Купеческие истории Хрустальная империя Мальцовых

                Нравится ли вам  хрусталь?
      Может это любимая хрустальная ваза с цветами, отражающаяся в               
темной глубине полированного стола у вас дома… или хрустальные светильники, мерцающие разноцветными бликами в торжественном и прекрасном зале  Большого театра…  А  как приятно держать в руках изящный  хрустальный бокал на тонкой ножке; а в  нем  пенится и искрится Шампанское и   хрусталь поет волшебным голосом, соприкасаясь с другим бокалом, и люди при этом желают друг - другу счастья…  Убранство любого  праздничного стола не обходится без хрустальной сервировки… Хрусталь сияет на белоснежной скатерти и веселит глаз,  радует душу...   
   И кажется, что так было всегда и мало кто задумывается, откуда же появился  хрусталь.
                Рождение в огне
  В ноябре 1753 года сгорел московский зимний дворец. При пожаре погибла значительная часть придворного хрусталя. Царица повелела восстановить дворец и имущество за шесть недель, пожелав по  традиции  встретить Новый год в Москве. Придворная контора потребовала от Мануфактур-коллегии, чтобы на заводе Мальцовых сделано было без промедления “исправным мастерством карафинов, рюмок, стаканов хрустальных  с придворной надписью... при сем образцов каждого сорта три дюжины...” И это был не единственный заказ. На фабрики Мальцовых шли  заказы от царского двора, московского дворянства и купечества.
Почему мальцовский хрусталь был так популярен? Ведь в это время в Петербурге действовал императорский стеклянный завод, сооруженный еще при Петре I. 
На  фабрике Мальцовых для Елизаветы были изготовлены предметы, отличные от питерских по тону стекла и по манере гравировки, а также по стилистике орнаментных элементов. Наверное это отличие и понравилось императрице, когда она рассматривала мальцовские хрустальные образцы. Об этом свидетельствует новый заказ в декабре 1753 года на изготовление целой партии посуды.

                В  1756 году в урочище Шиворово на речке Гусь, что прорезает тонкой синей  лентой Мещерские леса, возник  хрустальный завод и город, названный Гусь-Хрустальным.
Город с таким романтическим названием расположен в сосновом бору Мещеры, на юге Владимирской области. Он входит в Малое Золотое Кольцо России и стоит в окружении таких известных всему миру городов, как Владимир, Суздаль, Муром.
Родоначальниками русского хрусталя и стекольного дела   стала династия  предпринимателей Мальцовых, ведущая свою историю с середины семнадцатого века,  а их фабрики  положили  начало массовому производству стекла. Основой  послужили капиталы   прародителя Богдана Мальцова, переданные наследникам. 
Со временем у   Мальцовых в Можайском уезде Московской губернии было три завода, осваивалось производство хрустальной посуды с особой декоративной  шлифовкой и гравировкой. Работали мастера -  художники, которые раскрашивали стеклянную посуду специальными красками и эмалями, покрывали позолотой.

                Чудо- чудное, диво дивное
 Мастерами-стеклодувами изготавливались  уникальные вещи, и иногда  истории их возникновения  были  весьма романтического происхождения.
Работал у Мальцовых мастер  Разумей Васильев и однажды  сильно заболела его маленькая дочь. В горячечном бреду девочка просила принести ей  букет лесных и полевых цветов, и тогда она обязательно поправится...   Дело было зимой...  Разумей отправился в гуту, так называлось основное помещение завода, где варится стеклянная масса, и за одну ночь сотворил чудо невиданное. В хрустальном кувшине  переплетались, позванивая,  лесные колокольчики, кивали головками васильки, пышно и свободно цвели кувшинки и лилии... Принес Разумей Васильев домой  букет и его дочка, восхитившись на  эту роскошь цветов и трав, выздоровела... Только увидал этот стеклянный букет  заводской мастер и велел отнести его в музей при заводе...
 С одной стороны, жаль, что отобрал  он у девочки живительную игрушку, а с другой стороны, именно поэтому мы можем  сегодня любоваться этой единственной в своем роде вещью, изготовленной в технике “мелифьери”, что в переводе с испанского означает многоцветная( мели - тысяча, фьери - цветов)...
Существует много легенд и преданий о том, как создавались те или иные вещи, тот или иной стиль, узор... Например, отец и сын Зубановы, авторы «сюжетных» алмазных рисунков, трав, цветов и перистых завитков,  увидели на морозном стекле узор, поразивший их своей красотой... На другой день они попытались повторить его на хрустальном изделии, и засверкала  морозная россыпь  тонкой узорной вязью на  гранях хрустальной вазы...
               
