Как я был звездой

       Не была деревня избалована культурными событиями. Так, раз в месяц привозили кино, как правило, старое, с перебоями и перерывами, и тогда киномеханик удостаивался от благодарных зрителей красочных эпитетов. Но всё равно праздник!
Иногда устраивали танцы всё в том же клубе. Под радиолу, с хрипящими пластинками, но всё равно праздник! Завклубом дядя Федя, он же водитель автолавки, восседал, как монарх на троне, на возвышении сцены и, поплёвывая семечную шелуху, по-отечески взирал на суетящуюся публику. Вот и все события на культурной ниве.
     В остальное время деревня трудилась кто где, растила детей, старики доживали свой век, а молодёжь стремилась удрать после школы в вожделённые города. Но летом, как правило, все приезжали в родные пенаты. Затесался в этот крутящийся момент и я, только отслуживший в доблестной Советской Армии. Прикатили с другом к родне, погостить, молочка парного попить, когда чего и покрепче, погулять, воздухом подышать - благодать! Жаль, девчонок маловато, парней больше. Но...
     Тут, как манна небесная, свалились невесть откуда, точнее из областного центра, на практику, студентки сельхозинститута, числом пять. Познакомились быстро, и выяснилось, что будущие агрономы и зоотехники ещё и певуньи, каких поискать, и давненько чирикают квинтетом. А тут я, со своей семистрункой! Кто-то бросил идею провести концерт для селян, идея была подхвачена и одобрена. Делегация отправилась в председателю сельсовета, тот дал добро и указание завклубом дяде Феде - организовать и сделать! И чтоб на высшем уровне! Дядя Федя взял под козырёк и направил стопы в родной культурный очаг, чтоб, значит, почву удобрить и поразмыслить о вечном искусстве.
Призвал уборщицу, тётю Дусю, самолично подмёл манящее сценическое пространство, зашил дырку на занавесе и сопя, стал рисовать красочную афишу, которую позже вывесил у магазина : там всегда скопление масс! На афише этой мы были названы чуть не лауреатами и дипломантами, но кто обращает внимание на такие мелочи! Как и на обилие грамматических ошибок, ибо не блистал дядя Федя в гуманитарных школьных дисциплинах. Главное - красиво и с душой!
     И вот настал тот час! Загодя к клубу начали подтягиваться сельские труженики и приближённые к оным. В общем, клуб набился под завязку. В центре - председатель, при галстуке и супруге, в окружении бабушек в платочках, молодежь кто где, а на галерке мужики, нещадно дымившие "Примой" да "Беломором". И прочие сознательные граждане. Дядя Федя, он же конферансье, в цветастой рубахе, вышел  на край сцены, прочёл почему-то Есенина "Ты ещё жива, моя старушка", рассказал пару приличных анекдотов и скромно притулился  в уголочке на стуле, благосклонно принимая гром оваций. Настал наш черёд.
    Появились прелестницы-студентки, очаровашки, в белых блузках и синих юбках и запели, да так переливчато, на голоса - любо-дорого послушать. Где мог - я им подыгрывал на своей дребезжащей гитарке, а нет - они и без сопровождения прекрасно пели. А песни-то все про любовь, да разлучную да печальную...
   Публика, гляжу, начала позёвывать. Когда много да однообразно - приедается чуточку...Дядя Федя же с печалью вспоминал гармониста Семёна, что ушёл на днях на свадьбу в соседнее село да и пропал там без вести. Вот бы кто расшевелил заскучавшую аудиторию! Увы...
   - Слушай! - подозвал меня шеф-директор мероприятия, всё тот же дядя Федя. -
А повеселей чего нибудь можно? Вишь, народ-то уснёт скоро...
   - Сделаем! - пообещал я. Мы зашли за кулису, я всосал для храбрости чарочку душистого самогона, закусил рукавом. - Давай! - страстно вымолвил дядя Федя.
