Поэт Пушкин и композитор Глинка
Духовное единение с друзьями, которые понимали его, понимали и ценили его творчество,- это ведь то, что называется роскошью человеческого общения.
Иногда, чудесным образом, восприятие поэта друзьями-поэтами и музыкантами- друзьями переплетались. Так, например, Дельвиг называл Пушкина соловьем и написал стихи, посвятив их Пушкину: “Соловей мой, соловей...ты куда, куда летишь? Где всю ночку пропоешь?” Эти строки, конечно известны всем. Композитор Алябьев, словно угадав это, переложил их на музыку и получился романс...о Пушкине!
20 мая 1804 года в Новоспасском, что под Смоленском, на рассвете, когда особенно усердно упражняются, словно соревнуясь между собой, соловьи, родился мальчик, которому суждено было пройти почти параллельно с Пушкиным путь творчества, черпая в его произведениях свое вдохновение. Звали этого мальчика Михаил Глинка.
Он стал композитором и прославил русскую музыку так же, как и Пушкин - поэзию. Опера “Жизнь за царя” является непревзойденным мировым шедевром.
Но что интересно... отношения между Пушкиным и Глинкой ни прежде, ни теперь, когда один возглавил русскую поэзию, а другой готовился принять “бразды правления” в русской музыке, не были особенно близкими. С той самоотверженной мужской дружбой, которая связывала, например, поэта с Дельвигом, Пущиным, Нащокиным, они так и не сравнялись. Но оба, несомненно, пристально следили за творчеством друг-друга. И даже известна дата, когда началось их “соавторство”. В 1828 году Михаил Иванович обработал народную мелодию привезенную из Грузии Грибоедовым, а Пушкин написал для нее слова “Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной...” В последующие десять лет Глинка положил на музыку великое множество стихов Пушкина, которые теперь входят в сокровищницу русского искусства. Об этом я еще расскажу.
Вскоре после гибели Пушкина Глинка садится за новую оперу “Руслан и Людмила”. Это был музыкальный памятник великому русскому поэту, которого Глинка пережил...но не на много, всего на двадцать лет...отпевали его в той же церкви, что и Пушкина...Так скрестились еще раз их посмертные пути, но, как память о “соловьином” искусстве обоих, почти одновременно, во всех городах и весях России отмечаются: праздник поэзии в честь Пушкина и праздник русской музыки, посвященный Глинке.
Здесь я расскажу о создании одного романса М. Глинки на стихи Пушкина:
ПРИЗНАНИЕ. (Михайловское 1826 год)
( К Александре Ивановне Осиповой)
Я вас люблю-хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю,
При вас мне грустно,- я терплю;
И мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь - мне отрада;
Вы отвернетесь - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя ,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!...
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествие в Опочку,
И фортепьяно вечерком?...
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!
Стиховорение Пушкина и музыка Глинки, написавшего дивный романс на эти стихи, оставили в памяти милый образ русской провинциальной девушки, Александры (Алины) Осиповой, падчерицы Прасковьи Александровны Осиповой- Вульф, тригорской соседки Пушкина во время его “заточения” в Михайловском.
Дом Прасковьи Александровны был полон барышень. Пушкин и флиртовал, а то и “разыгрывал” романы поочередно со всеми ее тремя старшими дочерьми, и с многочисленными молодыми родственницами, приезжавшими погостить, например с Нетти, племянницей П.А. Осиповой -Вульф, или, с Анной Керн, но это было совсем другое...
Роман с Анной, старшей дочерью Прасковьи Александровны, ему скоро наскучил, так как Анна горячо и страстно любила его, и отдала ему свое сердце на всю жизнь, так и не выйдя замуж... Пушкин даже не посвятил ей ни одного стихотворения... Так, какие-то отрывки и наброски... Хотя, с озорством молодости, он дразнил ее, “мучил”, притворялся, что тоже чувствует к ней что-то, или отталкивал... Ее влюбленная покорность его “бесила”.
Евпраксия, или Зизи, тогда была еще совсем юной, но у Пушкина с ней сложились дружеские полувлюбленные отношения. Они, играючи, мерялись талиями, он заражался от Зизи пылкой энергией молодости и упоминал о ней в нескольких своих стихах.
Что касается Алины- то тут было сложнее. Чувство Пушкина к Алине не было ни продолжительным, ни глубоким, ни страстным, но все же он и досадовал: на нее, на себя, на Алексея Вульфа, сына Осиповой-Вульф, с которым у Алины был долгий , изнуряющий душу, роман. Надо сказать, что Алексей не был особенно влюблен в Алину, но, то ли от скуки, то ли из мужского тщеславия, не отпускал ее от себя, умело разжигая ее страсть, и равнодушно поддерживая в ней огонь, доводя до слез. Да и вообще, он, по натуре не был способен “любить”, не женился, впоследствии завел себе чуть ли не целый гарем. В общем, душа его была холодна и пуста... Не то, что Пушкин!
Но и Пушкина охватило бы , пожалуй, некоторое разочарование, если бы Алина склонилась к нему, однако он сознавал, что это, по известной причине, невозможно...и ревновал...
Неизменно ровное, спокойное ее обращение было как граница- через которую не переступить.
Александра Осипова была пылкой, романтически настроенной, артистической натурой, великолепной пианисткой, в музыке умевшей изливать свои чувства, но с характером, странно сочетавшим импульсивность и умение обуздывать свои страсти... Словом ей была присуща и некая рассудительность.
Чего же Пушкин хотел от нее? Если Анну он “дразнил” из охотничьего интереса для нее, то тут он “дразнил” себя, играл...
Жизнь Александры Ивановны не удалась.
Измотавшая ее связь со сводным братом, неудачное замужество... Муж А.И. Осиповой, псковский полицмейстер П.Н. Беклешов, грубый, толстокожий человек, говорил с ней, (по свидетельству ее младшей сестры, Марии Ивановны Осиповой), не иначе как бранясь, так, как бранился бы самый злой мужик.
Пушкин, зная ее жизнь, сочувствовал ей, изредка писал ей нежно-шутливые письма...
А она - с какой тоской она вспоминала, наверное, “прежнее время”...Время, когда ее жизнь озарила радость общения с гением!
Ведь не у каждого в памяти и в душе есть такое...
Свидетельство о публикации №222060800860