               
                Не на старинных вычурных полотнах,
                Где краски  разлетались по холсту,
                А на морозных деревенских окнах
                Они умели видеть красоту.
                Их волновали радуга над полем
                И синевы  разлившаяся даль.
                И это все, родное им до боли,
                Они переносили на хрусталь.
               
                По  указу Императрицы…

 В самый расцвет подмосковных мальцовских заводов на них обрушилась беда. Из Мануфактур-коллегии заводчики Мальцовы, равно как и другие мануфактуристы, получили предписание о ликвидации  стекольных фабрик.
 Лесные массивы Подмосковья катастрофически уничтожались заводчиками. По настоянию Академии наук правительственный Сенат под председательством императрицы Елизаветы Петровны рассмотрел вопрос о сохранении лесов Подмосковья. Повелевалось перенесение всех мануфактур, потребляющих большое количество дров не менее как за двести верст от города.
На совместном совете Мальцовы обсудили вопрос: куда переносить заводы?
Произошло раздвоение династии Мальцовых на две ветви: Дятьковскую и Гусевскую, но впоследствии продолжателями  дела и в Дятькове, и в Гусь-Хрустальном стали дети  и внуки Акима Мальцова.
 Привезенные Мальцовым из Москвы работные люди образовали возле речки Гусь поселение.  “Окающие” местные владимирские мужики дивились “акающим” пришельцам из Подмосковья.

