Блок. Инок. Прочтение
Никто не скажет: я безумен.
Поклон мой низок, лик мой строг.
Не позовет меня игумен
В ночи на строгий свой порог.
Я грустным братьям – брат примерный,
И рясу черную несу,
Когда с утра походкой верной
Сметаю с бледных трав росу.
И, подходя ко всем иконам,
Как строгий и смиренный брат,
Творю поклон я за поклоном
И за обрядами обряд.
И кто поймет, и кто узнает,
Что ты сказала мне: молчи...
Что воск души блаженной тает
На яром пламени свечи...
Что никаких молитв не надо,
Когда ты ходишь по реке
За монастырскою оградой
В своем монашеском платке.
Что вот – меня цветистым хмелем
Безумно захлестнула ты,
И потерял я счет неделям
Моей преступной красоты.
6 ноября 1907
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
6 Я подвиг инока несу…
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Тема духовного служения и образ инока объединяют стихотворение с ранними произведениями Блока (ср. стих. "Инок шел и нес святые знаки ...", 1902); при этом литургические мотивы, характерные для лирики первого тома, осложняются и корректируются мотивами, специфическими для творчества Блока 1906-1907 гг. (безумие, "хмель", "преступная красота").
»
Упомянутое в "Примечаниях" стихотворение – это «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание», точнее – в свод «Стихов о прекрасной даме». Приведу его:
«Инок шел и нес святые знаки.
На пути, в желтеющих полях,
Разгорелись огненные маки,
Отразились в пасмурных очах.
Он узнал, о чем душа сгорала,
Заглянул в бледнеющую высь.
Там приснилось, ветром нашептало:
«Отрок, в небо поднимись.
Милый, милый, вечные надежды
Мы лелеем посреди небес…»
Он покинул темные одежды,
Загорелся, воспарил, исчез.
А за ним – росли восстаний знаки,
Красной вестью вечного огня
Разгорались дерзостные маки,
Побеждало солнце Дня.
1 августа 1902»
Иночество – один из привычных миров Блока, один из сквозных его сюжетов. Мир у «разлива рек» – принадлежит ему. Именно на иноков-аргонавтов в конце «тома I» перекладывал герой трехкнижия подвиг служения Лучезарной («Распутья» – «Аргонавты»). Но и здесь, как и предыдущем произведении – «Заклятие огнем и мраком» – безумие и хмель, и здесь – предательство, спровоцированное женщиной. Там – рыцарь, здесь – инок.
Свидетельство о публикации №222053100596