Выпускной

У каждого человека есть самые памятные и дорогие воспоминания о некоторых событиях.  Есть они и у меня,  но как-то так получилось, не всегда они именно о каких-то судьбоносных событиях в моей жизни. Вернее, остались лишь небольшие фрагменты об этих событиях в моей памяти.

Думаю, у большинства моих сверстников остались воспоминания о школьном выпускном бале. Особенно сейчас, все родители  стараются запечатлеть момент, когда  твое выросшее чадо покидает стены школы, в которой прошли десять или одиннадцать не самых худших лет в жизни любого человека.  А в то время, когда я заканчивал школу, это был 1965 год, фотоаппараты были редко в какой семье, а фотовспышки к ним вообще были большой редкостью. Поэтому фотография, которая на заставке, плохого качества, но она единственная в моем фотоархиве с выпускного бала, где я на заднем плане, единственный  юноша среди одноклассниц Вали Дреминой, Светы Желниной, Люды Шумиловой и Тани Коростылевой, запечатлены вместе с нашим классным руководителей Тамарой Андреевной Василенко.  Примерно столько же фотографий и у других моих одноклассников,  да и эту я "слямзил" у кого-то в "Одноклассниках".  Есть еще одна большая, где весь наш выпускной класс с заведующим районо, директором школы, несколькими учителями, сфотографировавшимися на фоне  наглядной агитации в актовом зале школы.

Актовый зал школы, когда я учился в младших классах, да и потом еще несколько лет, выполнял роль и спортивного зала. Помню, в одном углу к потолку был приделан крюк, и на него крепили деревянный шест, по которому школьники лазили.  Вначале с помощью рук и ног, потом только рук, подтягиваясь ими, но это удавалось только неплохо развитым парням, и я был среди них. Но потом спортзал перевели в отдельно стоящее здание, построенное под школьные мастерские для уроков труда по обработке металла. А когда для мастерской нашли другое место, здание превратилось в спортзал.  Правда, не очень высокий, небольших размеров в длину и ширину, но мы были рады и такому.

И тогда в актовом зале стали проводить общешкольные мероприятия,  танцы после них. Я играл в духовом оркестре, который сидел как раз на том месте, где была сделана  фотография всего нашего 11-а класса. Правда, на ней стоят два "лишних" ученика - Володя Загузов и Витя Тяжелков из 11-б класса, где в общем-то учились ребята и девчата из соседнего поселка Оглонги. Там была только восьмилетняя школа, и желающие получить  полное среднее образование должны были ездить в другую за 8 км на автобусе.  Кроме Тяжелкова и Загузова, в 11-б классе учились еще два  парня и две девочки из нашего поселка Херпучи, и только потому, что они учили до этого английский язык, а мы все немецкий.

Как вы поняли, уважаемые читатели, выпускных классов было два - А и Б.  В нашем классе училось 7 парней и 14 девочек,  а вот в классе Б парней было 10,  и девочек тоже 10. У меня есть фотографии двух выпускных классов, а считать я еще не разучился.  Таким образом, среднюю школу в 1965 году окончили 41  ученик, всем нам выдали "аттестаты зрелости".  А так же еще удостоверения о прохождении занятий по полной программе производственного обучения и присвоению какого-то разряда по выбранной специальности. Мне, например, выдали удостоверение "радиооператора 3 класса", проще говоря, радиста.

Вручение аттестатов и удостоверений проходило в актовом зале. В нем с одной стороны, с торца, была невысокая сцена, откуда мы выступали с номерами художественной самодеятельности и гимнастическими упражнениями, и там же устанавливали столы для президиума во время  торжественных мероприятий.  Так было и на этот раз.

Сейчас я уже не помню точно, кто сидел в президиуме. Видимо, директор школы Валентина Николаевна Аляева, два классных руководителя - Тамара Андреевна Василенко и Светлана Васильевна Веснина это точно, а вот кто сидел еще, убей бог, не помню.

