На волне моей памяти - 41

Некоторые из моих подруг по жизни и по ОК знают, что я владею техникой кружевоплетения на коклюшках,  и давно уже просят меня показать мои  работы в ОК.
 Похоже, что сейчас самый подходящий момент выделить для этого  время, и заняться не только воспоминаниями, но и рукоделием.
 Но я, как всегда, начну с воспоминаний.

 С раннего детства я помню, что в нашем поселковом магазине на одной из витрин под стеклом лежали два  кружевных воротничка и маленькая салфетка. За годы моей жизни в посёлке  их  так  никто и  не купил,  но когда я бывала  магазине и приходилось стоять  в очереди  (что бывало часто),  я всё время проводила,
 повиснув над этой витриной,  разглядывая диковинный узор и удивляясь, как могли человеческие руки создать это ажурное волшебство.

Каким-то образом я узнала,  что это коклюшечное кружево и с ранних школьных лет мечтала освоить этот вид рукоделия.  Но далее этого дело не продвинулось. Литературу найти было невозможно, точно также и людей, владеющих этим рукоделием.
 В  те годы для женщин единственным окном в мир были женские журналы " Работница" и  " Крестьянка",  но там о  кружевах не
 писали, а больше о передовиках производства.

 Далее была учёба  в КАИ , и там было уже не до кружев.
;Но когда после окончания  института я выбрала распределение в Ижевск,  у меня была мысль   -  Ижевск недалеко от Кирова,  который является столицей вятского  (кукарского) кружева, а вдруг я там смогу найти кого-нибудь,  кто владеет коклюшками и сможет меня обучить.
; Поэтому  у  всех новых знакомых на заводе я спрашивала -  нет ли у них в окружении кружевниц,  которые смогли бы со мной позаниматься.

; И представьте,  одна девушка сказала,  что её бабушка плетёт, но сейчас она занята.
; Я напросилась,  чтобы бабушка взяла меня в подмастерья. Девушка сказала,  что у бабушки маниакальная идея -  она решила,  что все женщины её рода должны провожать её в последний путь в траурных черных косынках сплетённых ею.

 Всего ей надо сплести 7 косынок,  сейчас она начала плести  последнюю и пообещала, что когда закончит, она со мной позанимается.

;Я  периодически спрашивала девушку  - как продвигается плетение?
;И  вот она мне сказала,  что бабушка уже заканчивает последнюю косынку и скоро меня пригласит в гости.
;Меня охватило  радостное волнение - неужели скоро начнет осуществляться моя мечта?

; И вдруг девушка однажды утром пришла на работу заплаканная и сказала,  что бабушка накануне вечером закончила последнюю косынку и этой же ночью во сне тихонечко умерла...
Видимо бабушка запрограммировала себя на эту большую работу,  как на последнюю в её земной жизни,  и когда выполнила эту работу, то спокойно отошла в мир иной...
; Вот такая грустная история...
;
;Потом родились дети, было не до кружев.  Потом пришли  трудные девяностые годы.
  О них я уже писала в своих воспоминаниях,  когда  летом на огороде выживали за счёт козы,  кур и уток

 И представьте,  жизнь распорядилась так,  что в начале осени именно этого года я узнала, что в ДК  "Ижмаш" открылись курсы  по кружевоплетению на коклюшках.
И хотя это время было самым не подходящим для учебы ( мальчишки ещё были садиковые),  я,   не раздумывая,  записалась на эти курсы.

 И вот зима прошла в таком ритме.
 Утром отводила детей в садик и сразу брала с собой валик и подставку,  которые оставляла в заводской камере хранения.

 После работы забирала их из камеры хранения, ехала в садик за детьми и  сразу отправлялись на курсы, где я плела,  а  мальчишки катали свои машинки между  подставками женщин и умудрялись ещё критиковать меня. Говорили:  "Мама, почему  плетёшь медленно, другие тёти начали второй цветочек плести, а ты не  закончила ещё первый" . На что я им отвечала,  что у тётей нет таких "помощников",  как вы у меня.

Вечером кормила семью, быстро делала домашние дела,  укладывала детей с единственной мыслью  -  быстрее сесть за коклюшки. А потом в упоении плела до часу,  половине второго ночи, чтоб встать в шесть утра и начать всё сначала.
И ничего...
Вот она молодость...

