Московское купечество. Глава вторая
Вероятно, это была фамильная черта, доставшаяся Петру Щукину и его братьям от отца - приобретать, коллекционировать... Впрочем, у них было много и других при-меров. К кому бы ни пришли в гости молодые Щукины- повсюду было искусство. Взрослые сидели за обеденным столом, а мальчики бродили по залам картинных галерей в доме своих родственников, чаеторговцев Боткиных, или в доме на Мяс-ницкой, у Солдатенковых. На их глазах росла картинная галерея Павла Третьякова.
Петр Щукин, представитель купеческой династии торговцев мануфактурой, ув-лекся русскими древностями, интерес к которым поглотил его целиком. Семья его пила чай из треснувших чашек, а в Грузинах архитектором Фрейденбергом возво-дился дворец-будущий щукинский музей, напоминавший собой древнерусское зод-чество. В нем потом хранились драгоценные памятники отечественной культуры: ключи, часы, самовары, веера, ордена, ткани, древние рукописи и многое другое.
Усмиритьсвой азарт Петр Иванович не мог, да и не хотел... раритеты и вещи, вы-зывавшие сомнение, пополняли коллекцию. а систематизировать и описать собст-венные сокровища у хозяина не было ни времени, ни сил. “Ваша миссия,- Петр Иванович,- только покупать, а лет через пятьдесят после вашей смерти все разбе-рут”, - утешал Щукина один из его главных поставщиков-антикваров.
В год, когда Россию потрясла первая революция, ПетрИванович решил подарить музей городу. Его коллекция, насчитывавшая более 300 тысяч предметов стала фи-лиалом Исторического музея, получив наименование Музей Петра Ивановича Щу-кина.
ЦВЕТОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ФОМИНЫХ.
На Тверской в конце XIX века самым популярным цветочным магазином был магазин братьев Фоминых, который славился по всей Москве.
Он упоминается и у Льва Толстого в романе “Анна Каренина”. Помните, Констан-тину Левину, жениху Кити Щербацкой, советовали букеты брать только у Фомина?
Это в их магазине впервые появился особый сорт голубых роз, поразивший моск-вичей. Именно такую розу подарила актриса Московского художественного театра Алиса Коонен Василию Ивановичу Качалову в день премьеры нашумевшего в городе спектакля “Гамлет”, поставленного английским режиссером Гордоном Крэгом...
.
КУПЕЧЕСКИЕ ЖЕНЫ- МОДНИЦЫ
В Москве в то время самой популярной портнихой была Надежда Ламанова.
Она обшивала и аристократок, и московских актрис. У нее одевалась сама Мария Николаевна Ермолова.
Жены московских купцов, которых часто брали “за красоту”, заполняя вечерами ложи Малого театра, поражали всех сиянием своих драгоценностей и белоснежных плеч. Насмотревшись на изысканные туалеты Марии Николаевны, они требовали у Ламановой шить им платья “точь в точь” как у Ермоловой.Но вот беда, то, что так непринужденно и изысканно смотрелось на стройной фигуре Марии Николаевны, совершенно не украшало их пышные формы...
Все попытки портнихи- художницы объяснить это московским красавицам ни к чему не приводили... Охота, как говорится, пуще неволи...
Свидетельство о публикации №222060100413