Весь почти квадратный актовый зал был уставлен стульями,  посредине был проход к сцене. В зале сидели выпускники, их родители, все нарядно одетые и счастливые.  Еще бы, для кого-то закончились многолетние мучения, для кого-то просто один период жизни. Никто из нас не знал, что позже мы будем с ностальгией вспоминать его как далеко не самый беззаботный, но все же счастливый.

Я был один из самых высоких выпускников школы, поэтому сел на самом заднем ряду в самом углу у большого окна актового зала.  Мы не знали, как будут вручать вначале аттестаты зрелости. Я думал, что по алфавиту, и поэтому сел так далеко.  Все же моя фамилия была второй с конца, последней был Ян Щербаков, мой кузен.

Но я ошибся. Аттестаты стали выдавать по успеваемости. И первой вызвали Лизу Жулковскую, которая получила серебряную медаль. Она сидела вместе с девчонками где-то в первых рядах, и когда назвали её фамилию, пошла к ступенькам справа от сцены, по которым все поднимались на это возвышение.  Ей вручили аттестат и она вернулась на своё место.

Второй прозвучала моя фамилия и имя.  Я тоже претендовал на такую же медаль, но за конфликт на уроке химии мне поставили по этому предмету 4, а это оказалась третья четверка, а на медаль надо было иметь максимум две.  Я пошел по проходу к сцене, и не знаю, почему не стал идти к ступенькам, а прямо посредине сцены запрыгнул на неё. Для меня, спортивного парня, это было совсем просто.  Мне вручили аттестат и я таким же макаром, т.е. спрыгнув со сцены в зал, прошел к своему месту.  Больше никто из выпускников не повторял мой способ поднятия на сцену, ни парни, ни, что естественно, девчонки.  А вот я снова также поднялся на сцену, когда мне вручали удостоверение радиооператора  3 класса. Хотя мы с еще одни выпускником, Сашей Гальцевым, передавали на ключе и принимали текст по нормативам 2 класса, но не имея стажа работы, не могли получить 2 класс. Нам об этом сказали наши педагоги, супруги Лопатины, радисты нашего аэропорта.

Потом у нас было много свободного времени до банкета и выпускного бала, который устраивали для своих "чад" наши родители.  Честно, я не помню, как провел это время, так же не помнил, где проходил наш выпускной. Только совсем недавно мои одноклассницы напомнили, что он был в том же актовом зале, который был как-то украшен, и где стояли столы буквой П, и было место, где танцевать.

Опять у меня провал в памяти, и сказать, с кем я сидел рядом, не могу. На фотографии своих одноклассников увидел, что наш физрук Георгий Константинович Мизиш сидел рядом с парнями из параллельного класса Шириздановым и Захаровым.  А вот где сидел я, не помню.  На столе были бутылки с каким-то алкоголем, включая водку, ведь вместе с нами гуляли и родители. К этому времени я уже был убежденным трезвенником, поэтому пил только ситро, которое тоже закупил родительский комитет, который и организовал этот банкет. Но очень многие выпускники выпивали алкогольные напитки, но я не помню, чтобы кто-то напился до рвоты.

Впервые в школьные годы я мог потанцевать вволю. Обычно я был лишен  этого на школьных вечерах, ведь был участником школьного духового оркестра с 6 класса. И лишь когда у нас был небольшой перерыв и включали радиолу, я мог станцевать танец-другой с девчонкой.  Научили меня танцевать модные тогда быстрые танцы в Хабаровске, где я вместе со своим дядей Володей, всего на год старше меня, ходил на танцы в ДК "Строитель".  Он танцевал с Валей Жуковой, одноклассницей, которая ему нравилась, а меня приглашали танцевать их одноклассницы. Я парень был видный, симпатичный, спортивный, и казался им ровесником, поэтому они приглашали и учили меня танцевать.