     К тому времени певуньи своё отпели и уселись в уголочке сцены, в зале-то мест не было, никто ведь не ушёл.
     И припомнил я песни, что голосили с ребятами во дворе, блатного, так сказать репертуара, что ныне стыдливо шансоном зовётся. И понеслось!
"Ванинский порт, Искры камина, Голубое такси, Серебрится беленький дымок", и тому подобная романтика карцеров и решёток...
     Смотрю, народ оживился! Бабульки хихикали в платочки, мужики ржали, яко кони, молодняк веселился вовсю и пытался подпеть. Однако вскоре мой шансонный репертуар был исчерпан, а разгорячённые зрители требовали продолжения!
Что ж, пришёл на выручку опять же наш Сергей Есенин. Благо, что песни его я знал наизусть, почти все, что пелись. Та же "Старушка, Клён, Отговорила роща, Я не буду больше молодым, Выткался на озере, За окошком месяц"...В разгар соло и студенточки подтянулись, разбавив мой хрипловатый баритон мелодичными голосками, и дядя Федя звучно голосил поповским басом. Словом, концерт удался на славу! Здесь можно бы поставить точку и закрыть занавес, да не тут то было!
     Бабушки-старушки вспомнили кстати весёлую молодость и завели частушки, порой пикантного содержания, махнув мне, чтобы подыгрывал, да и молодухи не отставали.
Веселье набрало ход, и певческое искусство уступило место танцевально-хороводному, так как некоторые пустились и в пляс. И зачем нам загулявший гармонист, когда душа поёт и выплёскивается наружу?!
    Дядя Федя млел от счастья, - праздник-то получился! - и втихаря потягивал свой ядрёный напиток, а председатель тоже увесисто попрыгал с дражайшей супругой.
Уже луна заглядывала в окна, когда все устали и охрипли. И певуны, и зрители, ставшие актёрами, и сам клуб, обалдевший от такого фейерверка...
     Наутро я проснулся знаменитым. Называли меня только Артистом, именно так, с большой буквы и, где бы я не проходил, один ли, с компанией, наперебой звали в гости, угощали вкусненьким, а старушки рассказывали о трудной жизни и пели иногда жалостные старинные песни. Эх, магнитофона не было, сохранить бы этот кладезь! А с певуньями-студентками мы ещё вдоволь напелись, и на берегу речки, и на завалинках, и всегда собирались добрые люди, чтобы послушать, подпеть, поучаствовать. Потом уехали девчонки, следом и я с неизменной подружкой гитарой, и как-то притихло на деревне. Лишь дядя Федя всё время заходил в опустевший клуб, вспоминал и грустил. Но свято верил, что праздники должны повторяться!
И учил  к этим случаям песни на стихи Сергея Есенина и, на всякий пожарный, монолог Гамлета, - в вдруг пригодится? Вот она, волшебная сила искусства!
    ...Давно это было, в семидесятых прошлого века. Пронеслись по стране ураганные ветра перестроек и реформ, деревня зачахла, ненужный клуб развалился, состарилось и наше поколение. Но не будем о грустном.
    Музыка, какой бы она не была - вечна, как вечен наш сияющий мир!


               


Рецензии
АЛЕКСАНДР, САШЕНЬКА,СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ ЗА ДУШЕВНЫЙ ИСКРЕННИЙ РАССКАЗ - ВОСПОМИНАНИЕ ИЗ ДАЛЁКИХ ЛЕТ ПРОШЕДШЕЙ МОЛОДОСТИ! ТЫ ЕЩЁ МОЛОД ДУШОЙ И ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ РАССТАЁШЬСЯ С МУЗЫКОЙ И ПЕСНЕЙ! НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТЕБЕ, МОЙ ДРУГ!
С СЕРДЕЧНЫМ ТЕПЛОМ И УВАЖЕНИЕМ,-

Валентина Вежливцева   31.05.2022 20:47     Заявить о нарушении
СПАСИБО, ВАЛЯ! А КАК ТАМ БЫЛО ЗДОРОВО!
МЫ БЫЛИ МОЛОДЫ И АЗАРТНЫ.
СЕЙЧАС ВСЁ НЕ ТАК.
ХОТЯ ТРЕПЫХАЮСЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ.
С УЛЫБКОЙ, С ТЕПЛОМ)

Александр Токарев 10   31.05.2022 20:55   Заявить о нарушении