На фабриках Мальцова были сделаны многие открытия в области стекловарения. Он первым в России  начал выделывать хрусталь из простых стекольных составов, подвергая их длительной очистке. На его заводах был   изобретен цветной  хрусталь   - медный рубин.
 При этом, надо отметить, что мальцовские предприятия работали исключительно на отечественном сырье.
Варка и изготовление стекла в XVII- XVIII веках производилась примитивным способом, требовавшим от мастера большой физической силы, выносливости, сноровки. Да и теперь трубка, из которой выдувают стекло, вместе со стекольной массой весит около четырех килограммов… Она должна быть постоянно в движении в руках мастера, а это трудное дело. Стекло варится в гуте из боя и шихты, которая составляется из белого (кварцевого) песка, соды, мыльной шкварки, соломенного пепла, извести в определенных пропорциях. А если еще добавляется свинцовая окись, то получается хрусталь. Для выработки хрусталя и посуды с нацветом в стекломассу  тогда добавляли сурик, глазурь, антимоний, свинец, олово, медь.
Самыми главными мастерами на заводе считались рисовальщики и шлифовщики- алмазчики, которые обрабатывали изделия. Они создавали произведения искусства, на которые дивились и дивятся до сих пор, видя эти вещи в Музее Хрусталя имени Мальцовых города Гусь-Хрустального.
  В убранстве церквей города Гусь-Хрустальный прихожан поражали хрустальные иконостасы изящнейшей работы,  хрустальные паникадила и, вместо висячих лампад, хрустальные  подсвечники.   Стены  восстановленного Свято-Троицкого Храма  города Гусь-Хрустальный и в настоящее время украшают бра с хрустальными подвесками.
  “Мальцовский” хрусталь с его знаменитой виртуозно тонкой алмазной гранью стал таким же символом русского хрусталя, как хрусталь “Баккара” для французского стеклоделия и “Мурано” для итальянского.
Заслуги Акима Васильевича  Мальцова в русской  стекольной про-мышленности были отмечены  Екатериной II.  14 августа 1775 года по указу императрицы он получил дворянское звание и чин генерал-лейтенанта. Это переломное событие предопределило дальнейший рост и процветание “хрустальной империи” Мальцовых на целых полтора столетия.
После смерти Акима Васильевича Мальцова сын, Иван Акимович Мальцов, почти  полвека владел огромной хрустальной державой.
Он был женат  на дочери гвардии поручика  Вышеславцева, Капитолине Михайловне. Капитолина Михайловна - яркая московская красавица - в первом браке была женой Василия Львовича Пушкина, остряка и  литератора, дяди поэта А.С. Пушкина! Так случилось, что  ее встреча с Иваном Акимовичем стала для них обоих решающей.
 У Мальцова было все: молодость , фабрики, деньги, и Капитолине Михайловне он  очень нравился. Она искала повод, чтобы порвать с “постылым” мужем. Повод вскоре представился, и  она решилась на скандальный бракоразводный процесс после того, как Василий Львович  был уличен ею в “прелюбодейной связи с вольноотпущенной девкой”.
Их брак  был  удачным, несмотря на то, что Капитолина Михайловна была старше Ивана Акимовича.  Она  родила ему  троих детей: дочь и двух сыновей.
  Из года в год Иван Акимович богател. В 1837 году он приобрел роскошный особняк на Моховой улице в Санкт-Петербурге. Здесь часто устраивались званые обеды и вечера. Обворожительная хозяйка дома “Капочка” была душой избранного общества.
   Сюда заглядывали 
В.А. Жуковский, Д.В. Веневитинов, М.П. Погодин и многие другие известные люди.
С обретением дворянского звания и обширных связей деятельность фабрикантов Мальцовых приобрела невиданный рост и широкий размах. В 1829 году Мальцовы получили Большую золотую медаль на Первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Петербурге. В 1849 году Мальцовым разрешено изображать на своих изделиях российский государственный герб, в 1893 году русский хрусталь получил Бронзовую медаль на выставке в Чикаго, в 1900 году Гран При на Всемирной выставке в Париже.
Со временем Гусевские заводы  Ивана Акимовича выкупил   его младший брат Сергей Мальцов с намерением  продолжить и укрепить гусевское дело, начатое отцом в Мещере. Сергей Мальцов старался поднять хрустальное производство на новый, еще более высокий уровень. На его заводах, говорилось в “Ведомостях” за 1813-1814 годы, отмечается лучшая отделка различной хрустальной посуды, которая не уступала английской. Особенно славился Гусевской хрустальный завод так называемой “бриллиантовой” отделкой посуды. Мальцов  думал о секретах венецианских мастеров-стеклоделов. Отправившись в Италию, он ознакомился с опытом итальянского стеклоделия, в том числе и  мастеров в Мурано.
В начале двадцатого века в  Гусь-Хрустальном по проекту архитектора Л.Н. Бенуа был построен  роскошный Георгиевский собор, интерьеры которого оформили живописец В.М. Васнецов и художник-монументалист В.А. Фролов. В 1983 году здесь открылся Музей хрусталя имени Мальцовых. В музее представлена  коллекция изделий мастеров гусевского завода за все время его существования. 
      