А вот когда я учился в 11-м классе, в нашей школе появился кружок бальных танцев.  Его стала вести учительница, но вот по какому предмету, не помню. Она то и научила некоторым бальным танцам - вальсу, танго, фокстроту, польке и еще каким-то. Это я помню, но кто был моей партнершей в танцах, вылетело из головы напрочь. Но так или иначе, месяца за три я научился неплохо танцевать бальные танцы, в вальсе мог кружить в обе стороны.  Мои одноклассницы, которые тоже ходили на этот кружок, это знали, поэтому охотно соглашались потанцевать со мной, а когда объявляли белый танец,  ко  мне спешили сразу несколько девчонок как из нашего класса, так и из параллельного. А тут уже кто быстрее был, с той я и танцевал. 

Я уже писал, и даже не раз, что в школьные годы у меня было три симпатии. В первом класса Нина Перминова, самая маленькая в классе девочка,  которую я брал за руку, когда водили хоровод на уроках физкультуры, потому что был самый высокий в классе. Со второго по восьмой самой симпатичной мне казалась Лиза Жулковская. Она была не просто симпатичной, а красивой еврейской девочкой.  Но в 9 классе мне стала больше нравится приехавшая в наш поселок с родителями симпатичная девочка Рита Кандала. Но с ней с первых дней пребывания в школе стал дружить одноклассник Володя Козлов.

В те годы был популярный  фильм "Причал", в котором звучала песня о дружбе.  В ней были слова про друга: "Ну а случиться, что он влюблен, а ты на его пути, уйди с дороги, таков закон, третий должен уйти." И хотя Козлов не был моим другом, я  ушел с дороги.

Но когда мы учились в 11-м классе, и приближалось время выпускных экзаменов, я заметил, что между Ритой и Вовкой «пробежала черная кошка», и они не гуляют вместе.  Уже почти в конце вечера, когда заиграла музыка, я подошел к Рите и пригласил на танец. И во время танца я предложил ей погулять вместе.  Она согласилась, и мы до рассвета гуляли на Дубовке, сопке, разделяющий наш поселок на две части. В мае на сопке очень красиво расцветает багульник, который на фоне ярко-зеленых иголочек лиственниц  выглядит фиолетовыми пятнами .  Все влюбленные старались проводить свои свидания именно  здесь, благо тропинок на Дубовке хватало. 

Нагулявшись, мы еще долго разговаривали у забора дома на "Камчатке" (так называли дальнюю  часть поселка), пока из сеней не раздался голос матери Риты Марии Ивановны:
- Рита, иди спать.
Мы пожали друг другу руки, Рита зашла в сени, а я пошел домой.  По радио «Маяк» должен был быть репортаж о каком-то футбольном матче нашей сборной или клуба, не помню точно, и я сел слушать, находясь в приятном возбуждении от свидания с девушкой, которая мне очень нравилась.  Из спальни выглянула мама, спросила:
- Ты только пришел? С кем ты гулял?
И когда услышала, что с Ритой Кандала, довольно хмыкнула и пошла досыпать.  А я дослушал репортаж, и только после этого лег спать.

Сейчас я уже точно не помню, как я спал, и о чем думал в этот предрассветный час после выпускного и первого свидания в моей жизни с девочкой, которой я симпатизировал.  В то время я не мог знать, как сложится моя жизнь и что в ней произойдет. Я даже не знал, кем хочу стать в своей жизни. Хотя мне за несколько дней до выпускного исполнилось 18 лет, в голове был разброд и шатание.  У меня день рождения 20 июня, и именно в этот день мне преподнесли "подарок" в виде четверки за экзамен по химии. Мне, победителю районной олимпиады по химии, снизили оценку за  конфликт на уроке химии.  Никто тогда не знал, и я в том числе, что на вступительных экзаменах в Хабаровский медицинский институт я единственный из парней, поступавших в тот 1965 год, получу все пятерки на экзаменах, в том числе по химии.  Пока же я засыпал счастливый и довольный, как сложилась моя   еще короткая часть жизни.  Ведь в 18 лет рано подводить итоги, согласитесь.

Для желающих узнать, чем же закончились наши отношения с Ритой, вот ссылка на мой рассказ. http://proza.ru/2019/02/15/1572


Рецензии