и фамилии.

 В этой теме могу ответственно утверждать: скажите, как зовут ваших детей, и я скажу, кто вы. Валера Тухто и его жена Таня – люди современные, сообразительные, умные, мыслящие, ответственные, вперёд смотрящие. Эти эпитеты в полной мере отношу и к себе, моему сыну Олегу и невестке Ане. По совместному согласию их близняшек и моих внучек назвали единственными в мире именами: Святаслава и Родаслава. Обратите внимание на окончания первой части имён: именно «я» и «а», а не «е» и «о», как того требует правописание русского языка. Даже по требованию Олега загсовским регистраторам пришлось ходатайствовать о внесении таких замысловатых изобретений в Перечень беларусских имён. И не с бухты-барахты они придуманы, а с очень даже большим смыслом. Слово «Свята» переводится с беларускай мовы на русский язык как «праздник», который она всем нам устроила своим появлением на свет. А «Рода» означает прославление всего нашего рода Шушкевичей. Слава и нам за такие своеобразные имена, данные своим наследницам. А как удобно обращаться к обеим сразу: не «девочки», не «малышки», не «дети», а «Славы»! Очень практично и персонально-конкретно.

 Трудно будет с написанием имён в последующем? Несомненно! Но зато единственно. И ни один муж не будет с раздражением наезжать на свою жену со справедливым вопросом:

 - Какая Свята (Рада) тебе это сказала?

 Имена должны утверждать человека, а не обезличивать его в серой массе себе подобных.


Май-2022.


Рецензии