Вспоминаются такие эпизоды.
; Все приспособления для кружевоплетения приходилось  изготавливать нам самим : валики, подставки под валик, иголки с головкой, крючки и т. д.
У меня три валика разного размера.

 Помню, как с моими мальчиками  зимой в выходной  ездили с санками  куда-то на окраину Ижевска на пилораму и привезли мешок опилок. Этими опилками потом и набили  валики. Подставку тоже надо было изготовить самим.

 Одной девочке  из группы дедушка,  который жил в Агрызе,
 изготовил подставку. Ирина Фёдоровна (наш преподаватель) одобрила этот вариант, и мы все кинулись делать ему заказы.

 Дедушка установил цену   -   бутылку водки за подставку.
 Я уже писала в своих воспоминаниях,  что в те годы бутылка водки была самой твердой валютой.   Мне из деревни тракторную тележку навоза привозили за бутылку. А тут подставка...

Мы  просили девушку,  чтоб она уломала своего деда, чтоб он брал с нас плату не водкой,  а деньгам  или товарами ( тогда в ходу больше был бартер).

Говорили,  что дед сопьется с такого количества водки, но дед стоял на своём.  Так и пришлось рассчитываться водкой.

Занятия на курсах нам вела Суркина И.Ф.
Ирина Фёдоровна - прекрасная женщина,  прекрасный мастер,  прекрасной педагог
В те годы она многое сделала в Удмуртии для того,  чтобы возродить народные промыслы и в первую очередь кружевоплетение на коклюшках .
;Она является членом ассоциации " Народные художественные промыслы России"

В моём архиве я нашла  заметку,  которая была напечатана 30 лет назад в газете "АиФ Удмуртии".
 В этой заметке написали   о Ирине Фёдоровне, о её фирме "Ирина" и описали только что закончившуюся выставку  работ ижевских мастериц " Кружев белая пена..."
Раньше такие выставки устраивались регулярно.
Сколько там прекрасных изделий экспонировалось!
Просто дух захватывало!

 После посещения такой  выставки  руки прямо  чесались  - так хотелось забросив все дела,  схватить сколки,  коклюшки,  валики и плести, плести, плести...
Как жаль,   что давно эти выставки уже не проводят.

Плетение на коклюшках - процесс очень трудоемкий и кропотливый. Поэтому
кружева стоят не дёшево.
За вечер  можно выплести примерно пять квадратных сантиметров кружева.

Воротник   "Пробуждение" кружевница на фабрике выплетает за полтора месяца при полной загрузке рабочего дня.
 Мы с Ириной Федоровной вспоминали, как в  годы перестройки одна девушка поменяла воротничок  на мешок с сахаром.

Рабочее место кружевницы  это валик на подставке.
На валике  закреплён сколок (технический рисунок ),  по которому выплетается коклюшками  узор.
Коклюшки это палочки с головками,  на них наматываются нити.
Начало нити на одной коклюшке,  а конец на другой.
Коклюшки используются парами .
Даже на простом рисунке кружевница используют от 10 до 20 пар коклюшек,  а  она сложном количество коклюшек может доходить до 100.
Плетение на коклюшках - это как зарядка для ума. Выплетая кружево,  надо постоянно  думать, как при разгадывании кроссворда или судоку.

 Ценятся коклюшки,  изготовленные из можжевельника (вереска)  за их чистое  и звонкое  звучание.
Звон коклюшек при работе нескольких мастериц -  это особая песня,  которая приносит и успокоение,  и радость,  и умиротворение.

Плетение кружев на коклюшках является высшим пилотажем женского рукоделия. Изделия,  выполненные в этой технике -  вне времени и моды, они достойны того,  чтобы их передавали  в семье по наследству


Фотографии моих изделий, выполненных в технике кружевоплетения на коклюшках, можно увидеть на моей странице в Одноклассниках



           Апрель 2020г


Рецензии
Превосходно написано.
Подниму в рейтинге.

Виктор Левашов   15.09.2023 04:35     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и оценку! С уважением

Лидия Гончарова Ястребова   15.09.2023 06:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.