Признаки Первой фазы с современных позиций
- классики марксизма относили госкап к переходному периоду от капитализма к социализму
- понятие госкапа выглядит противоречивым в теории, что может указывать на тупик на практике
- на практике госкап как раз и оказался болотом, где увяз и погиб СССР
- выход из противоречия в статье был намечен следующий: параллельно со строительством госкапа проводятся и другие социальные преобразования. Так, чтобы к концу строительства госкапа полученный строй был несводим к госкапу.
Но что это значит?
Для ответа на этот вопрос мы провели обзор рецептов строительства новой формации от классиков марксизма и обобщили в виде Принципа социальной гомогенизации общества [14].
Если коротко, госкап - это болото - почему? Потому, что госкап - это тот же капитализм. О котором Энгельс [2] говорил, что в нем присутствуют все пороки капитализма. Более того, по его мнению - свойственны госкапу даже в большей степени, чем капитализму обычному.
Действительно, от обычного капитализма госкап отличается только тем, что весь класс капиталистов сосредоточен в единой корпорации, которая представляет собой холдинг, владеющий всеми производственными мощностями страны.
Но к верхушке корпорации нанимается пролетариат, и в эксплуатации пролетариев буржуи при госкапе заинтересованы как буржуи при обычном капитализме.
Что нужно, чтобы этот порок капитализма не проявлялся?
Нужно всего две вещи:
- отменить привилегированное положение управленцев (и кого бы то ни было еще)
- создать условия для недопущения формирования привилегированных или стремительно богатеющих (по сравнению с остальными!) прослоек в будущем
То есть - с экономической точки зрения национализация производства - действительно необходимый этап на пути к социализму [16] и в этом смысле госкап относится к переходному периоду [15] к социализму. Но нельзя двигаться к социализму одномерно.
Кроме движения по экономическому азимуту национализации,
нужно одновременно двигаться
по социологическому базису равенства.
Равенство, обеспечивающее устойчивость социализма, характеризуется тремя аспектами [10, 11]:
- материальное равенство
- равенство труда
- статусное равенство.
Что это значит?
Что касается третьего аспекта, то мы рассматривали как суть проблемы, так и предлагаемый метод ее решения.
Что касается первых двух аспектов, то мы рассматривали как их диалектическую взаимосвязь, так и методы их реализации.
Равенство труда является приблизительным, пока еще не означающим преодоление разделения труда[11]. Но оно является развитием принципа, сформулированного Энгельсом [2]:
"плох тот социализм, где есть место профессии тачечника"
(понятно, что "тачечник", который возил тачки, перевозя заготовки и готовые детали по цеху - это лишь один из примеров множества непривлекательных профессий)
Однако, мы показали, что обеспечение первых двух аспектов является "технологией двойного назначения" [13], поскольку служат:
- не только сиюминутной задаче обеспечения устойчивости социализма,
- но и перспективной задаче обеспечения перехода к следующему этапу - собственно коммунизму,
поскольку служат базой для мероприятий:
- преодоления разделения труда [11] и
- преодоления распределения по труду, т.е. переходу к распределению по потребностям [15].
Проведение этих мероприятий по подготовке к Второй фазе коммунизма [9, 17] и должно стать содержанием собственно социализма [16].
А обеспечение трех аспектов равенства должны проводиться в течение переходного периода - параллельно со строительством госкапа. Формула "Построение госкапа плюс обеспечение всех трех аспектов равенства" - это не задачи социализма, а его начало, исходная точка.
О материальном равенстве, которое Ленин назвал "формальным", он сказал, что оно может быть введено
"тотчас же, с сегодня на завтра" [3].
То же касается всех трех аспектов равенства.
Остается добавить, что национализация означает:
- Перевод предприятий в плановое управление, а это означает компьютерное планирование [12] - не в стоимостных, а в натуральных показателях;
- Безденежное хозяйство означает безденежное распределение. Для его устойчивости инструментом распределения Маркс и Энгельс предлагают сделать вместо денег "трудовые квитанции" Р. Оуэна[12], которые, в отличие от денег, не расшатывают социализм, а укрепляют его.
Резюмируем.
Социализм начинается с:
- полной национализации производства (с социальной точки зрения - пролетаризация всех слоев общества);
- перевод его в плановое управление вместо рынка;
- распределения с помощью "трудовых квитанций" вместо денег;
- обеспечения равенства в трех аспектах: материальное равенство, равенство труда, статусное равенство.
Содержанием социализма является проведение для мероприятий по преодолению:
- разделения труда;
- отчуждения труда;
- распределения по труду, т.е. переходу к распределению по потребностям [15].
Завершение этих мероприятий означает завершение социализма и переход к коммунизму.
Такой социализм не был еще достигнут нигде в мире, но современные технологии позволяют его достичь.
Литература
1 Маркс К. Критика Готской программы
2 Энгельс Ф. Анти-Дюринг
3 Ленин В. И. Государство и революция
4 Ленин В. И. О левом ребячестве
5 Ленин В. И. Речь на Первом Всероссийском съезде работников образования, 1919 г.
6 Ленин В. И. Что делать
7 Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться
8 Афонин В. О. Диктатура пролетариата и гос. капитализм
URL: http://proza.ru/2020/07/07/184
9 Афонин В. О. Этапы сроки пути к новой формации У Маркса и СССР
URL: http://proza.ru/2020/11/23/103
10 Афонин В. О. Равенство - базис общественной формации будущего
URL: http://proza.ru/2021/03/01/186
11 Афонин В. О. Преодоление разделения труда и самоуправление
URL: http://proza.ru/2018/08/12/1261
12 Афонин В. О. Путь отмены денег. ОГАС, трудовые квитанции, БОД
URL: http://proza.ru/2017/01/13/2058
13 Афонин В. О. От социализма к коммунизму Пути 2-йного назначения
URL: http://proza.ru/2021/04/18/4
14 Афонин В. О. Принципы коммунизма 9 с современных позиций
URL: http://proza.ru/2021/05/23/129
15 Афонин В. О. Переходный период между общественными формациями
URL: http://proza.ru/2022/05/23/1032
15 Афонин В. О. От каждого по способностям, каждому по потребностям
URL: http://proza.ru/2015/11/24/1705
16 Афонин В. О. Понятие социализма с точки зрения марксизма
URL: http://proza.ru/2020/05/07/1873
17 Афонин В. О. Коммунизм-чудеса, и даже сразу несколько. Утопия?
URL: http://proza.ru/2021/05/13/1765
18 Афонин В. О. Классы в марксизме
URL: http://proza.ru/2020/01/12/267
Свидетельство о публикации №222060400043