               
                Трагедии и  зигзаги судьбы
В 1880 году  в Ницце скончался внук красавицы Капитолины и Ивана Акимовича Мальцовых,  Иван Сергеевич Мальцов. Он был холост и  «хрустальное дело» завещал своему племяннику, сыну сестры  Софьи , вышедшей замуж за Степана Дмитриевича Нечаева, Юрию Степановичу Нечаеву, с тем, чтобы он присоединил к своей фамилии фамилию Мальцов.
    С.Д. Нечаев был человеком больших страстей, непреклонным и властным. Крестьяне его Полибинской усадьбы в Рязанской губернии называли барина извергом.
 Его жена, Софья Сергеевна была для своего времени женщиной образованной и независимой.Это  не нравилось  мужу, склонному к домостроевским порядкам. С годами между супругами росло отчуждение , переросшее в ненависть. Развязка наступила трагическая. В 1836 году  Нечаев приехал в Полибино с  тайным намерением убить жену. С помощью послушного дворецкого он заживо замуровал несчастную в стенах полибинского дворца. Для отвода глаз надгробный памятник С.С. Нечаевой был возведен на кладбище Новодевичьего монастыря, а много позже останки жертвы были найдены приемным сыном Нечаева и погребены  рядом с селом Полибино.   
         Юрию, будущему владельцу многомиллионного «хрустального дела» было всего два года, когда его мать приняла мученическую смерть.
         При вступлении в права наследования он, по завещанию ,стал обладателем двойной фамилии Нечаев-Мальцов.
      Юрий Степанович реорганизовал производство художественного хрусталя в городе Гусь, при нем получившего название Гусь-Хрустальный. Входивший в конце  19- в начале 20 веков в число двенадцати самых богатых людей России, Ю.С. Нечаев- Мальцов истратил на меценатство и помощь людям две трети своего огромного состояния.
    В историю Ю.С. Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина) в Москве, пожертвовав на его строительство и создание  уникальных коллекций около 80% необходимых денег.
         Профессор Иван Владимирович Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой и инициатор создания музея, обратившись к властям и к состоятельным аристократам с просьбой внести пожертвования на строительство музея, сам все свои скромные средства отдавал на строительство, равно как и архитектор Клейн, годами не получавший жалованья, а вкладывавший его в музей, и многие другие энтузиасты.
       Знаменитый русский египтолог В.С. Голенищев объявил о продаже своей богатейшей коллекции древнеегипетских памятников, которую он собирал более тридцати лет. Узнав  об этом,  Цветаев срочно выезжает в Петербург и предпринимает энергичные меры, чтобы коллекция  была передана в подготовляемый к открытию Музей.
 Надо сказать, что и Юрий Степанович весьма активно участвовал в создании коллекций для музея, особенно греческого, римского ваяния и зодчества, а также и Египта.
            Музей был торжественно открыт 31 мая 1912 года  в присутствии  семьи и свиты Николая  II и многочисленных гостей.
                Месть  фараонов ?

       Через год после открытия музея умер Иван Владимирович Цветаев, а спустя сорок дней после смерти Цветаева в Петербурге скончался Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Интересно, что на первой выставке музея была представлена его  египетская коллекция.

        Теперь, отвлекшись немного от « хрустального дела» задумаемся над тем, есть ли доля истины в древнем Египетском поверии, которое гласит, что тот, кто потревожит мертвых, рискует навлечь на себя                их гнев? Как известно, в Египте с древних времен культивировался заупокойный культ, который был связан с  загробным существованием.
 «Всякого, кто нарушит покой фараона, быстрыми шагами настигнет смерть». Осирис, бог подземного мира, его сын Анубис стерегут покой  переправившихся через священное озеро на ладье, которой управляет  гребец  Харон.
Не безопасно проникать в тайны египетских пирамид, пытаться разга-дать  загадки, не разгаданные и  до сегодняшнего времени. Тем более, что  это могут быть  не только захоронения, а  астрономические инопланетные обсерватории, и, даже причал для ковчега Ноя…   
       В  Египетской коллекции, естественно, были рельефы  древних гробниц, саркофаги, мумии, изображения  и статуи  Осириса, Анубиса, и других древних богов и богинь, связанных с затронутым нами вопросом.      
       Как бы то ни было, но так быстро последовавшие одна за другой смерти Цветаева и Нечаева-Мальцова, а затем, парадокс это или нет,    трагическая смерть императорской семьи, присутствовавшей на открытии музея, возможно, служит  подтверждением древних поверий.
       Кстати, трагедия произошла и с учеными-археологами, открывшими гробницу Тутанхамона. Их всех уже нет в этом мире.
               
                Конец «хрустальной империи».
     После смерти Юрия Степановича Мальцова, по его завещанию, крупнейшим стеклозаводчиком стал  граф Павел Николаевич Игнатьев, праправнук Акима Васильевича Мальцова по женской линии. Он успел  ввести некоторые нововведения в своих владениях. Налаживает  выпуск парфюмерной  посуды, в 1915 году на его средства в Гусь-Хрустальном начинается строительство гимназии.
      В годы первой мировой войны  финансовое состояние заводов Иг-натьева стало бедственным и управление предприятием реорганизуется в акционерное общество – «Товарищество Ю.С. Мальцова-наследники». После февральской революции, отсидев какое-то время в тюрьме,  Павел Николаевич с семьей эмигрировал в Канаду.
      В лихую пору для нашей страны завод бездействовал. Задымила высокая гутенская труба только   в  конце двадцатых годов  прошлого века. Но это уже совсем другая история.
 

               


Рецензии